ВАЗ 2114 (1.6i) - EPIC FAIL: Нуждин 10.93 в серийной ГБЦ + ВСХ

Дело было в сентябре 2014 года. Внезапно (как обычно и бывает) раздался звонок - некие ребята из Вятских Полян просили установить распредвал Нуждин 10.93 (фаза 282 град) в серийный двигатель. Автомобиль - ВАЗ 2114, родной двигатель 1.5 литра они заменили на 1.6 литровый с пробегом 5000 км (с разбора), так же была залита некая "программа под 1.6 литра". Катализатор отсутствовал, так что скорее всего в программе просто был отключен лямбда-зонд и датчик фазы (он не предусмотрен в проводке данного автомобиля).

Вообще, мотор был полностью стоковым - обычный ресивер, выхлоп, дроссель - всё стандартное. Ребята не стали консультироваться по выбору распредвала, просто купили у кого-то вал 10.93, разрезной шкив и решили приехать на установку. Мною было высказано мнение, что "вал в серийной головке мало что покажет по результатам, под него надо дорабатывать голову, впуск и выпуск", но ребята решили сделать максимально бюджетный тюнинг без лишних затрат, а может, посчитали что их разводят на доп.траты. По итогу разговора было решено установить привезенный клиентом распредвал, отрегулировать шкив и клапана, а так же отписать программу. Поскольку распредвал привезли и выбрали сами клиенты, они сразу были предупреждены - претензии по результатам не будут приниматься, т.к. серийная голова задушит этот распредвал. Клиенты согласились и установка началась.

Фотографий процесса не будет, т.к. смысла не было снимать стоковое железо. Был снят график с серийного двигателя до установки, затем был заменен 2110 распредвал на привезенный клиентами Нуждин 10.93 (тарелки пружин тоже не менялись), установлен разрезной шкив, отрегулированы клапана и фазы. Делов-то - на пару часов.

Затем клиент отправился к чиповщику на написание программы, а мы стали ждать машину обратно, на итоговый замер. Клиент вернулся, по лицу было видно, что результатом он не очень-то и доволен. Он с ходу отметил - "не нравится высокий холостой ход 1000-1100 об, мотор трясётся, что это за "тыр-тыр"? Надо отметить, что такой характер работы на холостом ходу - норма для валов с широкой фазой и большим перекрытием клапанов в точке ВМТ. На холостом ходу происходит заброс выхлопных газов во впускной тракт, отсюда и неровная работа двигателя и знаменитый "тыр-тыр". И для 10.93 вала Нуждина такой холостой ход - "визитная карточка". Об этом клиент так же был предупрежден (вот что значит многолетний опыт работы) еще до установки им же привезенного вала. Если нужен более ровный холостой ход, то из линейки Нуждина надо было ставить валы с подъемом 10.6-10.7 мм и фазой не более 260-270 градусов - и клиент бы получил более спокойный холостой ход.
Но, поскольку клиент сам выбрал и купил такой вал, не посоветовавшись, пенять оставалось только на себя.

После снятия итогового графика лицо клиента стало еще более кислым. Но, обо всём по порядку.

Далее - серийный график ВСХ до установки вала. Мотор 1.6 литра, всё стоковое, нет катализатора и датчика фазы.
Пик мощности: 88 л.с. при 5300 об (красная линия)
Пик кр.момента: 13.2 кг при 3700 об (синяя линия)
Провал кр.момента в зоне 2000 об - родовая черта ВАЗовских 8-клапанников и часто прослеживается на графиках этих двигателей. В целом - обычный график стокового ВАЗовского 8-ми клапанника.

ВАЗ 2114 (1.6i) - EPIC FAIL: Нуждин 10.93 в серийной ГБЦ + ВСХ

Далее - график ВСХ после установки вала Нуждин 10.93 в серийный двигатель без доработки ГБЦ и впускного\выпускного трактов.
Пик мощности: 93 л.с. при 5300 об (красная линия)
Пик кр.момента: 13.7 кг при 4000 об (синяя линия)
Заметно поднялись низы (причём это следствие не установки вала, а отписки нормальной программы, которая и "вытащила" низы). Полка момента немного растянулась, т.е. мотор стал более эластичным.

ВАЗ 2114 (1.6i) - EPIC FAIL: Нуждин 10.93 в серийной ГБЦ + ВСХ

Сравним два графика. Пунктиром - данные двигателя после установки вала и отписки программы. Программа вытянула "низы" и серединку с 1500 до 3500 оборотов, там прибавка крутящего момента достигла 4.5 кг момента при 2000 об, а что же вал, где он работает?! А работать этот вал должен на верхах, т.е. от 4000 об и выше. И что мы там видим? Жалкую прибавку момента 0.4-0.8 кг и привес мощности по 2.8-4.3 л.с. Крохи!

ВАЗ 2114 (1.6i) - EPIC FAIL: Нуждин 10.93 в серийной ГБЦ + ВСХ

В прошлые годы неоднократно возникали диспуты по поводу доработки ГБЦ 8 кл - нужна она или нет. Конечно нужна, с любым распредвалом. Голова сильно душит мотор и любой распредвал (даже стоковый) на доработанной голове показывает значительно более высокие результаты, что было доказано неоднократно. Но изготовители валов (Уфа, Тлт) оставались при своём мнении (ставить валы с подъемами 11-12 мм в стоковую голову - для них нормальное явление), а автор - при своём. Ну нельзя одним распредвалом за 5 копеек получить результата на 5 рублей!!
И вот некоторые клиенты думают - зачем платить такие деньги за доводку головы, проще и дешевле "вкинуть палку" в мотор в виде распредвала и получить хороший результат. Но, к сожалению, результат будет равен тем самым 5 копейкам.

Дело в том, что распредвал Нуждин 10.93 автору уже хорошо известен - эта "палка" даёт нормальный результат только в доработанной голове. В этом автор неоднократно убедился - все 10.93 хорошо ехали только в доработанных головках.

Давайте почитаем отчёт от 2010 года:
ВАЗ 21099 (1.6i) - график ВСХ (доработана ГБЦ + Нуждин 10,93)

Моторы одинаковые, низ тоже - короткий тяжёлый шатун с литым поршнем, впускной тракт одинаковый (заводской ресивер), выхлоп - так же заводской, без катализатора. Посмотрите график мотора с доработанной головой и таким же валом - мощность 106 л.с. при 6000 об, и максимальный кр.момент 14.5 кг при 4100 об. Доработка головы раскрывает потенциал мотора, он становится более мощным, более тяговитым.
Наложим на одну координатную сетку все три графика - оба из этой статьи и итоговый график из отчёта 2010 года с доработанной ГБЦ.
Далее на графике пунктиром - момент и мощность двигателя с доработанной головой и валом Нуждин 10.93, тонкие синие линии - стандартная голова и тот же вал, и жирные линии - полностью серийный мотор с 2110 валом.
При доработке ГБЦ мотор становится более верховым, наполнение цилиндров смещается вверх по координатной сетке оборотов. Хорошо видно, как "родовой провал" сместился ближе к 3000 об.
Так же видно, насколько увеличивается мощность и момент при доработке головы после 3500 оборотов - это уже не жалкие крохи!
Вот что значит грамотная доработка головки блока цилиндров для 8-ми клапанного двигателя ВАЗ!

ВАЗ 2114 (1.6i) - EPIC FAIL: Нуждин 10.93 в серийной ГБЦ + ВСХ

Конечно, у данного двигателя еще есть потенциал - если тяжёлый низ заменить на приоровские шатуны и облегченные грантовские поршни, а впускной ресивер заменить на сварной с дудками и увеличенного объема, попутно поставить паук и выхлопную систему увеличенного диаметра труб, то мощность двигателя легко увеличится до 130-140 л.с. и тому есть примеры в нашей копилке выполненных работ.

А что же клиент? Если бы мы предложили и поставили такой вал, не избежать бы нам претензий! Однако, данный вал выбрал и привёз на установку сам клиент, ему были объяснены особенности работы вала (неровный ХХ и малая добавка мощности ввиду серийной головки), так что пенять оставалось только на себя.

В заключении отметим, что для ВАЗовского 8-ми клапанника очень важна доработка головки, которая имеет ряд конструктивных особенностей и недостатков, ведь только вследствие доработки каналов, камер сгорания, клапанов - можно достичь хороших результатов по крутящему моменту и мощности двигателя. Конечно, это намного дороже простой установки распредвала, но и эффект соразмерен вложенным деньгам. Недаром в заголовке данной статьи есть слова про EPIC FAIL - за 5 копеек не получилось результата на 5 рублей, как ожидал клиент, но и некоторый WIN у данной работы всё же есть - мотор ничего не потерял (кроме ровности ХХ), но приобрёл весомый привес кр.момента на малых оборотах, да и крохотная добавка мощности на верхах всё же есть.


Статья написана: 9 марта 2015 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.