Турбонаддув ВАЗ 2114, 1.5 литра, 16 клапанов, 200 л.с. - г. Нижний Тагил
Часть 10 - Итоги проекта (200 л.с.)

Оглавление
Турбонаддув на ВАЗ 2114: Часть 9 - Реабилитация "китайца" TD04L

Настал хороший, почти праздничный день - с волнением за двигатель мы отправились на финишную откатку программы. Отсечка запланирована в 7600 об, и если мотор не выдержит, то время, потраченное на этот проект, пропадёт втуне.

До прямика, где будем снимать логи, мы едем в разных режимах, один раз останавливаясь для коректировки топливных карт - смесь оказалась излишне забогачена на 20%. После правки чувствуем улучшение динамики - мотор теперь не заливает лишним топливом.

Снимаем пару раз логи на мощностном режиме - на 3-й передаче разгон с 2000 до отсечки. Скорость быстро поднимается до 160-170 км\ч, несмотря на то, что в салоне 3 человека.

Далее два скриншота снятых логов.

Скриншот 1: обороты 3440, масовый расход воздуха 198,7 кг\час, что примерно равно 66 л.с. Примерно с 3500 об наблюдаем на графике крутящего момента подхват - начинает дуть турбина, пошла полка крутящего момента. До 3500 оборотов мотор работает в атмосферном режиме, выдавая показатели атмо-мотора.

Скриншот 2: обороты 7040, масовый расход воздуха 598,7 кг\час, что примерно равно 200 л.с. с плюсом. Цикловой расход воздуха 703 мг\цикл. Расчётный крутящий момент: 20,5 кг. Всё это - с 1.5 л мотора!

Термолента для турбо мотора
Термолента для турбо мотора

Обратите внимание на ровную линию графика крутящего момента (второй график сверху) - никаких пиков или провалов. Как выразился чиповщик, это наилучшее свидетельство качества мотора и его сборки - на плохих моторах с гуляющим резонансом можно увидеть ломаную кривую момента. Отстроить подобный мотор нормально невозможно. В нашем же случае железо так сложилось, что "шить этот мотор - одно удовольствие!".
На всякий случай поясню, что последняя ломаная кривая - канал датчика детонации. Детонации нет вообще, а на графике наблюдаем нормальный фон. Если бы проскочила детонация, мотор можно было бы сразу разбирать - поршни осыпались бы в поддон.

Скриншот 3: обороты 7200, масовый расход воздуха 587,0 кг\час, наполнение начинает снижаться. Примерно с 7200 об наблюдаем спад крутящего момента - турбина "сдувается".

Термолента для турбо мотора

Необходимо отметить, что мы почти полностью выбрали резерв плёночного расходомера Бош 116 - максимальное наполнение для него - 700-750 кг\час, а у нас пик - 598 кг\час.
На будущих проектах, если мы будем планировать превышать мощность в 200 л.с., придётся использовать другой расходомер (если проект будет так же построен с использованием ДМРВ). Впрочем, эта проблема вполне решается.

Напомню, что головка у нас совершенно серийная, без всякого запила, лишь с турбо-валами. При доработке головы мы бы заметно превысили планку мощности. Но всё равно. итог в 200 сил нас вполне устроил, т.к. мы рассчитывали на куда более меньшие результаты.

Расход топлива? В спокойном режиме, не выводя мотор в бустовые обороты свыше 3500, мгновенный расход в городе пляшет около 7-9 литров. До 3500 об машина тянет как обычное авто с простеньким мотором, с нормальной тягой, без какой либо дерготни, как на злой атмосфере. Если ехать на все деньги, то расход повышается - кони хотят кушать, и кушать плотно. Бензин - только Аи95-й. Без вариантов. Хотите экономить - можно поставить газ 4-го поколения =)
Расход топлива на холостом ходу - 0,8 литра в час.

Более всего мы были рады тому, что тяга до 3500 об позволяет передвигаться без нервов и дерготни, таких результатов от короткого впуска сложно было ожидать. Турбинка поддувает и на оборотах менее 3500 - если двигаться на малых оборотах, вполне можно это почувствовать - постепенно колесо улитки раскручивается, начинает поддувать и водитель начинает приотпускать педаль газа. Мотор везет даже на 1100-1500 оборотах - злой атмосфере здесь остаётся только завидовать.

Прямоточный выхлоп работает совершенно тихо, без рёва и рыка.

Как машина едет? Ну что тут сказать - это шприц с адреналином. Нажал тапку, посмотрел на остановившихся соседей по потоку, и вот ты уже едешь в одиночестве. Благодаря длинной коробке на трассе машина на ускорении двигается как гепард, буквально пожирая длиннющие прямики.

Мнение владельца авто, по приезду в Нижний Тагил:

(...) Машина валит, что не говори, при этом при 2500 об/мин двигаемся по-граждански)) звуков лишних нет, глушитель тихий.
Молчаливое)) ускорение всех шокирует. В разгоне до 4-х тысяч - в принципе норм обороты в городе для 16 кл, который "жить" начинает с 3,5 тысяч, иномаркам удержаться тяжело)) особенно тяжело воспринимать это владельцам таких машин как мицубиси лансер и атмо субару))
(...)

Мне же, как механику, столько лет собиравшему атмосферники, приходится признать, что широкофазные валы и "злые 16-ти клапанные атмосферы" с трясущимся холостым ходом и никакими низами, по сравнению с этой машиной - детский сад. Жаль, что бюджеты и трудозатраты здесь несопоставимы. Теперь понятно, почему за турбинами - и будущее и (возможно) закат эры бензиновых атмосферных моторов.


Статья написана: 22 марта 2014 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.






Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.