Калина 1.4 (16v) - валы Нуждин 8.7 (264 гр) - 105 л.с.!

Наш старый знакомый, Руслан, обратился с просьбой заменить гидрокомпенсаторы на Калине с двигателем 1.4 литра. Так же была озвучена жалоба на неровный холостой ход - мотор как будто работал "на тюнинговых валах" с характерным "тыр-тыром". Уж не поставил ли предыдущий владелец какие-нибудь нестандартные валы? Пробег двигателя - примерно 77 тыс.км. Попутно требовалось провести ТО с заменой ремня ГРМ, масла и фильтра, проверить водяную помпу.

Машину приняли в работу, сняли впускной ресивер, рампу с форсунками и отдали форсунки на ультразвуковую мойку с проверкой на стенде. Распредвалы демонтировали - они были самыми обычными, заводскими. Значит, причина неровного холостого хода не в них. Свечи всё рассказали - бодяжный бензин с металлоприсадкой (ферроцен) их давно вывел из строя. Вот и колбасило движок на холостом ходу. Забитые топливные форсунки так же сыграли свою роль.
Распредвалы оказались в плачевном состоянии - многие кулачки крошатся на вершине (питтинг), и одновременно они же изнашивают поверхность сопряженных с ними гидротолкателей. Оба вала нужно менять!

Калина 1.4 (16v) - валы Нуждин 8.7 (264 гр) - 105 л.с.!
Калина 1.4 (16v) - валы Нуждин 8.7 (264 гр) - 105 л.с.!
Калина 1.4 (16v) - валы Нуждин 8.7 (264 гр) - 105 л.с.!
Калина 1.4 (16v) - валы Нуждин 8.7 (264 гр) - 105 л.с.!

Руслану было сделано предложение, от которого он не смог отказаться - вместо новых серийных валов за 2500 руб пара, установить тюнинговые валы Нуждин с подъемом 8.7 мм и фазой 264 градуса, по цене всего 4000 руб за пару! Фишка в том, что эти валы - перешлифованы из заводских (тюнинговый профиль вписан в заводской кулачок с уменьшением базового диаметра кулачка) и цену на них можно хорошо уронить. Конечно же Руслан согласился.

Меняем гидрокомпенсаторы на новые, ставим валы Нуждин 8.7 мм, а шкивы оставляем заводские, т.е. экономим на установке разрезных. Почему? Да потому, что тюнинговые профили вписаны в заводские кулачки и сохраняют положение кулачков относительно заводского шпон-паза на валу. Однако, перед запуском двигателя мы проверили перекрытия на заводских шкивах и тюнинговых валах - подъем на впускном валу 1.0 мм, на выпускном - 0.8 мм! Отличный результат - разрезные шкивы и их регулировка (которая стоит денег) нам не требуются. Свечи заменили на новые.

Нужно отметить - выпускной тракт на машине полностью серийный, с заводским катколлектором и заводской программой! Ресивер так же остаётся пластиковым с заводским дросселем.

Калина 1.4 (16v) - валы Нуждин 8.7 (264 гр) - 105 л.с.!
Калина 1.4 (16v) - валы Нуждин 8.7 (264 гр) - 105 л.с.!
Калина 1.4 (16v) - валы Нуждин 8.7 (264 гр) - 105 л.с.!
Калина 1.4 (16v) - валы Нуждин 8.7 (264 гр) - 105 л.с.!
Калина 1.4 (16v) - валы Нуждин 8.7 (264 гр) - 105 л.с.!
Калина 1.4 (16v) - валы Нуждин 8.7 (264 гр) - 105 л.с.!
Калина 1.4 (16v) - валы Нуждин 8.7 (264 гр) - 105 л.с.!

Когда всё было собрано, мотор пустился без каких-либо проблем. Холостой ход совершенно ровный, как и положено заводскому мотору - "тыр-тыр" исчез без следа (проблема была в свечах и забитых форсунках).

Ради интереса сняли график ВСХ. Следует отметить, что мы не смотрели на маркировку двигателя и думали, что на машине стоит приоровский мотор 21126 с объемом 1.6 литра. Когда мы увидели итоговый график, то расстроились - валы ничего не дали, мотор выдал совсем обычный график для заводского движка кубатурой 1.6 литра. Неужели программа и катколлектор так сильно душат мотор, что валы не способны что-либо прибавить?!

Однако, клиент всё расставил на свои места - на машине-то был мотор 11194! Т.е. объем 1.4 литра и мощность 89 л.с.! "Не может быть" - воскликнул автор, бросился сличать маркировки, смотреть свидетельство на машину, но ошибки не было - мотор действительно был 1.4 литровым. Так значит, валы работают! Теперь самое время посмотреть график двигателя ВАЗ 11194 (1.4 литра, 16 кл) с установленными валами Нуждин 8.7 мм (фаза 264 град):
пиковая мощность: 105 л.с. при 6000 об (красная линия),
пиковый крутящий момент: 14.4 кг при 5000 об (синяя линия).

K-POWER | Калина 1.4 (16v) - валы Нуждин 8.7 (264 гр) - 105 л.с.!

Вот так, всего-лишь увеличив подъем клапанов и расширив фазу, получили мотор 1.4 литра, по характеристикам равный приоровскому двигателю, объемом 1.6 литра. И в этом нет ничего удивительного, достаточно посмотреть на иномарочные двигатели 1.4 литра у Шкоды, Шевроле и других производителей, где так же получают бОльшую мощность и момент, лишь изменив распредвал и перекалибровав программу.

В нашем случае удаление катколлектора и отписка программы дали бы еще больший результат, но Руслана всё и так устроило и машина не вернулась на эти доп.работы.

Напоследок займёмся занимательной аналитикой.

1) Сравним график 1.4 мотора на валах с серийным 89-ти сильным мотором 1.4 литра из прошлого отчёта.

Как видим, только лишь за счёт валов мотор добавил 17.8 л.с. на 6000 об, из 89 сильного превратившись в 105 сильный движок. После 3500 об - заметный рост крутящего момента, пиковая добавка 2.1 кг на 6000 об.
Хорошо заметно, что мотор становится более верховым, заметно добавляя момент и мощность после 3500 об, но при этом до 3500 об сохраняет заводские показатели по моменту и мощности (там добавка едва уловима - всего 0.1-0.2 кг момента). Т.е. низы и середина не страдают.
Что это значит? А то, что заводские валы с подъемом 7 мм, доставшиеся моторам 1.4 и 1.6 еще со временен древнего полторашки 2112 - ущербны! Т.е. есть неиспользованный конструкторами запас по подъему и фазе, который позволяет прибавить мощность на верхах, не потеряв низы и середину! И это даже с учётом наличия катколлектора и задушенной под экологию программы! При этом расход изменяется неуловимо - Руслан не отметил его существенного увеличения.
Вы не замечали, какие показатели по мощности на корейских и китайских моторах, какой у них характер? Они имеют ярко выраженный верховой характер и "подрывают" после 3500-4000 об! Всё дело в фазах и подъемах, вот откуда берутся 100-сильные двигатели на иномарках с объемом 1.4 литра.

K-POWER | Калина 1.4 (16v) - валы Нуждин 8.7 (264 гр) - 105 л.с.!

2) Далее сравним график 1.4 мотора на валах с двигателем 1.5 л Калины на тяжёлой ШПГ из того же отчёта.

За счёт увеличения объема, и коротких 2110 шатунов (меняется RS-соотношение, мотор становится менее крутильным), полторашный мотор Калины (переделка из 1.4 - читайте отчёт по ссылке выше) становится более тяговитым, но менее мощным (99 л.с.). Всё это хорошо видно в сравнении двух графиков.
Зеленым пунктиром - 105 сильный двигатель 1.4 л с валами и стандартной облегченной ШПГ (приоровские шатуны и 11194 поршни).

K-POWER | Калина 1.4 (16v) - валы Нуждин 8.7 (264 гр) - 105 л.с.!

3) Интересно сравнить график 1.4 мотора на валах с приоровским серийным двигателем 1.6 л из отчёта за 2009 год.

Графики очень похожи и идут рядом, но 100-сильная приора после 5000 об "задыхается" и мощность утухает (очевидно, из-за валов), низы до 2000 об на 1.4 оказались даже лучше.

K-POWER | Калина 1.4 (16v) - валы Нуждин 8.7 (264 гр) - 105 л.с.!

4) Напоследок (надеюсь, вы еще не утомились) сравним график 105-сильного 1.4 мотора на валах, с приоровским серийным двигателем 1.6 л из отчёта за 2015 год. Напомню, там была Калина, а график - 102 сильного приоровского двигателя с пауком 4-2-1, дросселем 54 мм и некоей тюнинговой программой. В остальном мотор был стоковым (до капремонта и установки валов).

И вот тут 1.4 мотор (105 сил) с валами уже значительно уступает в крутящем моменте приоровскому 1.6 литровику. По-прежнему видим удушение 1.6 мотора после 5000 об из-за заводских валов (именно здесь 1.4 еще продолжает ехать, а не просто стухать). Полагаю, в параллельном заезде этот 102-сильный приоровский мотор запросто объехал бы 105-сильный 1.4 литровик за счёт бОльшего крутящего момента.

K-POWER | Калина 1.4 (16v) - валы Нуждин 8.7 (264 гр) - 105 л.с.!

Внимательный читатель спросит - почему на 8 кл вы рекомендуете доработку головы, а на 16 кл хватает лишь валов для таких результатов? Действительно, запил головы на 16 кл - значительно ухудшает наполнение на малых и средних оборотах, но при одновременном сильном повышении мощности на высоких - в итоге получаются злые 170-190 сильные моторы с диапазоном до 8 тыс.об, а то и более.
Но для гражданского применения производительности заводской 16 кл головы вполне достаточно, и можно обойтись только установкой валов, что делает 16 клапанник более выгодным и дешевым мотором для тюнинга (если таковой мотор уже есть на машине), но для 8 клапанника запил головы - безвариантное решение, если вы хотите тюнинговать двигатель и решаете сохранить 8 клапанник (т.е. без переделки на 16 кл).

Резюмируя итоги данной работы, хочется отметить невероятную бюджетность - в 16 кл мотор объемом 1.4 литра лишь "вкинули" валы, и он вплотную приблизился по показателям к заводскому 1.6 литровику.
При этом дроссель, выхлоп, программа, даже катколлектор - всё осталось заводское! Не потребовались и разрезные шкивы, т.к. валы - перешлифованы из заводских. Идеальный вариант лёгкого приободрения двигателя в каком-нибудь "Мухосранске", когда нет возможности выставить шкивы и даже отписать программу, ввиду отсутствия чиповщиков в шаговой доступности.

 

Статья написана: 9 марта 2015 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.