Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)

Очень часто нам звонят или пишут с вопросом - "на сайте вы показали такое количество доработанных двигателей, а делаете ли вы стандартный капитальный ремонт?"
Ответ - ДА, делаем!

Но на сайте ранее как-то не выкладывались отчеты с примерами капитального ремонта - мы считаем эту работу несложной и не писали по ней отчеты - считалось само собой разумеющимся, что мы производим и обычный капремонт тоже.

Однако, после увеличившегося количества вопросов на эту тематику, мы решили подробно показать стандартный капитальный ремонт, так сказать, из "палаты мер и весов".

Каковы причины стандартного капремонта, почему бы не сделать тюнинг, форсирование двигателя? Ответ прост - тюнинг нужен не всем и не всегда. Нередко клиента параметры серийного двигателя вполне устраивают, но его ресурс исчерпан. Клиенту нужен хороший и качественный ремонт, бюджет зачастую ограничен, а ресурс нужен высокий. Таким клиентам мы предлагаем типовой капитальный ремонт двигателя, однако, с некоторыми небольшими доработками, которые кардинально влияют на ресурс двигателя и давно опробованы нами на тюнинговых проектах.

Рассмотрим далее такую работу во всех подробностях.

Итак, наш клиент привозит автомобиль Ока, с двухцилиндровым двигателем 11113, объем 0.75 литра. Точный пробег неизвестен, но примерно около 100 тыс.км. Симптомы - свечи замаслены, так же идёт сильный заброс масла через вентиляцию картера в корпус воздушного фильтра. Диагноз - поршневая группа.

Посмотрим на машину и в подкапотное пространство. Обнаруживаем, что кто-то уже проложил магистраль обратного слива топлива. Мы такую работу тоже выполняем. Магистраль слива топлива в бак на Оке нужна и с серийным двигателем, особенно в жарку погоду, в условиях дорожных пробок.

Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)
Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)
Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)
Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)

Снимаем головку блока цилиндров, затем и сам блок цилиндров. Нашли пациента для Кунсткамеры - натяжной ролик "HERZOG Germany" - дешевое китайское поделие пожрало ремень ГРМ. Не стоит думать, что ролик за 250 рублей будет работать идеально. Работать то он будет, но вот то, что он ровный, без перекоса - вовсе не гарантировано.

Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)
Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)
Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)
Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)
Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)
Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)

Предыдущего хозяина, очевидно, сильно достала выхлопная система - трубы выскакивали из зацепления, резонатор волочился по земле и асфальту, и он решил проблему кардинально - подвесил под резонатором страховочную проволоку, а стыки выхлопной системы просто заварили полуавтоматом. Поскольку стыки уже прохудились, мы всю систему срезали болгаркой, и выхлоп поставили полностью новый, кукморского производства (как самый тихий на Оку), с предварительной подгонкой всех деталей.

Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)
Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)
Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)
Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)
Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)

Маховик требует ремонта - венец и плоскость под ведомым диском сцепления - изношены. Венец перепрессовали (перевернули), плоскость проточили.

Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)
Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)
Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)
Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)

Снимаем поддон. Внутри всё загажено сажей. Задний сальник коленвала подтекал. Прочина проста - детонацией переломало поршневые кольца и перемычки в поршнях. Из-за этого и масло кидало в корпус воздушного фильтра, и свечи замасливались, и масло чернело от сажи, и сальники продавило повышенным картерным давлением.

Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)
Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)
Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)
Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)
Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)
Типовой капитальный ремонт двигателя ОКА-11113 (0.75)

Еще до разборки двигателя, обратили внимание на генератор - он издавал характерный треск, что указывало на высохшие подшипники. Поскольку генератор был заводской, и за 100 тыс.км ни разу не ремонтировался, решили провести ему полную ревизию.
Генератор разобрали. Оба подшипника давно уже высохли и имели большой радиальный люфт. Контактные кольца под щетками реле-регулятора - с большим износом. Кольца проточили на токарном станке. Подшипники заменили на новые, вологодские, предварительно обработав их ремонтной смазкой ХАДО. Реле-регулятор заменили на новый, поскольку у старого реле-регулятора обнаружился предельный износ щеток.

Ремонт генератора КЗАТЕ 2108
Ремонт генератора КЗАТЕ 2108
Ремонт генератора КЗАТЕ 2108
Ремонт генератора КЗАТЕ 2108
Ремонт генератора КЗАТЕ 2108
Ремонт генератора КЗАТЕ 2108
Ремонт генератора КЗАТЕ 2108
Ремонт генератора КЗАТЕ 2108
Ремонт генератора КЗАТЕ 2108

Головку блока цилиндров отремонтировали. Предварительно - помыли, затем разобрали. Направляющие втулки сильно изношены. Все втулки заменили на бронзовые. Ресурс этих направляющих превышает 150-200 тыс.км. Смысла ставить чугунные направляющие нет, через 15-25 тыс.км они будут с таким же предельным износом.
Маслосъемные колпачки ставим GOETZE, клапана - новые, производства Самара с азотированным в солях штоком клапана. Сёдла правим фасонным резцом на специальном станке. Ширина рабочей фаски - 1.5 мм, сёдла не требуют притирки клапанов.
Плоскость прилегания к блоку цилиндров - в хорошем состоянии, фрезеровать не стали, лишь почистили от нагара и остатков старой прокладки.

Ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ) автомобиля ОКА
Ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ) автомобиля ОКА
Ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ) автомобиля ОКА
Ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ) автомобиля ОКА
Ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ) автомобиля ОКА
Ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ) автомобиля ОКА
Ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ) автомобиля ОКА
Ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ) автомобиля ОКА
Ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ) автомобиля ОКА
Ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ) автомобиля ОКА

Блок цилиндров расточили в 1-й ремонт (82.4 мм диаметр цилиндров). Хонинговку провели на станке SUNNEN, который позволяет выполнять платохонингование. Платохонингование значительно продляет ресурс колец и поршней.
Обычно хонинговку делают алмазными брусками. Хон - это рисунок царапинок на зеркале цилиндра, которые удерживают масло. Алмазный брусок выдирает частички чугуна из блока, царапины получаются с острыми вершинами. Так же алмаз внедряется в поверхность цилиндра, что приводит к ускоренному износу колец при работе двигателя. Платохонингование выполняется керамическими брусками, с заключительным этапом - крацеванием цилиндров щетками. Щетки вычищают абразив из рисунка хонинговки, сглаживают вершинки царапин - условно их можно представить в виде трапеции. Это и есть платохонингование.
Так же в блок врезали форсунки охлаждения маслом. Они так же повышают ресурс двигателя. Коленвал прошлифовали в 1-й ремонтный размер с уменьшением диаметра шеек на 0.25 мм.

Форсунки охлаждения поршней в блок цилиндров ОКА
Форсунки охлаждения поршней в блок цилиндров ОКА

Сальники (в головку и в блок) поставил заводские, из материала FPM. Они гарантированно выстоят до следующего капитального ремонта двигателя. На коленвале шейки под сальники прошлифовали на станке, удалив канавки износа.

Сальники (в головку и в блок) поставил заводские, из материала FPM
Сальники (в головку и в блок) поставил заводские, из материала FPM
Сальники (в головку и в блок) поставил заводские, из материала FPM
Сальники (в головку и в блок) поставил заводские, из материала FPM

Поскольку ремонтом КПП в данном случае мы не занимались, ограничились лишь установкой бронзовой втулки стартера. Заводская втулка делается из прессованного порошка меди и графита и частенько рассыпается, доставляя кучку проблем владельцу машины. Таким образом, мы превентивно устраняем детскую болячку автомобиля.

Бронзовая втулка стартера ОКА
Бронзовая втулка стартера ОКА

В качестве ремня ГРМ и натяжного ролика ставим недешевый комплект GATES Sport. В него входит усиленный ремень ГРМ и усиленный натяжной ролик, который весит в пару раз больше любого стандартного ролика. Данный комплект гарантирует высокий ресурс ГРМ и отсутствие проблем с подъеданием ремня. Кстати, помпу так же заменили на новую.

Комплект ГРМ Gates SPORT
Комплект ГРМ Gates SPORT
Комплект ГРМ Gates SPORT
Комплект ГРМ Gates SPORT
Комплект ГРМ Gates SPORT

Поршни использовали хорошо проверенные - импортные, United Motors USA. Шатуны остались родными, 2108. Пальцы перепрессовали "на горячую". Кольца поршневые - наборные GOETZE. Данный "тандем" даст не только высокий ресурс ШПГ, но и некоторый прирост мощности двигателя, благодаря наборным кольцам, которые снижают потери на трение.

Поршни United Motors USA и наборные кольца GOETZE
Поршни United Motors USA и наборные кольца GOETZE
Поршни United Motors USA и наборные кольца GOETZE
Поршни United Motors USA и наборные кольца GOETZE
Поршни United Motors USA и наборные кольца GOETZE
Поршни United Motors USA и наборные кольца GOETZE

Блок собран и установлен в моторный отсек. Смонтирован выхлоп. Далее следует установка ГБЦ.

Ремонт двигателя ОКИ
Ремонт двигателя ОКИ

Далее фотоотчет заканчивается. Кроме вышеописанных работ, все патрубки системы охлаждения заменили на новые (вместе с хомутами).
Масло на обкатку - Лукойл Люкс 5W40 (полусинтетика), фильтр MANN, залит новый антифриз Лукойл.

После первого запуска машина работает на ХХ около 1 часа, во время которого происходит первичная обкатка. Во время нее регулируется УОЗ по стробоскопу, настраивается карбюратор, проверяется работоспособность системы охлаждения (работа термостата, включение вентилятора охлаждения радиатора).
Только после этого машину отдаем клиенту.

В ходе данной работы мы провели капитальный ремонт двигателя ОКА. В процессе были устранены некоторые "детские болячки" двигателя, произведено повышение ресурса двигателя, благодаря установке импортной ШПГ, платохонингованию цилиндров и бронзовым направляющим клапанов. Все запасные части применялись только проверенные, по возможности - наилучшее из того, что можно применить в этом двигателе.

 

Статья написана: 18 декабря 2011 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2011
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.