В октябре 2014 года к нам обратился Рустем из г. Можга, с просьбой откапиталить двигатель Калины 1.6 (мотор ВАЗ 21126 "приоровский", 16 клапанов). Ранее на автомобиле рвался ремень ГРМ, был втык клапанов - мастера в Можге поменяли клапана, поршни и двигатель начал сильно есть масло.
В выборе вариантов доработки двигателя Рустем остановился на установке тюнинговых валов и отписке программы. На машине уже был установлен паук 4-2-1 и дроссель на 54 мм. В результате остановились на референсной работе, где мы получили 137 сил:
ВАЗ 2114 - конверсия 8v=>16v, валы Нуждин 9.75 мм (275 град)
Было решено использовать такую же конфигурацию, с теми же самыми валами. Лезть в дебри и заниматься дальнейшими наворотами мы не стали, т.к. Рустем планировал отъездить на Калине еще год, а затем менять её на другое авто, по-этому был выбран максимально сбалансированный в плане соотношения "затраты\результат" вариант и мощность порядка 130 л.с. его вполне устраивала. Машину привезли и оставили на ремонт:
Поскольку работа полностью копирует статью о московской четырнадцатой, нет резона плодить одинаковые фотографии. До разборки двигателя сняли график ВСХ с серийного мотора. Как уже было сказано выше, на моторе был установлен паук, дроссель 54 мм и кем-то в Можге залита некая программа. Что за программа - тайна, покрытая мраком. Вроде как называется "ледоруб" или "дровосек". Ну, вы поняли... Из серии программ, которые пишутся, не видя машины, для которой пишутся.
Мотор имеет ровную полку момента, но звёзд не хватает, т.к. не вышел за 102 силы.
пиковая мощность: 102 л.с. при 4900 об (красная линия),
пиковый
крутящий момент: 15.0 кг при 4800 об (синяя линия).
После снятия графика, мотор был снят, разобран и выполнен капремонт с расточкой цилиндров в ремонтный размер, доработаны поршни, ШПГ осталась облегченной, приоровской.
По головке заменили маслосъемные колпачки, установили дюралевые тарелки пружин и валы Нуждин 9.75 мм с фазой 275 градусов. Доработка каналов не выполнялась, т.к. глубоко форсировать мотор по оборотам мы не планировали. Перекрытие разрезными шкивами выставили 0.8 мм на впуске и 0.6 мм на выпуске. Так же были установлены RS-гидрокомпенсаторы для сужения фазы валов.
После отписки программы (контроллер остался калиновский Бош 7.9.7), сняли график ВСХ. Итак, что мы получили:
пиковая мощность: 128 л.с. при 5900 об (красная линия),
пиковый
крутящий момент: 17.1 кг при 4900 об (синяя линия).
Сравним результат до и после. До 2500 оборотов наблюдаем потерю крутящего момента 3.1 кг, с 2500 до 3500 графики идут ноздря-в-ноздрю, а вот после 3500 оборотов валы начинают "дышать" в полную силу - на графике видим максимальный прирост на 6000 оборотах +4.3 кг момента и +36.4 л.с. мощности. Мотор стал более верховым и это несмотря на длинный впускной тракт с заводским пластиковым ресивером.
Результат поразил - график не повторял результатов московской четырнадцатой из прошлого отчёта! Далее - сводный график двух машин на одной координатной сетке. Хорошо видно, что Калина проигрывает в тяге на малых оборотах до 2500 об (Рустем через несколько недель даже приехал на повторную регулировку шкивов - немного убавив подъемы клапанов, мы "вытянули" низы), и в целом график ниже, чем у четырнадцатой, проигрывая как по моменту, так и по мощности.
Нужно отметить, различия в железе у этих двух машин всё же были:
1) Разные контроллеры: Январь 7.2 у четырнадцатой и Бош 7.9.7 у Калины
2) Разные пауки - у четырнадцатой вариант "Самара 16v спорт" с более толстыми первичными и вторичными трубами и иной длиной труб, у Калины - типовой паук.
Однако, мне лично вариант Калины на дороге понравился больше - более пологая полка момента давала напористый ровный разгон от 3500 до 7000 оборотов. Четырнадцатая же собирала момент в кучу, выдавая узкую гору мощности (это мы отметили с чиповщиком еще на этапе отписки программы), но мотор сдувался к 6000 об - хотя московского клиента это очень даже устроило (он не любитель крутить мотор). Характерное провисание момента на 3000 оборотах было у обеих машин, но на Калине это ощущалось менее выраженно.
Рустем после приезда домой написал вот такой отзыв, привожу его далее полностью, без купюр.
23 октября 2014 г:
Добрый день, Артем!
Хочу оставить Вам первичный отзыв по машине.
Итак, вчера доехали с Челнов до Можги и сегодня покатался день по городу, итого пробег 150 км. Начну с самого главного- ощущений от нового мотора. Расход по трассе специально обнулил, за 120 км пробега средний по трассе 7,0. Ехал в режиме 90-110, три раза раскрутил мотор газ в пол. Раньше в таком режиме у меня было 6,2- 6,4 л на сотню. Ну, за мощность надо платить. По комфорту - движок работает намного тише, мягче, вибраций гораздо меньше (даже почти пропал зуд кулисы КПП на высоких оборотах). Звук на этих распредвалах стал чуть басовитее, если раньше на высоких оборотах это был визг, то сейчас приятный рев, мне нравится! По динамике- долго не мог понять- вроде если смотреть как нарастает скорость по спидометру в режиме газ в пол- стала быстрее. По "жопомеру"- кажется динамика упала. И только на второй день, сегодня до меня дошло- поменялся характер мотора, и он, увы, стал скучнее. Все журналисты в журналах когда тестят приору, гранту или калину с мотором 21126 отмечают взрывой веселый характер мотора- после 3-3,5 тысяч оборотов на сток валах ощущается мощный подхват, и гонять с таким пинком очень весело. И у меня раньше было также. На новых валах динамика бесспорно стала лучше, но у мотора пропал подхват- то есть провал момента на графиках ВСХ в районе 3,-3,5 тысяч оборотов по факту не ощущается, и нет ощущения пинка после 3,5 тысяч. И получается что машина стала быстрее, но из-за ровного троллейбусного характера мотора пропал этот веселый драйв... НО! Специально прокатился по вечернему городу, и когда разгоняешься на 2ой передаче газ в пол- с 20 до 60 км/ч она ровно раскручивается, а после 60 уходит в жесткий букс- мотор как раз выходит на пик мощности и момента на 4-6,5 тысяч оборотов. И это на сухом асфальте на шипах!
Сегодня с утра было -14. Завелась легко, стартером крутит до первых вспышек 2-2,5 секунды. Возможно смесь бедновата. На холодную стучит тот самый гидрик на 4ом цилинде, стук пропадает секунд через 30.
Еще по характеру мотора- явно ощущается падение момента по сравнению со сток валами до 2,5 тысяч оборотов. По городу спокойно ездить стало неудобнее, чем раньше, но может еще обкатается, момент подрастет.
И по прошивке- обнаружилась одна неудобная особенность. Когда едешь спокойно, и переключаешься плавно, в момент переключения передач обороты падают до 500-650. То же самое когда после движения на передаче ставишь на нейтраль- обороты падают до 550, затем подскакивают до 1000-1100 и устаканиваются на 900-950 оборотов. И такая же фигня при плавном трогании без подгазовки- обороты падают с 900 до 550. И всегда когда проваливаются обороты, по кузову от мотора прокатывается неприятная волна вибраций. Вроде мелочь, но так на каждом переключении при спокойной езде. Так вот- нельзя ли программно поднять холостой ход с 900 до скажем 1050-1100? И уберутся ли при этом просадки оборотов при переключениях? Если это возможно, то я бы приехал к чиповщикам в субботу 1го ноября. Думаю за 500 руб. они исправят это?
Еще раз говорю Вам огромное спасибо за проделанную работу! До свидания!
Рустем М.
Отмечу, что по графикам именно до установки валов мотор не имел никаких подхватов, там была ровная полка момента. Я посоветовал Рустему подъехать на доп.регулировку перекрытий, что он и сделал. Так же по просьбе Рустема был установлен фильтр нулевого сопротивления. После доп.регулировки перекрытий (программа не правилась) был получен следующий отзыв:
18 ноября 2014 г:
Добрый день! Ощущения от закрытия выпускных клапанов и фильтра:
- момент на низах хорошо чувствуется, стало удобнее и в городе и на трассе;
- звук мотора на холостых стал мягче, на полном газу до отсечки звук стал басистее, мягче, исчезли металлические нотки- идет мягкий низкий рев, как будто с прямотоком, но из за фильтра само собой громче;
- потеря верхов не ощутима, залился 95ым на Таифе, пока непонятно- в баке смесь плохого и хорошего бенза.
И главное- ПОЛНОСТЬЮ пропали просадки по оборотам- сейчас стало идеально. А в общем я доволен результатом, считаю приезжал не зря, спасибо большое, успехов Вам!
Рустем М.
Статья написана: 9 марта 2015 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка
статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов,
равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних
сайтах.
|