Доработка ГБЦ 2101 под широкофазный распредвал 21213-780

Из г. Тюмень поступила заявка на подготовку ГБЦ для автомобиля ВАЗ 2106. Кубатура двигателя 1,6 литра, питание карбюраторное. Головку 2101 и впускной коллектор для доработки владелец автомобиля предоставил.
Распредвал выбрали из линейки валов ОКБ Двигатель - широкофазник 21213-780.

Для начала посмотрим на серийную ГБЦ. На двигатель 2106 ставится головка 2101, у которой довольно много недостатков, проистекающих из того, что головка была спроектирована для двигателей малой кубатуры - у головки малое проходное сечение каналов, особенно выпускных, где прилив в районе направляющей втулки значительно перекрывает канал.

Серийная ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Серийная ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Серийная ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Серийная ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Серийная ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Серийная ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Серийная ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Серийная ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Серийная ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Серийная ГБЦ 2101 для двигателя 2106

Головка классики имеет хорошее преимущество перед головками двигателей переднего привода ВАЗа - сменную постель распредвала. При износе ее можно просто заменить на новую, без замены всей головки.
В данном случае пробег двигателя около 30 тыс.км, постель в отличном состоянии, по-этому ее оставляем.
При разборке - всем деталям строгий порядок и учет, это залог качественной работы.
На торцах клапанов - заметная выработка, вследствие того, что клапана при работе не вращались.

Серийная ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Серийная ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Серийная ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Серийная ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Серийная ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Серийная ГБЦ 2101 для двигателя 2106

После разборки головки приступаем к работе над каналами. Большие клапана не ставим, по-этому сёдла остаются серийными, но растачиваются по внутреннему диаметру. Сначала вчерновую развертываем каналы. Убираются приливы вокруг направляющих втулок, значительно увеличиваются диаметры каналов и внутренние проходные сечения сёдел клапанов.

Доработка каналов в ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Доработка каналов в ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Доработка каналов в ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Доработка каналов в ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Доработка каналов в ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Доработка каналов в ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Доработка каналов в ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Доработка каналов в ГБЦ 2101 для двигателя 2106

После черновой развертки приступаем к чистовой шлифовке каналов. При этом профиль каналов сглаживается, убираются неровности и лишние шероховатости. Канал на ощупь достаточно гладкий, хотя и не полированный.
Слишком шероховатый канал в результате дает посредственную характеристику мотора, хотя тюнинговые конторы постоянно пишут на сайтах, что ободранный грубым наждаком канал - лучше полированного. На самом деле, практика постройки головок для Оки показала, что каналы с чистовой шлифовкой (гладкие на ощупь) и даже с полированной поверхностью дают более хорошую характеристику двигателя, машины едут гораздо живее, чем моторы с грубо ободранными наждаком каналами. В чем же причина появления такой дезинформации? Всё просто - чисто шлифовать и даже полировать каналы - гораздо более трудоемкая задача, чем грубый обдир стенок наждаком - такая грубая поверхность хорошо маскирует дефекты и недостатки работы, выполняется быстро и выдается за вершину тюнинговой мысли...
К сожалению, тезис о грубоободранных каналах слишком прочно засел в головы обывателям и любителям от тюнинга, по-этому каналы мы не полируем (это отнимает много времени, но еще больше времени отнимают объяснения клиентам разницы между грубой поверхностью и гладкой). Мы выбрали оптимальный вариант - "в чистовую" шлифованные каналы. Это еще не полировка, но и не та грубоободранная кустарщина, которую выдают в интернете за "идеальные каналы".
К слову сказать, машины с гладкими либо полированными каналами не имеют никаких проблем с заводской в любые морозы (тезис "о стекающем по стенкам топливе" - еще одна бредня рукодельников-халтурщиков от тюнинга). Что касается динамики таких машин с гладкими каналами - не надо иметь даже измерительных приборов, что-бы почувствовать, что они едут лучше.. Да и нагара и отложений на шлифованных "в чистовую" каналах появляется куда как меньше.

Доработка каналов в ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Доработка каналов в ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Доработка каналов в ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Доработка каналов в ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Доработка каналов в ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Доработка каналов в ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Доработка каналов в ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Доработка каналов в ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Доработка каналов в ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Доработка каналов в ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Доработка каналов в ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Доработка каналов в ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Доработка каналов в ГБЦ 2101 для двигателя 2106
Доработка каналов в ГБЦ 2101 для двигателя 2106

После обработки каналов запрессовываем направляющие втулки клапанов. Поскольку клапана у нас серийного размера по диаметру тарелок (доработанные стандартные клапана) - стержни клапанов диаметром 8 мм. Используем бронзовые направляющие втулки. Такие втулки ходят без износа очень долго даже на самых "злых" валах и при агрессивном стиле езды.
На фотографии можно заметить, что выпускные втулки отличаются от впускных по высоте - они более длинные. Форма втулок подобрана в результате долгой практики - втулки имеют такую длину и форму, что не создают чрезмерного препятствия потоку, позволяя соблюсти определенный баланс таких качеств, как ресурс и пропускная способность канала. Меньший диаметр выпускного канала позволяет максимально увеличить длину направляющей втулки, что значительно повышает ресурс головки в части механизма ГРМ. Длина впускных втулок подобрана таким образом, что-бы создавать меньшее препятствие потоку, но обеспечить высокий ресурс и долгую безупречную работу впускных клапанов.

Запрессовка втулок CuZnAl в головку 2101
Запрессовка втулок CuZnAl в головку 2101
Запрессовка втулок CuZnAl в головку 2101
Запрессовка втулок CuZnAl в головку 2101
Запрессовка втулок CuZnAl в головку 2101
Запрессовка втулок CuZnAl в головку 2101
Запрессовка втулок CuZnAl в головку 2101
Запрессовка втулок CuZnAl в головку 2101
Запрессовка втулок CuZnAl в головку 2101
Запрессовка втулок CuZnAl в головку 2101
Запрессовка втулок CuZnAl в головку 2101
Запрессовка втулок CuZnAl в головку 2101

После запрессовки втулок доработали камеры сгорания. Цель таких доработок - улучшить наполнение цилиндров, продувку и очистку от отработавших газов. Изменяется профиль и форма камеры сгорания.
На фото показаны доработанные клапана - оптимизирована форма тарелки, значительно снижен вес клапанов.

Доработка камер сгорания ГБЦ 2101
Доработка камер сгорания ГБЦ 2101
Доработка камер сгорания ГБЦ 2101
Доработка камер сгорания ГБЦ 2101
Доработка камер сгорания ГБЦ 2101

Такие стандартные вещи как работа с фасками седел, развертка втулок под клапана и т.п. - здесь не описываем. После расчета степени сжатия, фрезеруем головку на определенную величину по плоскости.После этого - головка собирается. Маслосъемные колпачки используем Goetze.
Для разневоливания клапанных пружин используем верхние доработанные тарелки пружин. В них спецзенкером просажено гнездо под сухари.

Доработка камер сгорания ГБЦ 2101
Доработка камер сгорания ГБЦ 2101
Доработка камер сгорания ГБЦ 2101
Доработка камер сгорания ГБЦ 2101
Доработка камер сгорания ГБЦ 2101
Доработка камер сгорания ГБЦ 2101
Доработка камер сгорания ГБЦ 2101
Доработка камер сгорания ГБЦ 2101
Доработка камер сгорания ГБЦ 2101

Распредвал 21213-780 имеет уменьшенную базу кулачков и дополнительно требует занижения седел клапанов на 1,0 мм. Однако, мы пошли другим путем. А именно - занизили постель распредвала на 1 мм. Для этого на постели фрезеровкой была создана база в верхней части (исходная "заводская" база - от разъема постели с головкой), после чего, используя эту "верхнюю базу", отфрезеровали сам разъем постели с головкой.
Такой прием дает некоторый дополнительный эффект - вследствие изменения оси качания, меняется коэффициент подъема клапана, по факту подъемы клапанов при занижении постели немного увеличиваются.
N.B. Вы всегда можете заказать новую готовую постель распредвала классики с необходимым занижением в K-POWER.

Занижение постели распредвала 2101
Занижение постели распредвала 2101

Впускной коллектор подготовили по упрощенной схеме. Были увеличены каналы, прошлифованы.

Доработанный впускной коллектор 2101
Доработанный впускной коллектор 2101

Фотографии распредвала DynaCAMS 21213-780 можно увидеть в техническом разделе по распредвалам для классики.

Головка в сборе:

Доработанная головка 2101 с валом 780
Доработанная головка 2101 с валом 780
Доработанная головка 2101 с валом 780
Доработанная головка 2101 с валом 780

После всех работ головка и коллектор были отправлены в г. Тюмень для установки на автомобиль. При появлении отзыва, обязательно разместим его на сайте.

 

Статья написана: 2 марта 2009 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.






Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.