Обновление статьи 13.11.2014 - после дополнительных калибровок графики обновлены и пересчитаны с новыми коэффициентами.
Обновление статьи 27.03.2015 - комментарий автора по поводу "чудесных" показателей на "серийных валах" - см. в конце статьи.
Автомобиль ВАЗ 2113, двигатель 1.6 литра, изначально был 8-ми клапанник, затем владелец (Амир) собрал 16-ти клапанник, на базе приоровской поршневой (так же установлен облегченный маховик). Головка стандартная, без доработок, с серийными валами. Контроллер прошитый. Заслонка 56 мм, установлен паук 4-2-1, прямая труба вместо резонатора и переделанная банка. Установлен алюминиевый ресивер - он и является главной "фишкой" этого автомобиля.
Многие скажут - "эка невидаль, сток мотор, да еще с алюминиевым ресивером, что он может", и будут неправы. Давайте посмотрим график.
График замера ВСХ (красная линия - мощность, синяя - кр.момент) двигателя Амира показан далее. Напомню, здесь приоровская поршневая, стоковая голова, стоковые валы и алюминиевый ресивер с полторашного мотора. Максимальная мощность - 132 л.с. на оборотах 4800, пиковый крутящий момент - 20.0 кг на 4700 об. Изумительный двигатель для города\трассы, с высоким крутящим моментом. Вот на что способны стоковые валы.
Сравним полученные графики с графиком серийного двигателя Приоры. Пунктиром - мощность и кр.момент двигателя Амира. Разница по крутящему моменту просто огромна, серийный двигатель Приоры выдает около 15 кг момента, двигатель Амира превосходит его по крутящему моменту во всём диапазоне, имея преимущество по 4-7 килограмм. Неудивительно, что в светофорных гонках с данным автомобилем серийные Самары "Супер-Авто" с приоровским двигателем терпят унизительное поражение.
Еще одно сравнение - с 1.6 литровым двигателем 153 л.с., который мы меряли в прошлом году - там была Приора на валах (фаза 300 град), с коротким ресивером и выхлопом. Прошлогодний отчёт можно почитать по ссылке.
Итак, наложим два графика на сетку координат. Двигатель Амира - жирными линиями, график Приоры - пунктиром. Да, мощность высокая, но нет того момента, которым располагает Амир - в пике всего лишь 16.6 кг. Зато верхи уходят вверх, за счёт валов и короткого впуска.
На этом графике сошлись две итерации шестнадцатиклапанника - низовой (со сток валами и длинным впуском) и верховой вариант (с валами и коротким впуском). Разница видна просто потрясающе. Здесь любители покрутить мотор увидят свой вариант - верховой, кому нужен и важен момент - свой, низовой (моментный).
Не удержимся от сравнения с нашим мотором от злого восьмиклапанника (1.8 литра, 1 карбюратор, ГБЦ на больших клапанах), где была достигнута мощность в 169 л.с. и пиковый момент был 21.7 кг при 4900 об.
Накладываем ТРИ графика друг на друга.
Пунктиром - график Амира.
Красная и синяя линии - графики злого восьмиклапанника.
Фиолетовые линии - графики Приоры с валами и ресивером.
Здесь правит бал его величество крутящий момент, который рождается объемом двигателя. Приоре его явно не хватает, хотя по мощности на верхах она почти сравнялась с восьмиклапанником. Крутящий момент Амира на стоковых валах снова удивляет, ну а в диапазоне 2000-3000 об злобному восьмиклапаннику ловить нечего - там он особо и не ехал, лишь злобно бубня в выпуск.
С приоронизом Амир долго не ездил, в блоке не было форсунок (мотор собирали сторонние механики) и приоропоршневая быстро застучала. Масляные форсунки мы врезали в блок, а механики Амира собрали низ на 2110 шатуне с костромскими поршнями, и попилили головку. Клапана не облегчали, но каналы портировали (как - этого автор статьи не видел), результат сей работы виден на графике ниже, жёлтым пунктиром. Сложно сказать, что приобретено, а что потеряно - по ощущениям Амира, мотор не сильно хуже того, что было с приоронизом. Но момент и мощность немного просели. Кто знает, может попиленная голова что-то и вытянула, а может и нет. Главное, что большой потери не наблюдается, а значит - конфиг по прежнему едет.
В заключении хотел бы отметить, что данный мотор, собранный за небольшие деньги, показал удивительные результаты по крутящему моменту - многие презирают стоковые распредвалы, и полагают, что впихнув тюнячие валы с широченными фазами и прочие железки, получат что-то кардинально более мощное. Да, это так, но зачастую - ценою потери крутящего момента. На примере двигателя Амира мы увидели, как удалением многочисленных затычек на впуске и выпуске, раскрылся потенциал двигателя на стандартных валах. Да, нет такой мощи на верхотуре оборотов, но зато какой крутящий момент в диапазоне от 2000 до 5000 оборотов!
ОБНОВЛЕНИЕ от 27.03.15
По поводу данных графиков и этой конкретной машины разгорелись нешуточные дебаты. Кто-то верил, кто-то нет, многие спрашивали - как так, на сток моторе, на сток валах, да такие результаты! Чаша переполнилась после вот такого письма:
126-й мотор на сток валах с ресивером 200 НМ момента. Момент выше чем у хонды 2,0 с фазовращателем. Что это? Выхлоп плюс плюс дроссель прошивка и облегченный маховик?! Просто интересно очень...
Спасибо за отчёты!!! Ждём 10ку 1.9л.
Мурат
Накануне этого письма, спустя пару лет после вышеописанных замеров, приезжают посторонние люди и привозят тюнинговое железо, с просьбой установить в Приору, со словами - "это всё стояло в той тринашке". И вот понимаешь - кто-то кого-то обманывает. Моя функция простая - приехала ЧУЖАЯ машина от постороннего моториста, с просьбой снять график ВСХ с мотора. Услуга такая есть, стоит некоторых денег. Двигатель при этом я не разбираю, и что там - не могу знать. И для комментария в графике, клиент с улыбками до ушей говорит, что "мотор сток".
Ничего не напоминает? Вспомним "едущие тазы" на местечковых гонках, мотор явно "тыр-тырит", а "молодые потцанчики" у капота на все вопросы с улыбками отвечают - "всё сток". Вот для чего это? Показать, что сток объехал машину с валом? Или что-бы была трусливая возможность списать возможный проигрыш на "сток"?
Я думаю, все давно уже поняли, что данный мотор был никаким не "стоком", что ровный ХХ может быть и на валах с пипирошными перекрытиями, что крутящий момент "как у хонды 2.0" даёт как раз объём, и никак не 1.6 литра, а куда больший, что и видно по графику.
И если мы посмотрим на
графики двух чужих "бутербродных" машин (РАЗ и ДВА), которые приезжали на замеры как раз от тех же самых людей (а в Набережных Челнах мирок мотористов-тюнингистов не так уж велик и многие друг друга знают), что собирали эту тринашку, паззл сложится воедино - и момент 20 кг и мощность 120-130 л.с., и графики, похожие друг на друга, как близнецы - почерк одного и того же моториста. Вот только те двое честно рассказали про конфиг, а здесь - с улыбками - "всё сток".
Ну что-ж, зато было весело, два года гОвна на форумах бурлили и бросались на вентилятор с новой силой, мозги кипели в поисках чаши Грааля - как может сток дать такой график... Да никак, потому что это не сток =)))
Ждём ваши стоки на наших замерах
=))))
Статья написана: 2 мая 2013 г.
Обновление: 13 ноября 2014 г.
Обновление: 27 марта 2015 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка
статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов,
равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних
сайтах.
|