ВАЗ 21083, ГБЦ + 49 вал, Солекс 24х26 + ВСХ

Данный пример работы мастерской K-POWER достаточно необычен и интересен. На установку доработанной головки блока двигателя 21083 в Набережные Челны приехал Игорь из города Омск. Кратко об автомобиле - ВАЗ 21083, двигатель 1500 кубов, пробег 15 ткм после капремонта (общий - более 100 тысяч). Выхлоп - серийный.
На автомобиле уже был установлен распредвал ММ 49, который Игорю установили в уфимской фирме "Мастер Мотор" в серийную ГБЦ. В этой же фирме настраивали карбюратор - серийный Солекс. Но необычен проект тем, что мы решили установить доработанную головку с распредвалом DynaCAMS 49, производства уфимской фирмы "ОКБ Двигатель"! Таким образом, впервые мы исследуем два распредвала, разработанных со значительным временным интервалом одним и тем же автором (Рожков А.П.).

Выбор распредвала DynaCAMS 49 был обусловлен тем, что был нужен распредвал с уменьшенным базовым диаметром кулачков 36 мм, это связано с особенностями производства доработанных головок. С таким распредвалом регулировочные шайбы вышли в диапазон 3,90-4,30 мм, оставляя значительный запас по регулировке. А распредвал ММ 49 был полнобазовым (38 мм) - регулировочные шайбы с таким валом вышли бы в диапазоне 3,05-3,20 мм, что крайне нежелательно.
Необходимо отметить, что оба распредвала изготовлены из литых заготовок.

Более верховые распредвалы (54 и 58) Игорь решил не ставить.

ВАЗ 21083, ГБЦ + 49 вал, Солекс 24х26 + ВСХ

Для начала померили ВСХ с серийного двигателя, с установленным ММ49 распредвалом. Напомню, карбюратор серийный, но настраивался в Мастер-Моторе. Весьма интересные результаты. Достаточно неплохой тяговитый мотор - 15.5 килограмм момента при 3200 об, и по мощности хороший результат - 92 л.с. при 5100 об. Однако, обратите внимание на резкий обрыв графиков после 5200 об - рабочий диапазон мотора на верху очень сильно ограничен. Не совсем понятно, что здесь работает в виде такой "отсечки" - то-ли сам распредвал, то-ли карбюратор.

ВАЗ 21083, ГБЦ + 49 вал, Солекс 24х26 + ВСХ

Начинаем работу, демонтируем головку блока. На одном из кулачков вала ММ49 обнаруживается интересный износ. Края кулачка буквально выедены об острые края шайбы. Вершина кулачка сохранилась отлично. Отметим, что доработка регулировочных шайб по технологии RS позволяет полностью избежать такого износа, вызванного скоблением кулачка об острые края шайб. Но в данном случае уместно предположить, что отбел кулачка был недостаточным именно в зонах скобления, поскольку на других семи кулачках такого катастрофического износа не отмечено. К слову говоря, такой вал вполне будет ходить и далее, поскольку вершинка кулачка нормальная.

ВАЗ 21083, ГБЦ + 49 вал, Солекс 24х26 + ВСХ
ВАЗ 21083, ГБЦ + 49 вал, Солекс 24х26 + ВСХ
ВАЗ 21083, ГБЦ + 49 вал, Солекс 24х26 + ВСХ
ВАЗ 21083, ГБЦ + 49 вал, Солекс 24х26 + ВСХ
ВАЗ 21083, ГБЦ + 49 вал, Солекс 24х26 + ВСХ
ВАЗ 21083, ГБЦ + 49 вал, Солекс 24х26 + ВСХ
ВАЗ 21083, ГБЦ + 49 вал, Солекс 24х26 + ВСХ
ВАЗ 21083, ГБЦ + 49 вал, Солекс 24х26 + ВСХ
ВАЗ 21083, ГБЦ + 49 вал, Солекс 24х26 + ВСХ
ВАЗ 21083, ГБЦ + 49 вал, Солекс 24х26 + ВСХ

Далее на фотографиях - стандартная головка и доработанная.

Состав установленного комплекта:
Распредвал DynaCAMS 49 с подъемом 10,0 мм
Доработанные каналы 31,5 х 31,5 (впуск - выпуск)
Доработанные тарелки пружин (из серийных)
Доработанные камеры сгорания
Коллектор впускной - стандартный, без доработок
Облегченные и доработанные клапана серийного размера 37х31
Втулки направляющие, спец.латунь BMW
Карбюратор доработанный расточенный Солекс 24х26
Увеличена степень сжатия
Принудительная смазка толкателей клапанов
Регулировочные шайбы доработаны по RS-технологии

ВАЗ 21083, ГБЦ + 49 вал, Солекс 24х26 + ВСХ
ВАЗ 21083, ГБЦ + 49 вал, Солекс 24х26 + ВСХ
ВАЗ 21083, ГБЦ + 49 вал, Солекс 24х26 + ВСХ
ВАЗ 21083, ГБЦ + 49 вал, Солекс 24х26 + ВСХ

После настройки двигателя, сняли ВСХ. Результат крайне удивил! Никто не ожидал от такого скромного валика таких результатов!! Мотор выдал 112 сил на 6200 об, пик крутящего момента - 15.4 килограмма при 4200 об. Никакого "удушения" после 5000 об и в помине не осталось! Очевидно, что доработка головки и расточенный карбюратор раскрыли весь потенциал распредвала DynaCAMS 49, позволив получить столь высокий результат:

ВАЗ 21083, ГБЦ + 49 вал, Солекс 24х26 + ВСХ

Совместим графики "до" и "после". Мотор стал более верховым, значительно добавив по мощности и крутящему моменту после 4000 об. По низам (до 2500 об) наблюдается потеря крутящего момента. Жаль, что нет возможности сравнить количественные изменения на 6000 об, график серийного мотора не дотягивает до этих оборотов.

ВАЗ 21083, ГБЦ + 49 вал, Солекс 24х26 + ВСХ

Не удержимся, и сравним 112-сильный график 49 вала (подъем 10 мм) с графиком 109-сильной девятки с 58 валом (11 мм подъем), про которую мы писали в отчете ВАЗ 21093 - доработка ГБЦ, р\в 2110-RS58 +Solex 24х26 + ВСХ. Напомню, там мы тоже ставили доработанную головку, но с 58 валом, и карбюратор был так же расточен до уровня 24х26. Далее на графике - пунктиром кривые ВСХ машины с 49 валом и синяя и красная линии - кр.момент и мощность соответственно двигателя с 58 валом.
Как видно, 49 вал уверенно заткнул за пояс 58 вал во всем диапазоне и значительно превзошел его в диапазоне 2000-3500 об.

ВАЗ 21083, ГБЦ + 49 вал, Солекс 24х26 + ВСХ

Какие выводы можно сделать из этой работы? Очевидно, что доработка головки и карбюратора в значительной степени раскрывает потенциал любого распредвала на средних и высоких оборотах. Кто бы мог подумать, что вал DynaCAMS 49 с подъемом всего 10 мм способен показать такой высокий результат? Но надо отметить, что такой результат обусловлен исключительно доработкой головки и карбюратора. Установка вала в серийную недоработанную головку значительно снижает конечный результат, что мы и увидели на примере вала ММ49.

К слову, совершенно забыли отметить одну важную особенность. Игорь приехал с крайне неровным холостым ходом - в Мастер Моторе так и не смогли при установке ММ49 вала настроить нормальный ХХ, просто свалив всю вину на "тюнинговый вал". Игорь сменил уже два карбюратора, но всё было безрезультатно. После установки доработанной головки с валом DynaCAMS 49 и карбюратором Солекс 24х26 - холостой ход стал совершенно ровным и спокойным, мотор перестал трястись.

 

Отзыв Игоря Р. из Омска по результатам тюнинга:

Добрый день, Артём.
(...)
Огромное Вам спасибо за проделанную работу, машина полностью преобразилась, теперь при нажатии на педаль газа машина набирает скорость ровно и напористо, аж в кресла вдавливает. Уже который день не могу нарадоваться как хорошо она теперь едет. По дороге в Омск решил измерить максималку: раньше 140км/ч набирала долго и неохотно, теперь же 160км/ч с полным багажником и тремя пасажирами легко. Но 160км/ч не предел, просто я не стал дальше разгоняться, пассажиры сильно занервничали.

По расходу топлива могу сказать следующее:
До доработки:
По трассе расход был в районе 7,5 литров на сотню при скорости 90-100 км/ч.
По городу где-то 8-9 литров на сотню при спокойном стиле езды с редкими отжигами.

После доработки машины:
По трассе расход топлива уменьшился до 6,5-7 литров на сотню при том, что обратно я ехал 110-120 км/ч.
По городу расход остался примерно такой же, может немного уменьшился где-то на поллитра, но есть одно НО: езжу я теперь по-другому, более активно пользуюсь педалью акселератора, притапливать стал на мнооого чаще, уж больно хорошо набирает скорость. При нынешнем стиле езды расход топлива на машине до доработок увеличился бы наверное до 10-11 лиров на сотню.

Ещё раз ОГРОМНОЕ СПАСИБО Артём.

С Уважением Игорь Р., г.Омск.

 

Письмо от 31 августа 2009 г.:

(...)
Измерил расход топлива на днях и удивился, при довольно активной езде он составил 7,3л. на 100км по городу. При спокойном стиле вождения расход наверное станет ещё меньше.

С уважением Игорь Р., г.Омск.


Статья написана: 25 июля 2009 г.
Обновление: 25 сентября 2009 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.