ВАЗ 2114 (1.5i) - доработка ГБЦ с 26 валом, чиповка + ВСХ

К нам обратился Константин (г. Набережные Челны) с желанием доработать головку двигателя ВАЗ 2111 (автомобиль ВАЗ 2114) и установить тюнинговый распредвал из линейки DynaCAMS.
Вкратце о двигателе. Мотор 2111, объем 1.5 литра, инжектор (фазированный впрыск). Ранее был удален катализатор, на каком-то сервисе сделали чип-тюнинг (подробности расскажем позже). Мотор в отличном состоянии.

После долгих раздумий (выбирали между 49, 54 и 58 валами), Константин решил попробовать установить распредвал DynaCAMS 26 с подъемом 9.6 мм. Технические характеристики на распредвал можно посмотреть здесь. Распредвал имеет более узкие фазы, чем серийный, а подъемы - незначительно выше серийного. На выбор этого вала вдохновила известная работа с применением RS49 вала на карбюраторной машине. Однако, от инжектора добиться сопоставимых результатов сложнее, по-этому был высок риск "пролететь" с выбором вала именно на данном двигателе. Тем более, по 26 валу до сих пор не было никакой информации по результатам его применения.
"Вывозить" результат должен был не столько валик, сколько головка. Именно доработка головы и расточка карбюратора позволила в свое время раскрыть 49-й вал и достичь столь высоких показателей. В данном случае узкие фазы и малые подъемы 26 вала должны были дать неплохие низы и середину, а доработка головы - раскрыть мотор на верхушке. Это по предварительным прикидкам.

Головка была подготовлена следующим образом: каналы оставили серийные, без расточки и доработки. Основное внимание - клапанной щели. Сёдла были расточены по внутреннему диаметру, что эквивалентно установке бОльших клапанов. Такая работа неоднократно ранее применялась и показала неплохие результаты. Машины со стандартными каналами и расточенными горловинами седел можно посмотреть в примерах: раз, два, три.
Клапана облегченные, доработанные. Самое пристальное внимание - камере сгорания. Ее доработали специальным образом, улучшив наполнение и продувку на высоких оборотах.

Состав комплекта:

Распредвал 2111 DynaCAMS 26 с подъемом 9,6 мм
Каналы серийные, сёдла и горловины каналов расточены по внутреннему диаметру
Дюралевые тарелки пружин (роспуск пружин 1.5 мм)
Доработанные камеры сгорания
Облегченные и доработанные клапана серийного размера 37х31
Втулки направляющие, спец.латунь, импортная заготовка
Принудительная смазка толкателей клапанов
Импортные сухари клапанов (высококачественная сталь и обработка)
Разрезная шестерня

Небольшой фотоотчет:

ВАЗ 2114 (1.5i) - доработка ГБЦ с 26 валом, чиповка + ВСХ
ВАЗ 2114 (1.5i) - доработка ГБЦ с 26 валом, чиповка + ВСХ
ВАЗ 2114 (1.5i) - доработка ГБЦ с 26 валом, чиповка + ВСХ
ВАЗ 2114 (1.5i) - доработка ГБЦ с 26 валом, чиповка + ВСХ
ВАЗ 2114 (1.5i) - доработка ГБЦ с 26 валом, чиповка + ВСХ
ВАЗ 2114 (1.5i) - доработка ГБЦ с 26 валом, чиповка + ВСХ
ВАЗ 2114 (1.5i) - доработка ГБЦ с 26 валом, чиповка + ВСХ

Субъективно кулачки 26 вала даже более острые, чем у серийного распредвала. Валик использовали 2111, со штифтом для датчика фазы. Базовый диаметр кулачков немного уменьшен - 37 мм, так удобнее работать с ГБЦ.

Кстати, мотор не "втыковый", клапана не достают до поршней, даже несмотря на фрезеровку головы. Хотя цели создать "безвтыковый" мотор нет - при использовании качественных ремней, если ремень не перетягивать, чем многие грешат, никаких проблем в эксплуатации "втыковых" моторов с высокими распредвалами нет.

После заводки мотора - померяли график (замер был и до установки, разумеется). Тут возникла проблема - мотор совершенно никак не отреагировал на установку головы и вала. Незначительно где-то прибавили, по чуть-чуть. А ведь думалось, что предыдущая чиповка проглотит этот распредвал, лямбда-зонд унюхает обеднение смеси и ЭБУ подтянет регулировки. Но этого не произошло. Были сомнения и на распредвал, но головка должна была вытянуть что угодно.
В чем же дело? Начали копать... Обратили внимание, что лампочка "Check Engine" не загорается ни при каких условиях. Попробовали отключить ДМРВ - ноль эмоций. Что же натворили предыдущие чип-тюнеры?
Пришлось отправить машину на чиповку к коллеге-профессионалу. Тут то и выяснилось, что была залита левая "хрюновская" прошивка, в которой было отключено ВСЁ - лямбда-зонд, ДМРВ, датчик детонации, датчик фазы. Как же ЭБУ сможет что-то исправить по смеси, если ему вырвали глаза и заткнули нос? По-этому и не было изменений и машина лучше не поехала. Вот такой бывает чип-тюнинг...
После работы с прошивкой (все датчики, естественно, включили) и обкаткой-правкой программы непосредственно на дороге, машина наконец-то поехала. Константин заехал снова на замер ВСХ.

Посмотрим графики. Далее - график машины до проведения всех работ. Катализатора нет, ранее была сделана чиповка в некоем "сервисе" (отключены все датчики!). Мотор показывает 85 л.с. при 5300 об, максимальный крутящий момент 13.6 кг при 3300 об. Красная линяя - мощность, синяя - момент.

ВАЗ 2114 (1.5i) - доработка ГБЦ с 26 валом, чиповка + ВСХ

Графики замера без нормальной чиповки опускаем, и сразу переходим к итоговому графику, после обкатки программы. Мощность двигателя - 96 л.с. при 5300 об, момент - 14.3 кг при 4300 об. Примечательно, что обороты максимальной мощности не изменились и не уползли вверх по оборотам - ранее пик мощности был при 5300 об, и сейчас так же.

ВАЗ 2114 (1.5i) - доработка ГБЦ с 26 валом, чиповка + ВСХ

Наложим оба графика друг на друга и сравним изменения (пунктиром - итоговый график). На 6000 об добавили 18.8 л.с. и 2.2 кг момента. Прибавка идет с самого низа - с 2000 об. На 2000 об прибавилось 0.7 кг момента. Характер мотора - ровный.

ВАЗ 2114 (1.5i) - доработка ГБЦ с 26 валом, чиповка + ВСХ

В заключение стоит отметить следующее.
Доработку головы желательно делать под любой распредвал, даже с 26 валом мотор лучше раскрывает верхний диапазон оборотов. Серийная головка дает неудовлетворительное наполнение на верхах.
Аккуратнее следует относиться к чиповке, нужно узнавать достоверную информацию по заливаемым прошивкам, и не использовать прошивки, где поголовно отключены все датчики.

Является ли 26 вал низовым? Я бы так не сказал. Да, с 2000 об есть прибавка, но низы дает кубатура, объем двигателя. Головка и распредвалы - улучшает середина и верхушку оборотов (если конечно мотор не задушен валом и головой, как на Шеви-Ниве). В целом это неплохая альтернатива серийному распредвалу, хороший вариант умеренного тюнинга, когда требуется сохранить низ, но добавить на середине и на верхах, т.е. оживить 8-ми клапанный двигатель без кардинального изменения его характера.

 

Дополнение от 22 октября 2009 г.:

По просьбе владельца авто, публикуем сравнение ВСХ 96-сильного двигателя с 26 валом (подъем впускного кулачка 9.6 мм) с серийным двигателем ВАЗ 2110.
Графики серийного двигателя: синяя линия - кр.момент, красная - мощность.
Графики доработанного двигателя показаны пунктиром.
Для справки: cерийный двигатель ВАЗ 2110 (1.5i) на замерах показал 74 л.с. при 5400 об, крутящий момент 10,9 кг при 4600 об.

ВАЗ 2114 (1.5i) - доработка ГБЦ с 26 валом, чиповка + ВСХ

Так же Константин, владелец машины, прислал отзыв по расходу топлива:

Вот отчет по расходу топлива:

За эти 2 недели удалось собрать некоторую статистику по расходу топлива. При очень спокойной езде по городу расход составил 6.3л/100 км. При смешанном стиле вождения (иногда резкие ускорения до 5-6 тыс.) расход поднимается до 7.8л/100 км. Если меняю стиль вождения на агрессивный (со светофора всегда ухожу первый) расход составляет 9-10л/100 км. При равномерной езде на скорости 100км/час расход составляет 5л./100км.
Результатом доволен, но на достигнутом останавливаться не хочу. Спасибо, Артем, за качественную работу!


С уважением,
Константин.
20.10.09



Статья написана: 4 октября 2009 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.