Калина СПОРТ II: часть 2 - объем 1.7, завершение проекта

Представляю вашему вниманию вторую часть статьи о результатах работы с двигателем Калины Спорт 2 из Казани. В первой части отчёта была доработана головка, отписана программа, но удовлетворяющего клиента результата получено не было.
Точнее, результат, конечно же был - приехал мотор с жалкими 95 силами и 13 кг момента (заводскими обещалками на 118 сил и 15 кг момента и не пахло), а уехала машина с показателями 113 сил и 16.4 кг момента.
Но клиент-то рассчитывал сил на 150, не меньше! Но кривым топором прямой жерди не сделать и фактический результат из-за многих факторов (ресивер, блок цилиндров, распредвалы) оказался намного ниже желаемого.
Клиент немного поездил, собрал ощущения и решил открывать двигатель, делать всё так, как нужно, для получения требуемого результата. Буквально через 3-4 недели машина снова висела на подъемнике.

За это время клиент уже успел поставить ресивер Прокар в Казани. По просьбе клиента сняли графики до разборки двигателя. Это заводской низ 1.6 литра, доработанная головка и валы ЛадаСпорт 9.55\9.15 мм и фазой 280 градусов. Снова никаких чудес!

пиковая мощность: 123 л.с. при 6300 об (красная линия),
пиковый крутящий момент: 15.6 кг при 5100 об (синяя линия).

Калина СПОРТ II: часть 2

Представилась удобная возможность сравнить график этого же самого двигателя, который уехал от нас с пластиковым ресивером. Пунктиром на графике ниже - двигатель с ресивером Прокар. Толстые линии - графики двигателя с пластиковым ресивером. Программа и железо идентичны. Отлично видно, что Прокар даёт более лучшие верхи (+9.9 сил на 6000 об), но срезает крутящий момент на малых и средних оборотах (потери до -1.0 кг момента на 4000 об).

Калина СПОРТ II: часть 2

 

Приступаем к работе. Мотор снова был снят и блок цилиндров разобран до винтика. Поршни с графитовым покрытием - совершенно без задиров, но и на масле клиент не экономил, и внатяг не ездил.

Калина СПОРТ II
Калина СПОРТ II
Калина СПОРТ II

Было решено расточить блок цилиндров на 83 мм (2-й ремонтный размер), установить кованные поршни производства СТИ, коленвал с увеличенным ходом шатунной шейки 78 мм. Коленвал был выбран из соображений наличия одного маслоподающего отверстия на шатунной шейке (по соображению клиента двойное косое сверление ослабляет коленвал). Да и коленвал был в наличии - его выкупили у клиента с Бутером 1.9, часть железа от 8-ми клапанника у него еще оставалась на продажу.
Таким образом, объем двигателя 78х83 составил 1688 кубиков. Не бог весть какой прирост, но главное был не объем, а подготовка блока - это не только платохонингование, но и балансировка коленвала, полировка рабочих поверхностей, а так же другие нюансы сборки "низа", которые направлены на снижение механических потерь на трение и повышение мощности двигателя. Это именно то, чего не хватало заводскому "низу".

Клиент снова взялся за старое - сам купил поршни и притараканил облегченный маховик, купленным им в Тольятти в очередном тольяттинском сельпо. Тут разгорелся спор. По-моему мнению, маховик надо было оставить заводской. Дело в том, что на облегченной ШПГ с облегченным маховиком возникали проблемы с ХХ - мотору не хватало момента инерции. Люди (тот же Рустем) уже походили по граблям и возвращались к тяжёлому маховику. Кроме того, маховик был излишне проточен изнутри, что негативно влияло на его прочность. Но клиент был непреклонен. Он уже потратил деньги на маховик, не спрося совета, и доводы "против" все отмёл в сторону. "Давайте попробуем" - сказал он в конце, и я понял, что спорить бесполезно. Как уже было с ресивером "ТурбоШляпаТема", у клиента был свой взгляд на конфигурацию своего мотора. Опыт мастера тут в расчёт не брался. Сложный момент и сложное решение - или соглашаться на компромиссы и заведомо неверные требования, навязанные клиентом, или испортить отношения, отказавшись собирать мотор. Одно дело - свои ошибки, как например с подбором распредвалов для Бутера 1.9, которые не "поехали" и были заменены на овощные валики; другое дело, когда клиенту недостаёт финансов или выдвигаются условия, заведомо неприемлимые и могущие привести к краху двигателя...
Спор был бесполезен - клиент настоял на своём облегченном маховике (на фото ниже это не видно, но изнутри маховик проточен так, что превратился в тонкий блин)..

Коленвал в сборе со шкивами, маховиком и корзиной сцепления прошёл динамическую балансировку на стенде.

Калина СПОРТ II
Калина СПОРТ II
Калина СПОРТ II
Калина СПОРТ II

Одно мне удалось - уговорить клиента отказаться от приоровских шатунов и заменить их на тюнинговые шатуны с Н-образным сечением. Шатуны той же длины, но с увеличенным диаметром пальца (19 мм), но они прочнее и жёстче приоровских. Уже зная о манере езды клиента преимущественно в красной зоне тахометра, эти шатуны были насущно необходимы для постройки надёжного двигателя. ШПГ пришлось развесить до грамма - шатуны были посредственно подобраны продавцом.
Цилиндры расточили и сделали платохонингование.

Калина СПОРТ II
Калина СПОРТ II

Распредвалы решили заменить на другие. Уже стало ясно, что валы Лада Спорт с подъемами 9.55\9.15 мм и фазами 280 градусов - "неедущие палки". Такое бывает редко, но всё же бывает. Грубый наварной кулак с двумя экстремумами молотил по гидрокомпенсаторам так, что они начали изнашиваться! Заводские гидрики начало натурально жрать! На фото ниже всё прекрасно видно. Такой износ образовался буквально за несколько тысяч км пробега.

Калина СПОРТ II
Калина СПОРТ II

Клиент удачно продал "заводские" валы спортсменам в Казани, а вместо них купил Нуждин с подъемом 10.5 мм и фазой 307 градусов. Кулачок у них плавный, без всяких экстремумов и очень похож на старые валы ММ52, с которыми Рустем показывал впечатляющие результаты и которые он называл "едущими лучше всех, что он пробовал". Единственное отличие, у валов Нуждина фаза шире, чем у ММ52. Было решено сузить фазу за счёт применения RS-гидриков, которые автор изготавливает самостоятельно из заводских плоских гидрокомпенсаторов. Все гидрики пришлось заменить - валы ЛадаСпорт их буквально изнасиловали.

Калина СПОРТ II
Калина СПОРТ II
Калина СПОРТ II

Блок был собран и установлен в отсек, головка (кроме замены гидриков и валов) вмешательства не потребовала (напомню, она была уже доработана на первом этапе работы с мотором). Поршни СТИ позволили выставить бОльшие перекрытия, чем ранее, это требовалось для новых валов.

Калина СПОРТ II
Калина СПОРТ II
Калина СПОРТ II
Калина СПОРТ II

Рога ресивера Прокар были расточены и доработаны под портинг головки. На генератор установили обгонную муфту, с бОльшим диаметром, ранее успешно опробованную на Бутере 1.9 (клиент на Калине уже успел оборотами спалить заводской бошевский генератор).

Калина СПОРТ II
Калина СПОРТ II
Калина СПОРТ II
Калина СПОРТ II

Интуиция подсказала автору сразу снять графики ВСХ с двигателя. Фактически, сборка мотора по уровню "спорт" позволяет практически сразу выходить на номинальные показатели, хотя обкатка и улучшает параметры мощности и крутящего момента. Но было какое-то чувство, что машина больше не приедет. И хотя программа была отписана на прошлой конфигурации, понимание того, что же получилось, составить можно.

Так и случилось.

Итак, график двигателя Калина Спорт II объемом 1688 кубов, с портированной головкой, валами Нуждин 10.5 мм (фаза 307 градусов), на RS-гидриках, прямоточный выхлоп ЛадаСпорт с кастомным пауком 4-2-1, без финишной отписки программы.

пиковая мощность: 159 л.с. при 6600 об (красная линия),
пиковый крутящий момент: 18.9 кг при 5100 об (синяя линия).

Калина СПОРТ II: часть 2

Наконец-то клиент преодолел искомую планку - 150 сил.

Сравним полученный результат с предыдущей конфигурацией (объем 1.6 литра, ресивер Прокар, валы ЛадаСпорт). Переделка "низа" и замена валов добавили 40.7 сил на 7000 об и 4.2 кг момента!!

Калина СПОРТ II: часть 2

Немного поиграл с перекрытиями валов, изменяя их положение шкивами. Графики показали, что это практически бесполезно и значительного влияния не оказывает - мотор очень стабилен в результатах.
Ах да, "провал момента" между 4000 и 5000 об - это родимое пятно Прокара. Многие отказывались от этого ресивера именно из-за этого провала, который они ощущали (в зависимости от конфигурации двигателя провал или провальчик мог смещаться по линейке оборотов в ту или иную сторону).

Калина СПОРТ II: часть 2

На этом можно было считать работу оконченной, получен результат, которого так желал клиент, машину можно отдавать и заниматься другими делами. Редко бывает что получишь какой-то положительный отзыв (негатив-то всяко дойдёт) - клиенты считают само собой разумеющимся, что всё прекрасно. Алексей всё же потрудился черкнуть еще несколько писем, с результатами:

письмо от 9 августа 2015:

после получения не мог привыкнуть к холостому - он вроде ровнее чем был, но из выхлопной... Как будто целый барабанщик Би-2 со своими выкрутасами исполняет старые Хиты рок-н-ролла времен 70-х. Удивительно что сейчас с кондиционером держит обороты.
По мощности: по эмоциям - как турбомотор с большой турбиной в 4,5 подхватывает и резко утягивает вперед. По графику я не заметил, но по разгону есть второй пик крутящего в районе 7,4кОб. Средние довольно спорные, но позволяют нормально ехать. А вот диапазон 1,8-4 удивительно тяговит для мотора с такими валами. Нет ощущения, что валы имеют очень широкую фазу. Однако, до 1800 мотор очень дерганый. По трассе можно ехать с расходом и в 5 и в 10 л на 100. Мотор очень универсален. При этом мой знакомый отметил тоже самое. Сейчас уже прошла обкатка в 2000. Средний расход 7,2.

письмо от 10 августа 2015:

По мере обкатки мотор меняется. Прошить я его так и не могу до сих пор ввиду занятости чиповщика. Но замечено, что мотор сильно проседает по характеристикам после ряда резких заездов - сказывается нагрев ресивера прокар. При этом на ходу- ведет себя достаточно стабильно. Разгон занимает около 7,8 секунды. При заправке 95 значительно снижается дерготня на оборотах свыше 1600-1750 до 2000, свыше 2000 никакой дерготни. До этого рубежа лучше не ехать. На 98 этот порог выше. Расход по трассе при скорости 90-110 = 4,1-4,7. Средний с моей эксплуатацией - 5,6-5,8. В городе 6,4 - дорога до дома и до работы в незагруженное время по прямой. Днем 7,3.
Также по ощущениям: по трассе пришлось обгонять фуру при только что начавшемся дожде:
с третьей перехожу на вторую и газ в пол - обороты доходят до 4600 и машина начинает буксовать, а затем жестко уходит в отсечку. Такое я помню как раз на своем любимом авто - мазда 3 2.0 с износившейся резиной. Видимо тайваньская резина все таки на мокром держит не очень. Спасибо за мотор!

письмо от 28 сентября 2015:

В эти выходные были соревнования time attak на казаньринге. Присутствовали нижнекамские моторист с командой - А. А-енко. Едет неплохо, но не лучше.
Итак, время разгона увеличилось из-за жары, температура на впуске от 40 до 70 градусов. ОДнако, мотор в отличие от коробки и бензонасоса справился на отлично. Машина со сломанным Шрусом и бензонасосом, который сдох на первой же тренировке отъездила 20 кругов, показала время 1 минута 51.89 секунды. При том, что все ехали в классе на полусликах, я на гражданской резине. У меня вес машины со мной 1200 кг, у победителей 840- 900. Скорость на прямике 184 км/ч, На контрольной точке, где раньше скорость была 145, 160, сейчас 174.

 

ЭПИЛОГ

Автор долго думал, ставить ли в этой истории точку, или продолжить повествование, рассказав всю историю полностью. Отчасти этими размышлениями можно объяснить затягивание с публикацией этой статьи и даже определенное нежелание автора возвращаться к материалам. Впрочем, почему бы и нет? Может быть кому-то, каким-нибудь пацанятам, это будет уроком - больше слушать мастера и его опыт и меньше вмешиваться в процесс работы?

Клиент был весьма доволен двигателем, а я, слушая его рассказы, представлял себе жесточайшую работу мотора в постоянных отсечках и жизни на тех оборотах, на которых рядовые двигатели не эксплуатируются. Что интересно, мотор ни капли не потреблял масло (клиент экспериментировал с маслами начиная с вязкости W20 и заканчивая W60). Умирал ШРУС, бензонасос, отказывала коробка (та самая пресловутая керамика на синхронизаторах), но мотор жил!

Клиент рассказал еще одну невероятную историю. В Казани он заехал к спортсменам на колесный диностенд! Услышав про это, я завопил - "ну, где же графики, впервые за 10 лет клиент заехал на колесный диностенд и можно сравнить показатели МоторТестера и Диностенда!!" Но, графиков не было. Со слов клиента, "спортсмены" три раза сняли графики на стенде, покрутили шкивы (признав мои регулировки правильными) и на словах сказали - мощность 175 сил, крутящий момент 198 Нм. С клиента слупили 3000 руб, а отсутствие графиков объяснили тем, что якобы случились какие-то неполадки!! Слов нет! Не хочу называть имён и тыкать пальцами, было желание инкогнито туда даже сгонять Бутера 1.9, но потом эмоции улеглись. Высокомерные "спорцмены" явно уничтожили графики, дабы не рекламировать "заштатные наб.челны", где "нет мотористов и программистов". Оставим это на их совести. Автор никогда не прятал графиков замеров ВСХ чужих двигателей, выдавая их клиентам и даже публикуя на сайте.

Так прошла осень, мотор намотал 15 тыс.км. Но всё закончилось - в очередном звонке клиент сообщил, что "коробка взорвалась, а за машиной - шлейф разломанных кусков и масла". Через 10 минут - второй звонок - "разлетелся маховик". Затем клиент пояснил, что он покрутил мотор до отсечки в районе 8000-8500 об. Хмыкнув, я напомнил клиенту про наш спор при сборке двигателя, что нужно было оставить заводской маховик и не ставить облегченную соплю, которую он сам же купил в Тольятти. Сказать тут было нечего. Писать претензии в тольяттинское сельпо "альфа-м" (название изменено), в котором он и купил маховик - было заведомо бесполезно, эффективный менеджер столь же эффективно отбрехался, что "у них первый случай и они во всём разберутся", а письма клиента в дальнейшем были просто проигнорированы.

Дальше клиенту навешали в Казани лапши, что мотор не подлежит восстановлению, блок цилиндров разрушен, головка пробита. Разрушения были действительно, тяжелейшие - коробку разнесло в клочки, погнуло радиаторы и вентиляторы, от блока оторвало ТРИ крепления к коробке вместе с кусками блока, от головки как ножом по маслу срезало термостат со шпильками. Была повреждена даже головка - шпильки термостата не только оторвало, но и пробило каким-то куском рубашку охлаждения, по краю головы!
Клиент в расстроенных чувствах покупает двигатель 21126 на разборе, тросовую коробку, ставит в автомобиль и выставляет его на продажу. В дальнейшем он привёз головку на осмотр и я её восстановил - арогоново-дуговой сваркой и своими руками - и головку клиент удачно продал в Ульяновск в сборе с валами. Блок цилиндров в сборе я так же выкупил у клиента - ШПГ в сборе будет установлена одному из клиентов в феврале, а блок можно использовать как донора для плиты на очередной Бутер.
Что интересно, мотор можно было восстановить (что и было проделано с головкой), просто купив голый блок цилиндров и заново его расточив, аналогично поступить с коробкой. Для спорта это в общем-то рядовые вещи.
Но клиент решил по своему - машина пошла на продажу (клиент еще раз приехал на установку валов Нуждин 8.7 и отшивку программы).

Взорвался маховик
Взорвался маховик
Взорвался маховик
Взорвался маховик

В заключении хотел бы сказать - слушайте мастеров, не перечьте и не навязывайте свои решения. Клиент потом как-то сказал - вы бы понастойчивее были в том споре, может, я бы не стал ставить тот маховик. Простите, а понастойчивее - это как? После исчерпания всех технических аргументов - дать в глаз или заехать кулаком в ухо?

Так и закончилась эта история с Калиной Спорт II.

Буквально месяц спустя на подъемник приехал и Бутер 1.9 - после летнего сезона он тоже разрушил маховик, но поскольку маховик был тяжёлым, ему несказанно повезло - диск лопнул, но не развалился без фатальных последствий, и всё обошлось лишь заменой маховика.

Вообще, в последнее время наметилось много работы с приоровскими моторами в плане тюнинга. Но всегда автор старается предупреждать клиентов - относительно безопасен и ресурсен тюнинг лишь до определенного порога мощности и оборотов! Хотите дальше и мощнее - на ваш страх и риск. Многое зависит от стиля езды и эксплуатации мотора. Каждодневная и постоянная долбёжка в отсечку - на ресурсе, разумеется, отразится негативно. И гарантии на мотор можно дать лишь в случае умеренного тюнинга.
Иногда это здорово отрезвляет некоторые горячие молодые головы, думающие потратить последние сбережения на экстремальный тюнинг мотора, который они будут долбить в 8000-9000 об на каждом светофоре, наказывая всех подряд, а все поломки после такой беспощадной "эксплуатации" мотора потом свалить на мастера - пусть восстанавливает бесплатно, он же гарантию должен им дать. Угу.

 

Видео-сюжеты, снятые в ходе работы с двигателем Калины Спорт 2 (часть 1 и часть 2):

 

 

Статья написана: 6 января 2016 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.