ВАЗ 2109i - ремонт ГБЦ, р\в 2110-RS58 (подъем 11 мм) + ВСХ

В ремонт поступил автомобиль 2109 (инжектор), 1500 кубов объем, 8 клапанник. После пробега 100 ткм на газовом топливе, упала компрессия во 2 цилиндре (4 атм). Диагностика указала на прогар клапана. Владелец автомобиля решил сделать ремонт головки блока цилиндров (ГБЦ) и установить тюнинговый распредвал DynaCAMS RS, производства ОКБ Двигатель (Уфа). Изготовитель распредвалов предлагает в серийные головки без доработок максимально RS54 распредвал, с подъемом 10,6 мм. Однако, наш опыт в постройке таких головок дал возможность предложить автовладельцу распредвал 2110-RS58 с подъемом 11 мм. На автомобиле уже стояла ГП 4,1 а характеристики уфимских распредвалов дали основания полагать, что автомобиль не потеряет тягу на низах.
Комплексную доработку ГБЦ делать не стали, т.к. автовладелец на будущее ориентируется на установку 16 клапанной головки, да и бюджет был ограничен, но кое-какие доработки всё же были выполнены, подробнее расскажем далее.

ВАЗ 2109i - ремонт ГБЦ, р\в 2110-RS58 (подъем 11 мм) + ВСХ

ГБЦ была снята. Обнаружилось, что прокладка ГБЦ начала терять герметичность между 2 и 3 цилиндром - под прокладкой уже начали "ходить" газы, за 100 ткм головку немного "повело" в средней части - обычная картина для ВАЗовского 8 клапанника. Исправляется фрезеровкой плоскости головки.
Нашлась и причина падения компрессии - тарелка выпускного клапана 2 цилиндра треснула.

Ремонт ГБЦ 21083
Прогоревший клапан 21083
Прогоревший клапан 21083
Прогар клапана на газу

Направляющие втулки выпускных клапанов имели критический износ. Выпускные клапана сильно люфтят во втулках. Кроме того, на прогоревшем клапане от направляющей втулки откололся посадочный поясок с маслосъемным колпачком. Все маслосъемные колпачки были задубевшими, а износ стержней клапанов - существенный.

Втулка раскололась
Втулка раскололась

В качестве доработки головки были увеличены внутренние диаметры сёдел. На практике это сродни установке увеличенных клапанов. Расточка седел позволяет увеличить пропускную способность седел, без дорогостоящей замены седел под большие клапана, при том, что размеры тарелок клапанов остаются серийными. Каналы головки остались серийные (без доработки).

Серийные седла 21083
Серийные седла 21083
Седла 21083 после увеличения внутреннего диаметра
Седла 21083 после увеличения внутреннего диаметра

Дополнительно была проведена работа по изменению схемы смазки толкателей клапанов. На серийной головке 21083 толкатели смазываются маслом из ванны (без давления). Нами разработан способ смазки толкателей маслом под давлением. На практике это выражается в значительном снижении механических шумов от ГБЦ, мотор работает спокойнее и тише, как с гидротолкателями. Заметно снижается акустический шум в салоне автомобиля. Механический шум от толкателей обусловлен постепенным износом колодцев толкателей и самих "стаканчиков" - на больших пробегах такие шумы неустранимы в принципе - выход только один - менять головку, т.к. ремонт колодцев на практике трудноосуществим (высокая стоимость). Подвод масла под давлением в колодцы снижает износ стаканчиков и колодцев, а так же кулачков распредвала, т.к. они получают дополнительную смазку.
Масло под давлением создает дополнительную "подушку" в паре трения "колодец-толкатель", выбирает зазоры, тем самым обеспечивая безударную работу толкателя.
Разумеется, двигатель оснащен неплоскими RS-шайбами (дорабатываются из серийных регулировочных шайб).
Подача масла под давлением в колодцы толкателей является нашим ноу-хау, успешно освоена и применяется на двигателях Оки, 2110\2111.
Разработанная в K-POWER комплексная система (смазка толкателя маслом под давлением и неплоские RS-шайбы (по патенту ОКБ Двигатель)) позволяет подготавливать мотор, работающий более тише и спокойнее, даже относительно серийного нового двигателя.

Отдельно хотелось бы сказать несколько слов о комплектующих. Специально для данной ГБЦ нами были заказаны из Москвы направляющие клапанов Kolbenshmidt (Германия) и маслосъемные колпачки Goetze (Германия). Чугунные направляющие Kolbenshmidt являются наиболее качественными и ресурсными из всех чугунных втулок, доступных на рынке. По сравнению с ними ВАЗовские или SM-овские направляющие, заполонившие рынок - не более, чем кустарная поделка. Про маслосъемные колпачки Goetze и говорить нечего - признанный эталон качества, в свое время даже ставился на ВАЗе на конвейере, пока их не сменили "Резерв"-овские колпачки. Сальник распредвала - Victor Reinz (Германия).
Ремни ГРМ и генератора сменили на продукцию PowerGrip и Dayco. А вот натяжной ролик оставили Вологодский, VBF. Качественный ролик купить сложно (нормальный ролик Gates под заказ из Москвы стоит не менее 400-500 руб), большинство роликов, продаваемых в магазинах - с нарушенной геометрией, после установки начинают изнашивать ремень ГРМ. Ззаводские VBF отлично восстанавливаются ремонтной смазкой ХАДО. Хадо-технология действительно работает в самых разнообразных подшипниках, в чем мы уже неоднократно убедились (а вот в КПП применять ХАДО не советуем). После восстановления ролика по Хадо-технологии люфты подшипника исчезают, шумность снижается, а ролик работает лучше и дольше нового.
С таким же успехом Хадо-технология ремонта применяется в подшипниках генератора. На данной машине генератор был разобран, задний подшипник отремонтирован по технологии Хадо, а передний заменен на новый. Генератор сразу "утихомирился".

Маслосъемные колпачки GOETZE
Ремни PowerGrip и Dayco
Восстановление натяжного ролика по технологии ХАДО
Восстановление натяжного ролика по технологии ХАДО
Восстановление натяжного ролика по технологии ХАДО

При сборке ГБЦ был установлен распредвал DynaCAMS 2110-RS58 с подъемом впускного клапана 11 мм. Для обеспечения нормальной работы распредвала с таким подъемом в серийной ГБЦ без поломки клапанных пружин, были применены доработанные верхние тарелки пружин. Распредвал был специально заказан с несколько уменьшенной базой кулачков, поскольку сёдла на ГБЦ просели естественным образом, вследствие работы двигателя на газу.
Дополнительно были установлены облегченные Т-образные клапана, изготавливаемые K-POWER. Профиль тарелки клапана с выемкой позволяет значительно снизить вес клапана относительно серийных. Комплект таких клапанов позволяет мотору лучше дышать на высоких оборотах, увеличивает мощность и приемистость двигателя.
Плоскость ГБЦ была отфрезерована. Степень сжатия несколько повысили, относительно серийного двигателя.

распредвал DynaCAMS 2110-RS58 с подъемом впускного клапана 11 мм
ГБЦ в сборе
ДВС без ГБЦ
ДВС
Шкив регулируемый
Кулачки RS58

Оказалось, что на автомобиле установлен один из первых вариантов ЭБУ. Блок управления двигателем заменили на пятый Январь, после чего "мозг" перепрошили, с учетом установки тюнингового распредвала.
Кроме того, двигатель оснастили фильтром нулевого сопротивления GREEN. Газовое оборудование было демонтировано с автомобиля. Кроме того, на автомобиле стоит прямоточная банка глушителя.

После работы с инжектором, провели замеры ВСХ, сняв графики кр.момента и мощности. Результат превзошел все ожидания! Мощность мотора 109 л.с. на 6400 об, пик крутящего момента 14.5 кг на 4700 об! Очевидно, что облегченные клапана, расточенные седла и грамотная чиповка внесли существенный вклад в результат и лучше раскрыли потенциал RS58 распредвала. Несомненно, полная программа доработки ГБЦ дополнительно бы улучшила результат, но в данном случае, за сравнительно скромный бюджет достигнут впечатляющий результат.
Отметим ровный характер крутящего момента, с повышенной отдачей на средних и высоких оборотах. Характер машины - тянет с самых низов.

ВСХ DynaCAMS RS58 (ГБЦ стандарт, облегченные клапана, расточенные седла)

Сравним теперь графики ВСХ с аналогичным восьмиклапанным двигателем 2110 объемом 1500 кубов, мощностью 74 л.с. Специалистам уже всё понятно, с первого взгляда на график. Слава уфимского вала еще раз подтверждается - прибавка наблюдается во всем диапазоне, нигде нет потери крутящего момента. Несмотря на сравнительно большой подъем (11 мм), распредвал достойно "справляется" с низами и средними оборотами. Самая большая добавка наблюдается конечно на 5000 об, там прибавилось 4,0 кг и почти 28 л.с.

ВСХ DynaCAMS RS58 (ГБЦ стандарт, облегченные клапана, расточенные седла)

Данный вариант тюнинга можем рекомендовать владельцам 8 клапанных автомобилей ВАЗ, желающих получить максимальный результат, при очень ограниченном бюджете. Однако, достойный ресурс ГБЦ будет возможен только при комплексном и тщательном подходе к подготовке головки, выбору качественных импортных комплектующих, только в таком случае возможна установка и нормальная работа RS58 распредвала в серийной головке, хотя и в данном варианте требуются некоторые доработки, некоторые из которых описаны в данной статье.
Мы настоятельно не рекомендуем ставить 2110-RS58 в серийные головки с большим пробегом без предварительного снятия ГБЦ и ремонта (замена направляющих и прочих комплектующих на высококачественные импортные).
Так же обращаем особое внимание, что высокий результат был достигнут не только ремонтом и подготовкой ГБЦ, но и перепрограммированием контроллера ЭБУ.

Комментарии "ОКБ Двигатель" к выполненной работе.
По просьбе ОКБ Двигатель, публикуем комментарии к работе, поясняющие некоторые нюансы, связанные с применением распредвалов 2110-RS:

Распредвал 2110--RS58 не требует обязательной RS доработки регулировочных шайб. Но тем не менее, если такую доработку произвести (что сделать несложно даже без всякой оснастки) то ГРМ работает спокойнее и тише. Причем RS доработку можно сделать даже для для регулировочных шайб, работающих в паре с серийным распредвалом.
Получим аналогичный положительный эффект по характеру работы ГРМ.


Статья написана: 29 декабря 2008 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.