Турбонаддув ВАЗ 2114, 1.5 литра, 16 клапанов, 200 л.с. - г. Нижний Тагил
Часть 7 - ДАД или ДМРВ?

Оглавление
Турбонаддув на ВАЗ 2114: Часть 6 - Электрика, интеркулер

В начале данной работы был поставлен вопрос - на чём собирать систему управления двигателем - использовать ДАД (датчик абсолютного давления) или ДМРВ (датчик массового расхода воздуха).

Читая некоторые отчёты или статьи по постройке турбо-мотора, можно увидеть, как авторы неизменно заменяют ДМРВ на ДАД, попутно охаивая плёночный расходомер, как аксиому твердя заученное - "поставил ДАД, выбросил ненавистный ДМРВ". А чем он ненавистен-то? Учитывая низкий уровень качества работ, показанный в подобных статьях, начинаешь сомневаться в компетенции данных "турбостроителей", практикующих тяпляповский стиль постройки турбомотора - "накидать турбожелеза за 3 дня и поехать на сварку выхлопа" - это даёт все основания поставить под сомнение правильность данного решения (замены ДМРВ на ДАД).

Но где найти факты и аргументы? Почему ДАД нужен именно для турбины? Почему на многих иномарках с турбомоторами стоят плёночные расходомеры?

Обратимся к чиповщикам, которые будут нам откатывать программу в онлайн-режиме.

Здесь у нас было два варианта:

ВАРИАНТ #1 - спецы из Стерлитамака, имеющие опыт постройки турбомоторов. От них мы услышали следующие тезисы. Имеющийся у нас контроллер Январь 7.2 - полное фуфло, чиповать его не будут, нужно менять на Январь 5.1, а заодно и косу проводов (или делать переходник, т.к. разъемы разные). ДМРВ - тоже фуфло, нужно ставить ДАД, с ним они и будут катать программу. Так же нужно ставить выносной датчик температуры воздуха. На вопрос - "а почему не ДМРВ?" мы не услышали внятной аргументации, все доводы свелись к тому, что "все собирают турбу на ДАДе, у нас всё едет", а "на ДМРВ ты что, будешь делать переход на бОльший диаметр трубы расходомера", и" как ты возьмёшь данные по температуре воздуха из впускного тракта после интеркулера"?
При этом отзывы по данным спецам от некоторых наших клиентов были положительные. Но мы с ними не работали и не видели ни их машин, ни результата работы.
Итак, здесь всё ясно. Нужен другой мозг, другая коса, приобретаем мороку по замене проводки, и никаких реально технических аргументов в пользу ДАДа мы не услышали. Но сомнения в умах посеялись и поначалу мы хотели собирать систему на ДАДе и датчике температуры воздуха, даже купили всё это в Тольятти.

ВАРИАНТ #2 - Затем мы провели обстоятельную беседу с чиповщиком, который шил все наши последние машины, с которым мы знакомы много лет, данный человек отстроил нам программу на инжекторной Оке. Именно Ока показала, чего стоит этот чиповщик (т.к. другой настройщик реально не смог выполнить поставленную задачу по Оке в своё время и просто убежал, как последний трусишка).
Здесь картина нам была поведана иная. Мозг Январь 5.1 - отстойная какашка, Январь 7.2 богаче и совершеннее по функционалу и использовать нужно именно его. Систему нужно строить только на ДМРВ. Почему? И вот здесь автор получил исчерпывающие технические аргументы - не на уровне эмоций и тезиса "все так делают", а с полным объяснением. Итак, Январь не предназначен для работы с ДАДом. Функционала его недостаточно для грамотной работы с мап-сенсором. Всё это нужно обходить через кривые алгоритмы. Например - реальное положение регулятора холостого хода Январь не видит - может только предполагать. Грубо говоря, функционал Января уже, чем может предоставить ДАД. В своё время он много пробовал настраивать Январь с ДАДом и пришёл к выводу, что адекватной настройки не будет и не может быть. Если хочешь строить систему с ДАДом - мозг должен быть заменен на "Корвет" и здесь без вариантов. А "Корвет" - это совсем другие деньги.
Что такое ДАД? Это лишь удешевление и упрощение конструкции для автопроизводителей, использование ДМРВ позволяет более точно управлять двигателем.
У плёночного расходомера есть свои недостатки, в частности, невозможна работа с блоуоффом - расходомер посчитал объем воздуха, который зашёл в систему, а ты его сбрасываешь в атмосферу при сбросе газа, а контроллер не видит этого сброшенного воздуха, в итоге будет перелив, двигатель может заглохнуть на сбросе газа. По-этому в системе с ДМРВ должен быть байпас, а не блоуофф - т.е. посчитанный воздух должен вернуться обратно, в область впуска от ДМРВ до входа в турбину. Именно по-этому на иномарках с ДМРВ стоит байпас, т.е. система сброса лишнего воздуха закольцована и посчитанный, но сброшенный лишний воздух снова возвращается во впуск и подаётся на турбину.
Что касается Января с ДАДом, то шить он такое не будет, т.к. намучился достаточно - у клиента могут быть проблемы с холостым ходом - машина может газовать, может глохнуть. В его практике были случаи, когда турбо-машины из г.Самары переделывались с ДАДа на ДМРВ именно по причине проблем при эксплуатации.
Касательно датчика температуры воздуха вопрос тоже был решен - его нужно вынести (вырезать) из ДМРВ и ввести в тракт впуска воздуха после интеркулера.
Да, есть программы для Января 5.1 и ДАДа, он даже знает, что именно это за программа. По его мнению - это фуфло, в котором чиповщик лишь правит немного некоторые параметры, а в остальном программа остаётся без изменений и она кривая.
За кадром этого текста остались еще некоторые аргументы не в пользу связки ДАДа и Января, но автор их уже подзабыл, по-этому остановимся на этом.

В итоге нарисовались два варианта. Оба несли большую мороку и лишнюю работу - либо менять мозг и косу, либо заниматься разработкой байпаса и выносом датчика температуры из ДМРВ. Здесь начали ломаться копья и с клиентом и со своими убеждениями. Клиент доверился в итоге нашему решению, а моё решение было основано на том, что знакомый чиповщик (вариант 2) ни разу не сделал плохой программы и ни разу не было оснований упрекнуть его в плохой работе с программами тех двигателей, которые автор собирал и отдавал на настройку программы - результат всегда был хорошим и безупречным. После размышления над доводами обоих сторон, было решено окончательно - турбо-мотор будет построен на плёночном расходомере воздуха (ДМРВ).

Автор не сомневается, что у знатных "турбостроителей" и некоторых "тяпляповцев", мнящих себя великими спецами и собирающими турбо-мотор за 3 дня, сейчас взыграет и взбурлит что-то внутри (недовольство или еще какая более худшая субстанция), и им захочется написать что-то гадкое по поводу вышеизложенного текста, унизить и посчитать доводы автора неубедительными и дилетантсткими - не берите на себя этот пустой труд! Только результативность работающего двигателя может обосновать правильность всех рассуждений, а результаты отстройки программы будут освещены в заключительной части статьи. Для нетерпеливых могу сразу сказать - всё заработало как надо, повалило и поехало намного быстрее и лучше, чем мы могли мечтать, начиная этот проект. Программа на ДМРВ была отписана просто чудесно, по-этому бурлящее недовольство и презрение можете оставить при себе и продолжать строить свои "тяп-ляпы" с ДАДом.

Все сомнения и муки выбора позади, конфигурация определена, пора браться за работу.

Блоу-офф HKS работает просто - при появлении разряжения в управляющей трубочке (когда вы сбрасываете газ, закрывая дроссельную заслонку), отодвигается тарельчатый клапан и излишек давления воздуха из впускной магистрали сбрасывается в атмосферу с эффектным "пшиком".
Однако, нам нужен не блоу-офф, а байпас! Для этого переделываем блоу-офф HKS в байпасный клапан. Вместо сброса воздуха в атмосферу, излишки воздуха будут возвращаться обратно в систему через отдельный воздуховод, который подсоединяется к корпусу байпаса через изготовленный нами штуцер. Ниже показан переделанный в байпас корпус HKS.

Байпас HKS
Байпас HKS
Байпас HKS

Как соединить ДМРВ с широким диаметром и вход турбины, где диаметр маловат? Никаких проблем - через переходник конечно, с воронкой внутри. Поначалу мы хотели собирать пайпинг с помощью алюминиевых труб и силиконовых рукавов, которые купили в Тольятти под названием "пайпинг-кит универсальный". К сожалению, фоток этого комплекта не осталось. Мы отказались от него, по причине неудобства монтажа. Да, полированные алюминиевые трубы выглядят здорово, но они слишком велики по диаметру, плохо стыкуются в тесном отсеке Самары, и вообще, доставляют большую мороку с их прокладкой.
Спасением оказались резино-технические изделия (РТИ), а именно резиновые армированные рукава самого разного диаметра. Между собой вся система резиновых труб стыкуется через различные штуцера, которые мы наточили в большом ассортименте. Дело в том, что требуется применение большой номенклатуры резиновых труб разного диаметра (т.к. все входы разные по диаметру - отверстия интеркулера, дроссельной заслонки, турбины и т.п.), что вызывает трудности в их стыковке.
Все трубы мы крепим нормовскими хомутами. Каждый хомут стоит 25 руб, но он того стоит в полной мере.

Переход на ДМРВ для турбо
Штуцера

Датчик температуры воздуха в ДМРВ от 1.6 литрового мотора (Бош 116) представляет из себя скоростной полупроводник. Т.е. он очень быстро реагирует на изменение температуры воздуха, в отличие от того датчика, который продают в Тольятти. Кроме того, все тарировки на этот полупроводник есть у нашего чиповщика.
Датчик температуры воздуха вырезаем из ДМРВ, и припаиваем к отдельной проводке. Затем датчик вводится в систему подачи воздуха. Метод ввода и вся начинка для этого были придуманы и сделаны автором, и фотографий данного оригинального герметичного узла мы не будем публиковать по понятным причинам.

Датчик температуры воздуха ДМРВ
Датчик температуры воздуха ДМРВ

Снова увязаем в мелочах. Трубки малой вентиляции картера нужно отвести и защитить от трубы даунпайпа. Придумываем и мастерим экран. Все потенциально опасные места, где могут перетереться и порваться резиновые трубы подачи воздуха - изолируем наклейками.

Трубки малой вентиляции картера нужно отвести и защитить от трубы даунпайпа
Трубки малой вентиляции картера нужно отвести и защитить от трубы даунпайпа
Трубки малой вентиляции картера нужно отвести и защитить от трубы даунпайпа
Потенциально опасные места

Пайпинг готов и мы готовы запускать двигатель. В контроллере у нас "черновик" программы, который должен позволить запустить двигатель и доехать до чиповщика.

Ключ на старт!

 

Турбонаддув на ВАЗ 2114: Часть 8 - Замена турбины на б\у TD035HM

 


Статья написана: 22 марта 2014 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.






Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.