Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ

В одной из прошлых статей мы подробно осветили "типовой" капитальный ремонт двигателя Оки. В том отчёте мы рассказали о путях повышения ресурса двигателя, позаимствованных из нашего опыта тюнинга двигателей, которые мы применяем при стандартном капитальном ремонте.

В данной статье мы хотели бы рассказать о капитальном ремонте восьмиклапанного двигателя ВАЗ 21083 автомобиля ВАЗ 2109. Еще раз напомним, что тюнинг не всегда целесообразен или нужен клиенту - нередко бюджет ограничен, а ресурс серийного двигателя исчерпан - необходим качественный капитальный ремонт без больших капиталовложений. Мы предлагаем разные варианты ремонта или тюнинга двигателя, а клиент подбирает наиболее удобный для себя в плане мощности двигателя или финансовых затрат.

Вероятно, что в будущем к теме "типового капремонта" мы будем возвращаться нечасто, но хотелось бы сказать о том, что данная статья является образцом нашей работы, в ней описаны наши принципы ремонта. Разумеется, для каждого конкретного двигателя перечень заменяемых деталей и проводимых работ будет отличаться, но отличие это не такое уж большое.

Рассматриваемая работа может быть предложена к вниманию клиентов, у которых есть в пользовании любой переднеприводный автомобиль ВАЗ с восьмиклапанным двигателем. Это семейство Самар, "десяток", все Калины и Приоры, с 8-ми клапанниками.

Немаловажно, что мы предоставляем письменную гарантию на двигатель после капитального ремонта - 6 месяцев, или 20 тыс.км пробега. Данная гарантия - залог большой ответственности при сборке двигателя и подборе комплектующих. Мы прекрасно понимаем, что клиент, тем более оставшийся временно без машины, не должен заниматься поиском и закупкой запчастей для ремонта, у него нет того опыта в выборе запчастей, который имеем мы. По-этому наш принцип - запчасти покупаем мы сами, поскольку знаем, где найти заводской сальник, а не кооперативный, знаем, какие импортные запчасти можно поставить, а какие - нельзя (показателен пример с сальниками Элринг и Рейнц). Считаем такой подход самым правильным.

K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ

Посмотрим на клиентскую машину. Это ВАЗ 2109, собранный фирмой РосЛада, с двигателем ВАЗ рабочего объема 1.5 литра. Инжектор с одним лямбда-зондом, без катализатора и датчика фазы распредвала. Пробег автомобиля - 203 тысячи километров, без ремонтов двигателя! Показания к ремонту - низкая компрессия в 2-м цилиндре, и обрыв зубьев ремня ГРМ на трассе. Машину в ремонт мы принимаем только после мойки кузова и отсека двигателя.

K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ

Снимаем головку в сборе с коллекторами. Прокладка газостыка давно уже раскрылась и пропускала выхлопные газы (видна чернота на стыке и окружающих деталях), что и давало повышенную шумность двигателя.

K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ

Прокладка под головкой "устала" - мы обнаружили пробой прокладки наружу (около генератора), из-за чего на блоке постоянно отпотевал стык под головкой. На фото ниже видна пробитая кромка - мы специально приподняли краешек прокладки для наглядности. В остальном состояние прокладки оставляет желать лучшего - множественная подпленочная коррозия блока под прокладкой заметно изъела плоскость.
Цилиндры изношены, поршни болтаются.

K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ

В головке блока цилиндров обнаружили прогоревший выпускной клапан во 2-м цилиндре.

K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ

Снимаем блок цилиндров с автомобиля для дальнейшей разборки и дефектовки. Маховик требует ремонта - плоскость под диском сцепления изношена, наработана "канава", зубья на венце тоже с выработкой. Диск сцепления производства "Вазинтерсервис" мы забраковали по причине износа накладок, а корзина и выжимной подшипник еще в очень хорошем состоянии и прослужат немало - их оставляем.

K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ

Коленвал предельно изношен по шейкам. Сальники наработали глубокие канавы. Вкладыши в плачевном состоянии, особенно шатунные - еще бы немного, и вкладыши не избежали бы проворота и заклинивания. На юбках поршней множественные задиры от масляного голодания, вторые компрессионные кольца сломаны, и самое удивительное - на юбке четвертого поршня мы обнаружили трещину! На последнем фото её очень хорошо видно.

K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ

Маховик протачиваем и перепрессовываем венец "наоборот". Это позволяет восстановить ресурс маховика без покупки нового, что экономит средства клиента.

K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ

Мы ранее неоднократно писали про поршни United Motors (USA), которые немногим дороже отечественных, но при этом обладают великолепной геометрией и высоким качеством сплава. Поскольку было поставлено требование экономить бюджет, мы оставили родные шатуны 21083, и запрессовали туда новые пальцы UM. Поршневые кольца использовали так же импортные, Goetze. Маслосъемные кольца наборные, что даёт прирост мощности двигателя в пределах 3-5 л.с., за счёт снижения потерь на трение.

Поршни United Motors USA
Поршни United Motors USA
Поршни United Motors USA
Поршни United Motors USA
Поршни United Motors USA
Поршни United Motors USA
Поршни United Motors USA
Поршни United Motors USA
Поршни United Motors USA
Поршни United Motors USA

Наступает черед головки блока цилиндров. Вместо чугунных направляющих-коротышек, ставим удлиненные бронзовые направляющие клапанов, нашего производства. Ресурс головки сильно лимитирован чугунными втулками - они долго не ходят, быстро изнашиваются, клапана начинают со временем стучать из-за повышенного зазора. Бронзовые втулки имеют замок-проточку, препятствующую сползанию маслосъемного колпачка со втулки, а так же они обладают повышенным ресурсом. Сухари клапанов изношены, и заменяются на импортные. Клапана ставим новые, выпускные клапана - хромированные, изготовлены по технологии 2112. Толкатели клапанов так же заменяем, у старых изношено донышко. Маслосъемные колпачки - Goetze.

K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ

Головку моем, плоскость фрезеруем "как чисто", все кромки скругляем и зачищаем от заусенцев после фрезеровки - мало кто выполняет данную работу, однако, заусенки на краю камеры сгорания могут быть причиной детонации. Так же тщательно "кромчим" все тосольные окна и края плоскости. Кромки камеры сгорания шлифуем, убирая заусенцы.
После запрессовки бронзовых направляющих, обрабатываем сёдла на специальном станке. Профильный резец заново создает три фаски - рабочую и две прилегающих. От качества и точности обработки седел зависит ресурс клапанов и направляющих. Станок позволяет точно выдержать ширину рабочей фаски в 1.6 мм, при минимальном съеме металла. Маслосъемные колпачки ставим GOETZE и собираем головку.

K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ

Тщательный осмотр и промер плоскости блока шлифованной призмой показал, что плоскость блока сильно деформирована. Так же был обнаружен существенный провал на плоскости блока в районе генератора, где была пробита прокладка. Если просто зачистить такой блок и поставить - прокладка долго не прослужит. По-этому блок был отфрезерован на 0.27 мм (деформация плоскости была весьма существенна!). На третьем фото далее видна небольшая остаточная чернота около тосольного окна рядом с отверстием под стяжной болт - именно в этом месте был пробой прокладки и коррозия плоскости блока. Теперь обе привалочные плоскости (и блока и головки) приведены к идеальной геометрии и мотор гарантированно прослужит долго.
Цилиндры расточили и отхонинговали в 1-й ремонтный размер 82.4 мм. Было выполнено платохонингование на станке SUNNEN. Платохонингование мы обсуждали в статье про двигатель ВАЗ 2108 (1.3) с калиновской ШПГ.
Для повышения ресурса мы врезали в блок форсунки охлаждения поршней маслом, как на двигателе ВАЗ 2112. Ранее в отчётах мы неоднократно обсуждали данные форсунки, желающие могут почитать вот эту статью.
Диск сцепления поставили новый, турецкий "Крафт", корзина осталась родная - "Вазинтерсервис".
Все сальники заменяются на новые. Коленвал был прошлифован в первый ремонтный размер 0.25 мм.

K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ

Собираем блок и ставим в моторный отсек. Ремень ГРМ и натяжной ролик - новые, фирмы GATES. Комплект недешевый, и его приходится заказывать, но он того стоит.

K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ

Ранее мы всегда ставили заводские помпы ТЗА (Тольяттинские), они нас еще не подводили. В этот раз заказали и поставили чуть более дорогую помпу Pilenga (Италия). Внешний вид и качество исполнения - впечатляют. Надеемся, помпа легко прослужит не менее 100 тыс.км.

K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ

Кроме вышеперечисленных работ, мы заменили большинство шлангов водяного охлаждения, сняли и промыли ультразвуком топливные форсунки, отрегулировали трос сцепления (положение педали сцепления с новым ведомым диском и проточенным маховиком меняется).

K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ
K-POWER | Типовой капитальный ремонт восьмиклапанного двигателя ВАЗ

В систему охлаждения был залит новый антифриз CoolStream, на обкатку - масло Лукойл полусинтетика, масляный фильтр MANN. После запуска и обкатки двигателя на холостом ходу в течении часа, автомобиль был отдан клиенту.

Надеемся, откапиталенный и собранный нами двигатель будет служить своему владельцу долго и без поломок.

Ознакомиться с прайс-листами на капремонт и тюнинг двигателя ВАЗ 21083 можно здесь.

 

 

Статья написана: 4 марта 2011 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.