Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ

Дамир из г. Мамадыш привёз на ремонт автомобиль Lada 112 Coupe - трёхдверная модификация кузова с двигателем 21124 (шатуны 2110, безвтыковые литые поршни). Объем двигателя 1.6 литра. Пробег на приборке около 200 тыс.км. Реальный - неизвестен. Сивку-бурку укатали по полной программе - авто привезли на веревке, а до того машина долгое время стояла по причине неисправности двигателя.

Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ

Замерять график ВСХ до ремонта бессмысленно - мотор заводится с большим трудом и сильно дымит. Машина передвигается с крайней неохотой.

Синюю изоленту оставим без комментариев. Начинаем разборку. В рукаве впускного тракта - лужи масла, оно выливается через воздушный фильтр и ДМРВ на коробку. Очевидно, что масло сюда выгоняется через сапун - неисправна цилиндро-поршневая группа. После снятия головки видимо, что прокладку под головкой пробило...

Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ
Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ
Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ
Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ

Мотор внутри чернющий из-за сажи - следствие прорыва газов в картерное пространство и загрязнения масла. Распредвалы изношены по шейкам.

Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ
Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ

Цилиндры изношены, а третий изодран прогоревшим поршнем. Впоследствии был установлен виновник сего торжества - бензонасос качал от силы на 2 атмосферы, а лямбда-зонд отсутствовал начисто.

Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ
Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ
Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ
Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ

"Совершенно случайно" в багажнике обнаружилась головка с большими клапанами 32х28 мм и распиленными каналами. Как пояснил владелец авто, данная головка ранее стояла на машине и была демонтирована по причине прогара прокладки (взамен поставили стандартную головку). На удивление, головка хорошо сделана, как по геометрии каналов, так и по клапанной группе. Тарелки пружин - титановые. Но распредвалы здесь тоже были серийными, с изношенными шейками. Проверили постели валов - они в идеале.
По-этому головку перетрясли, обновив маслосъемные колпачки и отфрезеровав плоскость. Предварительно убедились в отсутствии трещин - опрессовку голова прошла успешно.
Здесь клиент изрядно сэкономил на доработке головки, т.к. эту работу выполнил прежний владелец машины.
Распредвалы установили с подъемом 8.7 мм и фазой 264 градуса на RS-толкателях. Экспериментировать с другими валами уже не было желания - достойный результат данные валы гарантируют как на серийных комплектациях, так и в доработанных моторах.

Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ
Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ
Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ
Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ
Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ

"Низ" мотора приготовлен по давно проверенному рецепту - индийский коленвал с ходом шатунной шейки 80 мм и двойным косым сверлением, Н-образный шатун 131 мм и кованные поршни СТИ на 83 мм. Получаемый объем двигателя - 1731 кубиков. Расточку в 84 мм прибережем про запас, на непредвиденные случаи.

Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ
Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ
Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ
Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ

Коленвал преподнёс сюрприз - в призмах намеряли биение в пределах 3 соток и биение по задней шейке под сальник - 6 соток. В центрах, после выставления коленвала по крайним коренным шейкам, биение по центральной шейке - 6 соток! Т.е. коленвал изогнут горбылём. Пришлось заниматься рихтовкой всего коленвала и шлифовкой задней шейки под сальник, после этого все биения удалось свести к 1 сотке (допуск ВАЗа - 0.03 мм). Индусы, такие индусы...

Ниже привожу данные, полученные при балансировке коленвала, переднего шкива и маховика с корзиной сцепления. Маховик был заменен на новый (старый был весь подпаленный - точить его бесполезно). Сцепление - так же новое, марки LUK.
мм\с - виброскорость, дисбаланс (прочерки - данные не записаны)
D - дисбаланс (г\мм)

Коленвал передняя плоскость (до \\ после балансировки):
- мм\с, 3.2 гр \\ - мм\с, 0.1 гр
D 224 \\ D 7 г\мм
Шкив передний :
- мм\с, 4.6 гр \\ - мм\с, 0.2 гр
D 322 \\ D 14 г\мм

Коленвал задняя плоскость (до \\ после балансировки):
- мм\с, 1.5 гр \\ - мм\с, 0.01 гр
D 105 \\ D 7 г\мм
Маховик :
- мм\с, 0.4 гр \\ - мм\с, 0.02 гр
D 28 \\ D 14 г\мм
Корзина сцепления :
- мм\с, 3.8 гр \\ - мм\с, 0.2 гр
D 266 \\ D 14 г\мм

Коленвал, как обычно с плавающим качеством - кривизну вылечили рихтовкой, зато балансировка неплохая. Заводской маховик отбалансирован с завода довольно качественно.

На доводку коробки у клиента не хватило бюджета и работу с ней отложили до лучших времен. Но превентивно поменяли сальник первичного вала - обратите внимание, на фото показан улучшенный сальник нового образца из фторкаучука, такие завод ставит уже буквально пару лет, но в продаже их найти крайне тяжко.

Блок цилиндров был расточен и отхонингован с применением плосковершинного хонингования. Сборка не представляет собою ничего интересного - всё обычно и давно проработано... Сальники - пластиковые, нового образца (Рено). Поставил - и забыл, если коленвал не имеет биений.

Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ
Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ

Пару слов стоит сказать про выхлоп. Клиент уже поставил паук 4-2-1 и прямоточный глушитель Стингер. Но вот с резонатором беда - похоже его поставили от карбюраторной девятки, т.к. диаметр трубы на входе и выходе резонатора сужается до 36 мм! И пропадает весь смысл выхлопа на 51 трубе. Может кто-то преследовал цель получить тихий выхлоп? Так проще чопик в трубу забить - шума совсем не будет...

Пришлось купить прямоточный резонатор Стингер, на полноценной 51 трубе, но "болт-он" вставать он не пожелал - лишней длины в нём около 50 мм. Не проблема - укоротили, переварили... Теперь выхлоп не будет душить двигатель.

Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ
Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ

Разумеется, помпа и комплект ГРМ - всё новое. Валы 8.7 мм для достижения нужного нам результата требуется выставить в особые перекрытия. Вариант с заводскими шкивами, какой используется в работах с простыми моторами нам не подходит. После регулировки шкивов можно закрывать клапанную крышку и собирать ресивер - здесь используем Прокар.

Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ
Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ

Почему Прокар? Потому, что 128 ресивер, хоть и дешевле, но более верховой. Не всем это подходит. Золотая середина - Прокар. Большая длина впускных труб обещает лучший крутящий момент на низах и средних оборотах. А поскольку клиент затрудняется в выборе конфигурации, с Прокаром шансов получить негатив гораздо меньше. Мотор получится более универсальным, хотя и с меньшей мощностью, нежели чем со 128 ресивером.

Что-бы разгрузить генератор, заменили шкив на обгонную муфту увеличенного диаметра. Генератор встал нормально, но зазор до подушки весьма невелик.

Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ
Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ

Машина поднималась из руин очень тяжко. Всё было в разрухе. Мёртвый бензонасос с забитой сеткой - были заменены. ДМРВ так же установили новый. РХХ наполовину живой - под замену. Установили лямбда-зонд. Термостат так же под замену...

Машину привезли с полбаком некоего Аи92. Для отписки залили литров двадцать Аи95 от местного производителя... Чиповщик опустил руки - работать с машиной невозможно - "пишем на 76 бензине!!". Контроллер не управляет углами, бензин самовоспламеняется, при отключении катушек мотор не глохнет а продолжает работать - "бензиновый дизель"!! Понятно, что в баке бодяга - прямогонный бензин с присадками. Беда Татарстана - "наш" бензин. Бензин с октановым числом 50-76 единиц "догоняют" ушлые дельцы путём заливки МТБЭ - метилтретбутиловый эфир. Но нам же нужно получить результат, а для этого отписать программу, что на таком бензине просто невозможно... Ранее машины с таким бензином уже попадались неоднократно, например из Кузбасса. Поздние углы не дают раскрыть мотор и получить достойный результат.

Что делать? Пришлось сливать бензин с бака шлангом, буквально вычёрпывать остатки чашкой, насухо протирать бак тряпкой, сушить его. Вонища эфировая от присадки наполнила рабочий бокс до отказа - голова кружилась долго.

После просушки бензобака было залито 15 литров Аи98. Мотор сразу поменялся на глазах - исчез разгон холостых оборотов (причина - неуправляемые углы зажигания на самовоспламеняемой смеси), исчезли конвульсии при отключении зажигания и мотор начал глохнуть при отключении катушек. Теперь можно шить программу.

Контроллер достался М73. Косячный холостой ход из-за кривого алгоритма софта выправить нереально. Машина периодически глохнет при выходе в нейтраль с передачи. Засим мозг был переделан в 7.2+ и проблема с холостым моментально исчезла. Софт 7.2+ тоже неидеален, мозг-инвалид ущербен, опирается на недописанные алгоритмы, как на надпиленные костыли. Но мощностные режимы прописались, холостой - отличный, 1100 об, не глохнет. Кривоватые переходные алгоритмы, которые не исправить калибровками (они просто не работают) дают небольшие дёргания при переходе с рабочих режимов на холостой - но это меньшее зло, по сравнению с убогим и недоделанным алгоритмом холостого хода у М73 мозга. Хочется лучше? Тогда лучше выбросить недоделанный мозг-инвалид, созданный пьяными русскими иванами в помойку и поставить Бош, созданный педантичными немцами - у него алгоритмы прописаны изумительно и очень логично. Но заказа на Бош не было и контроллер остается в виде 7.2+

После всех мук выяснилось, что генератор тоже пора зачислить в длинющий список мёртвых узлов этой машины - намерили тощую зарядку на уровне 12.5 вольта. Плюёмся, снимаем генератор, меняем диодный мост, реле-регулятор и радуемся законным +14 вольта на аккумуляторе с работающим двигателем.

На финише можно измерить графики ВСХ - крутящий момент и мощность полученного двигателя.

пиковая мощность: 153 л.с. при 6400 об (красная линия),
пиковый крутящий момент: 19.5 кг при 5100 об (синяя линия).

Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ

Валы 8.7 снова показали достойный уровень. Гора крутящего момента в широком диапазоне и даже характерный для Прокара провал совсем невелик (на 4000 об) и на ходу незаметен. Мотор едет до 6500 об, затем начинает скисать и докручивается до 7300-7400 об (7500 - отсечка). Неширокая фаза валов обрезала верхи по мощности, но дала лучший крутящий момент.

Наглядно это можно показать, сравнив результаты с графиком Калины Спорт (часть 2) где на валах Нуждин 10.5 мм и фазой 307 градусов было получено 159 сил и 18.9 кг момента. В остальном конфиг очень похож - только коленвал с ходом 78 мм, ресивер так же Прокар. Результаты Калины на графике ниже - зеленым пунктиром. И что мы видим? Широкие валы с большим подъемом на 7000 об прибавили 8.6 сил и 0.9 кг момента - вот и всё их превосходство. А вот на оборотах до 5000, валы 8.7 бьют не в бровь, а в глаз - разница доходит до 3.3 кг на 3000 об в пользу валов 8.7!
Впрочем, важно отметить что на Калине стоит электронный дроссель, для него "слабость низов" характерна почти на всех машинах, прошедших этапы тюнинга двигателя.

Купе 1.7 (16v), Мамадыш - валы 8.7 и 153 л.с. + ВСХ

Увлеченный читатель несомненно так же сравнит график с результатом 173 сильной Приоры из Казани (там тоже е-газ и валы 8.7, но на 128 ресивере).

В целом, поставленную клиентом задачу можно признать достигнутой, масса косяков и проблем по машине была устранена - Купе можно отдавать клиенту смело.

Обновление от 25.08.16

Отзыв владельца авто:

Артём, здравствуй) Движок просто супер... Малый расход бензина выходит 6,5-7 литров. Крутящий момент совсем слов нету... Спасибо большое отличный движок получился.
Дамир Ш.

 

Статья написана: 20 августа 2016 г.
Обновление: 25 августа 2016 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.