Калина 1.6 с "приоромотором" - замена поршней, низовые валы

Автомобиль Калина с двигателем ВАЗ 21126 (1.6 литра, "приоромотор" с облегченной ШПГ) уже был героем наших публикаций - в Кунсткамере мы полюбовались на дырявый катализатор и установили тюнинговую систему выхлопа.

Настал черед заняться двигателем. Пробег - 84 тыс.км (не исключено, что скрученный, т.к. авто бралось на вторичке у сомнительного продавца). Проблема в том, что двигатель отчётливо стучал поршнями, а так же нещадно потреблял масло, сжирая по 1-1.5 литра на 500 км, если они были пройдены не в пенсионерском режиме. Было ясно, что поршня постигла та же печальная участь, что и многие другие моторы - вследствие износа юбок они "усохли в размерах", монтажный зазор увеличился - отсюда и стук, и жор масла.

На все работы было отведено всего пару дней, была поставлена задача заменить поршни, без расточки двигателя, что-бы мотор проездил еще 1-2 сезона. Никаких "безвтыков"! Мы не будем ставить поршни с выточками, а так же не будем менять поршневую на "тяжёлую" 2110. Сохранив облегченные шатуны, мы просто поменяем поршни на новые.

K-POWER | Калина 1.6 с "приоромотором" - замена поршней, низовые валы

Старые поршни были сильно изношены по юбке, что и приводило к сильным стукам в области перекладки поршня. При этом в цилиндрах наблюдаем неравномерный износ (бочку), а сами цилиндры изношены неравномерно - сильнее всего изношен 4-й цилиндр. По-уму здесь надо снимать блок цилиндров и точить его в 1-й ремонтный размер, но задача поставлена иная.
Покупаем поршни СТК 82.0, группа Е. Кольца ставим наборные. Поршни плоские, с маленькими циковками, то что нам нужно. Металл правильный - "жёсткий". Сняли вот такое видео:

На снятой голове заменили маслосъемные колпачки, доработали гидрокомпенсаторы по RS-технологии (сферическая поверхность). Установили низовые распредвалы. Кулачки серийных валов наплавили спец.материалом, для повышения износостойкости, а в Тольятти прошлифовали кулачки под новые профили. Напомню, подъем клапана на серийных валах - 7.0 мм. Новые валы имеют следующие данные - выпускной - 8.5 мм, фаза 254 град, впускной - 8.7 мм, фаза 264 град. Применение сферических гидрокомпенсаторов дополнительно сузило фазу (без изменения подъема).

K-POWER | Калина 1.6 с "приоромотором" - замена поршней, низовые валы

Для начала сняли значения подъема клапанов в точке ВМТ на серийных валах и шкивах - на впуске клапан приоткрыт на 0.57 мм, на выпуске - 1,05 мм. Налицо грубая ошибка в заводской установке фаз - эта ошибка кроется где-то в отливке шкивов и шпон-пазах.
После установки новых валов и тех же шкивов, получили подъемы 0,25 мм \ 0,5 мм (впуск \ выпуск). Попробовали перекинуть ремень на выпускном шкиве на 1 зуб, что уменьшило подъем до 0.1 мм на выпуске, но в итоге пришлось вернуть всё обратно - мотор показался тухлым именно на малых оборотах.
Таким образом, временно (до покупки и установки разрезных шкивов) остановились на заводском варианте (подъемы 0,25 \ 0,5 мм), это конечно не совсем правильно, но для зимы пойдёт. После установки разрезных шкивов (весной), можно будет пробовать иные значения.
Внимательные читатели обратили внимание, насколько заметно сужают фазу сферические гидрики (по уменьшению величин подъема клапана в ВМТ, ведь разворот кулачков на этих валах сохранен заводской, так же как и шпон-паз, сделаны только иные профиля кулачков, а "база" для них берется как раз от шпон-паза).

K-POWER | Калина 1.6 с "приоромотором" - замена поршней, низовые валы

А вот и спец.наплавка - выглядит кулачок страшненько, с порами, трещинками и неровными краями, но работает - без питтинга! Можно не опасаться недержания металла. Отсутствие товарного вида нам не страшно, такие валы - для своих, для тех, кто понимает. А для "сорок", падких на блестяшки - на рынках полки ломятся от изобилия "красивых палок".

K-POWER | Калина 1.6 с "приоромотором" - замена поршней, низовые валы

Каковы результаты всей этой работы? Холостой ход так и остался прежним - 860-900 об, расход топлива резко упал на 1-2 литра на сотню, расход масла тоже прекратился. На холостом ходу небольшой стучок поршневой по-прежнему слышен, но это и неудивительно, учитывая износ цилиндров.
Важнее - результат от установки низовых валов. Помимо снижения расхода, вырос крутящий момент во всём диапазоне оборотов. По городу стало можно ездить на 5-й передаче начиная со скоростей 50 км\ч (раньше движение на 5-й передаче на скорости 50-60 км\ч было некомфортным - двигатель не тянул вообще, для ускорения нужно было понизиться до 4-й передачи), при нажатии на педаль газа на малых оборотах - мотор отзывается ускорением, а не бубнением, как раньше. Нужно учитывать, что коробка здесь скоростная, с длинной главной парой 3,7 - это очень неудобно в городе. После замены валов, отписки программы и удаления катколлектора, в городе стало передвигаться приятнее, мотор тянет почти с холостых. Конечно, это не двухлитровый двигатель, прибавка момента небольшая, но она есть и вполне чувствительна.
"Верхи" по оборотам не пострадали, мотор по-прежнему хорошо крутится и едет на высоких оборотах.

Графики ВСХ мы не снимали, из-за проблем с совместимостью калиновской проводки с нашими переходниками, по-этому описываем все ощущения субьективно.

 

Обновление от 13 ноября 2014 года:

C осени 2014 года появилась возможность снимать графики ВСХ с 16 клапанных двигателей Калины и Гранты - была решена проблема с калиновской проводкой. Смысла повторять вышеописанное нет, все параметры изменений ранее уже были расписаны. Куда более интересно взглянуть на график с низовыми распредвалами, которые оказались на самом деле не такими уж и низовыми.

Пик мощности 119 л.с. при 6000 об,
пиковый крутящий момент 16.2 кг при 4900 об

K-POWER | Калина - график мощности и момента ВСХ

Можно так же сравнить график Калины 1.6 с низовыми валами (синяя и красная линии) с серийным двигателем Приоры (голубые линии) и двигателем Калины 1.5 после переделки на тяжёлую ШПГ (зеленые линии).
Тут интересная картина - Калина 1.5 "пожрала" графиком момента серийную Приору 1.6, а Калина 1.6 с валами поглотила обоих. И только в зоне 1800-2500 Калина 1.5 выигрывает по моменту у обоих моторов.
В целом прирост момента до 2000 об по сравнению со стоковым приоровским мотором очевиден - ради этого всё и затевалось, т.к. ездить в городских условиях на двигателе с отсутствующей тягой на оборотах менее 2000 было реально неудобно, учитывая длиннющие передачи Вазовской КПП с главной парой 3.7

K-POWER | Калина - график мощности и момента ВСХ

Учитывая, что машина часто ездит с прицепом, это хороший вариант приободрения заводского 1.6 приоромотора, который с завода ставился в люксовые Калины. Порвать серъезных соперников на светофорных гонках явно не получился, но мотор заметно бодрее стока на трассе и в городе.

 

 

Статья написана: 2 января 2014 г.
Обновление статьи: 13 ноября 2014 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.