Дамир из г. Мамадыш привёз на ремонт автомобиль Lada 112 Coupe - трёхдверная модификация кузова с двигателем 21124 (шатуны 2110, безвтыковые литые поршни). Объем двигателя 1.6 литра. Пробег на приборке около 200 тыс.км. Реальный - неизвестен. Сивку-бурку укатали по полной программе - авто привезли на веревке, а до того машина долгое время стояла по причине неисправности двигателя.
Замерять график ВСХ до ремонта бессмысленно - мотор заводится с большим трудом и сильно дымит. Машина передвигается с крайней неохотой.
Синюю изоленту оставим без комментариев. Начинаем разборку. В рукаве впускного тракта - лужи масла, оно выливается через воздушный фильтр и ДМРВ на коробку. Очевидно, что масло сюда выгоняется через сапун - неисправна цилиндро-поршневая группа. После снятия головки видимо, что прокладку под головкой пробило...
Мотор внутри чернющий из-за сажи - следствие прорыва газов в картерное пространство и загрязнения масла. Распредвалы изношены по шейкам.
Цилиндры изношены, а третий изодран прогоревшим поршнем. Впоследствии был установлен виновник сего торжества - бензонасос качал от силы на 2 атмосферы, а лямбда-зонд отсутствовал начисто.
"Совершенно случайно" в багажнике обнаружилась головка с большими клапанами 32х28 мм и распиленными каналами. Как пояснил владелец авто, данная головка ранее стояла на машине и была демонтирована по причине прогара прокладки (взамен поставили стандартную головку). На удивление, головка хорошо сделана, как по геометрии каналов, так и по клапанной группе. Тарелки пружин - титановые. Но распредвалы здесь тоже были серийными, с изношенными шейками. Проверили постели валов - они в идеале.
По-этому головку перетрясли, обновив маслосъемные колпачки и отфрезеровав плоскость. Предварительно убедились в отсутствии трещин - опрессовку голова прошла успешно.
Здесь клиент изрядно сэкономил на доработке головки, т.к. эту работу выполнил прежний владелец машины.
Распредвалы установили с подъемом 8.7 мм и фазой 264 градуса на RS-толкателях. Экспериментировать с другими валами уже не было желания - достойный результат данные валы гарантируют как на серийных комплектациях, так и в доработанных моторах.
"Низ" мотора приготовлен по давно проверенному рецепту - индийский коленвал с ходом шатунной шейки 80 мм и двойным косым сверлением, Н-образный шатун 131 мм и кованные поршни СТИ на 83 мм. Получаемый объем двигателя - 1731 кубиков. Расточку в 84 мм прибережем про запас, на непредвиденные случаи.
Коленвал преподнёс сюрприз - в призмах намеряли биение в пределах 3 соток и биение по задней шейке под сальник - 6 соток. В центрах, после выставления коленвала по крайним коренным шейкам, биение по центральной шейке - 6 соток! Т.е. коленвал изогнут горбылём. Пришлось заниматься рихтовкой всего коленвала и шлифовкой задней шейки под сальник, после этого все биения удалось свести к 1 сотке (допуск ВАЗа - 0.03 мм). Индусы, такие индусы...
Ниже привожу данные, полученные при балансировке коленвала, переднего шкива и маховика с корзиной сцепления. Маховик был заменен на новый (старый был весь подпаленный - точить его бесполезно). Сцепление - так же новое, марки LUK.
мм\с - виброскорость, дисбаланс (прочерки - данные не записаны)
D - дисбаланс (г\мм)
Коленвал передняя плоскость (до \\ после балансировки):
- мм\с, 3.2 гр \\ - мм\с, 0.1 гр
D 224 \\ D 7 г\мм
Шкив передний :
- мм\с, 4.6 гр \\ - мм\с, 0.2 гр
D 322 \\ D 14 г\мм
Коленвал задняя плоскость (до \\ после балансировки):
- мм\с, 1.5 гр \\ - мм\с, 0.01 гр
D 105 \\ D 7 г\мм
Маховик :
- мм\с, 0.4 гр \\ - мм\с, 0.02 гр
D 28 \\ D 14 г\мм
Корзина сцепления :
- мм\с, 3.8 гр \\ - мм\с, 0.2 гр
D 266 \\ D 14 г\мм
Коленвал, как обычно с плавающим качеством - кривизну вылечили рихтовкой, зато балансировка неплохая. Заводской маховик отбалансирован с завода довольно качественно.
На доводку коробки у клиента не хватило бюджета и работу с ней отложили до лучших времен. Но превентивно поменяли сальник первичного вала - обратите внимание, на фото показан улучшенный сальник нового образца из фторкаучука, такие завод ставит уже буквально пару лет, но в продаже их найти крайне тяжко.
Блок цилиндров был расточен и отхонингован с применением плосковершинного хонингования. Сборка не представляет собою ничего интересного - всё обычно и давно проработано... Сальники - пластиковые, нового образца (Рено). Поставил - и забыл, если коленвал не имеет биений.
Пару слов стоит сказать про выхлоп. Клиент уже поставил паук 4-2-1 и прямоточный глушитель Стингер. Но вот с резонатором беда - похоже его поставили от карбюраторной девятки, т.к. диаметр трубы на входе и выходе резонатора сужается до 36 мм! И пропадает весь смысл выхлопа на 51 трубе. Может кто-то преследовал цель получить тихий выхлоп? Так проще чопик в трубу забить - шума совсем не будет...
Пришлось купить прямоточный резонатор Стингер, на полноценной 51 трубе, но "болт-он" вставать он не пожелал - лишней длины в нём около 50 мм. Не проблема - укоротили, переварили... Теперь выхлоп не будет душить двигатель.
Разумеется, помпа и комплект ГРМ - всё новое. Валы 8.7 мм для достижения нужного нам результата требуется выставить в особые перекрытия. Вариант с заводскими шкивами, какой используется в работах с простыми моторами нам не подходит. После регулировки шкивов можно закрывать клапанную крышку и собирать ресивер - здесь используем Прокар.
Почему Прокар? Потому, что 128 ресивер, хоть и дешевле, но более верховой. Не всем это подходит. Золотая середина - Прокар. Большая длина впускных труб обещает лучший крутящий момент на низах и средних оборотах. А поскольку клиент затрудняется в выборе конфигурации, с Прокаром шансов получить негатив гораздо меньше. Мотор получится более универсальным, хотя и с меньшей мощностью, нежели чем со 128 ресивером.
Что-бы разгрузить генератор, заменили шкив на обгонную муфту увеличенного диаметра. Генератор встал нормально, но зазор до подушки весьма невелик.
Машина поднималась из руин очень тяжко. Всё было в разрухе. Мёртвый бензонасос с забитой сеткой - были заменены. ДМРВ так же установили новый. РХХ наполовину живой - под замену. Установили лямбда-зонд. Термостат так же под замену...
Машину привезли с полбаком некоего Аи92. Для отписки залили литров двадцать Аи95 от местного производителя... Чиповщик опустил руки - работать с машиной невозможно - "пишем на 76 бензине!!". Контроллер не управляет углами, бензин самовоспламеняется, при отключении катушек мотор не глохнет а продолжает работать - "бензиновый дизель"!! Понятно, что в баке бодяга - прямогонный бензин с присадками. Беда Татарстана - "наш" бензин. Бензин с октановым числом 50-76 единиц "догоняют" ушлые дельцы путём заливки МТБЭ - метилтретбутиловый эфир. Но нам же нужно получить результат, а для этого отписать программу, что на таком бензине просто невозможно... Ранее машины с таким бензином уже попадались неоднократно, например из Кузбасса. Поздние углы не дают раскрыть мотор и получить достойный результат.
Что делать? Пришлось сливать бензин с бака шлангом, буквально вычёрпывать остатки чашкой, насухо протирать бак тряпкой, сушить его. Вонища эфировая от присадки наполнила рабочий бокс до отказа - голова кружилась долго.
После просушки бензобака было залито 15 литров Аи98. Мотор сразу поменялся на глазах - исчез разгон холостых оборотов (причина - неуправляемые углы зажигания на самовоспламеняемой смеси), исчезли конвульсии при отключении зажигания и мотор начал глохнуть при отключении катушек. Теперь можно шить программу.
Контроллер достался М73. Косячный холостой ход из-за кривого алгоритма софта выправить нереально. Машина периодически глохнет при выходе в нейтраль с передачи. Засим мозг был переделан в 7.2+ и проблема с холостым моментально исчезла. Софт 7.2+ тоже неидеален, мозг-инвалид ущербен, опирается на недописанные алгоритмы, как на надпиленные костыли. Но мощностные режимы прописались, холостой - отличный, 1100 об, не глохнет. Кривоватые переходные алгоритмы, которые не исправить калибровками (они просто не работают) дают небольшие дёргания при переходе с рабочих режимов на холостой - но это меньшее зло, по сравнению с убогим и недоделанным алгоритмом холостого хода у М73 мозга. Хочется лучше? Тогда лучше выбросить недоделанный мозг-инвалид, созданный пьяными русскими иванами в помойку и поставить Бош, созданный педантичными немцами - у него алгоритмы прописаны изумительно и очень логично. Но заказа на Бош не было и контроллер остается в виде 7.2+
После всех мук выяснилось, что генератор тоже пора зачислить в длинющий список мёртвых узлов этой машины - намерили тощую зарядку на уровне 12.5 вольта. Плюёмся, снимаем генератор, меняем диодный мост, реле-регулятор и радуемся законным +14 вольта на аккумуляторе с работающим двигателем.
На финише можно измерить графики ВСХ - крутящий момент и мощность полученного двигателя.
пиковая мощность: 153 л.с. при 6400 об (красная линия),
пиковый
крутящий момент: 19.5 кг при 5100 об (синяя линия).
Валы 8.7 снова показали достойный уровень. Гора крутящего момента в широком диапазоне и даже характерный для Прокара провал совсем невелик (на 4000 об) и на ходу незаметен. Мотор едет до 6500 об, затем начинает скисать и докручивается до 7300-7400 об (7500 - отсечка). Неширокая фаза валов обрезала верхи по мощности, но дала лучший крутящий момент.
Наглядно это можно показать, сравнив результаты с графиком Калины Спорт (часть 2) где на валах Нуждин 10.5 мм и фазой 307 градусов было получено 159 сил и 18.9 кг момента. В остальном конфиг очень похож - только коленвал с ходом 78 мм, ресивер так же Прокар. Результаты Калины на графике ниже - зеленым пунктиром. И что мы видим? Широкие валы с большим подъемом на 7000 об прибавили 8.6 сил и 0.9 кг момента - вот и всё их превосходство. А вот на оборотах до 5000, валы 8.7 бьют не в бровь, а в глаз - разница доходит до 3.3 кг на 3000 об в пользу валов 8.7!
Впрочем, важно отметить что на Калине стоит электронный дроссель, для него "слабость низов"
характерна почти на всех машинах, прошедших этапы тюнинга двигателя.
Увлеченный читатель несомненно так же сравнит график с результатом 173 сильной Приоры из Казани (там тоже е-газ и валы 8.7, но на 128 ресивере).
В целом, поставленную клиентом задачу можно признать достигнутой, масса косяков и проблем по машине была устранена - Купе можно отдавать клиенту смело.
Обновление от 25.08.16
Отзыв владельца авто:
Артём, здравствуй) Движок просто супер... Малый расход бензина выходит 6,5-7 литров. Крутящий момент совсем слов нету... Спасибо большое отличный движок получился.
Дамир Ш.
Статья написана: 20 августа 2016 г.
Обновление: 25 августа 2016 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка
статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов,
равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних
сайтах. |