При ремонте или форсировании двигателя остро стоит вопрос сохранения или повышения
ресурса отдельных узлов и деталей, на которые при форсировании увеличивается нагрузка.
Одной из таких наиболее проблемных деталей двигателя является направляющая втулка
клапана.
Серийные втулки для восьмиклапанных двигателей ВАЗа делаются из специального чугуна,
который, к сожалению, не отличается высокой стойкостью к износу. Серийные втулки
ВАЗа грешат плохой геометрией, и на многих моторах к пробегу 30-40 тыс. км люфт
клапана вследствие износа превышает все разумные допуски, а при работе мотора
прослушивается характерный клапанный стук. Качество выделки и геометрия головок
для двигателей Оки еще хуже, особенно это видно по головкам конца 90-х годов.
И только на двигателе 2112 (16 клапанов) серийно устанавливаются втулки из латуни
(Лс65), имеющие больший срок службы, чем чугунные.
Чем же заменить ненадежные чугунные втулки? Ответ найден давно - специальные
направляющие втулки из бронзовых сплавов. Для направляющих втулок не всякая бронза
подойдет, а лишь несколько сортов, специально подобранных и испытанных в автоспорте.
Плюсы бронзовых втулок следующие:
Лучший теплоотвод от стержня клапана и передача тепла в алюминиевое тело головки,
высокая стойкость к износу, отличная совместимость со стальными и хромированными
клапанами, меньшая требовательность к количеству масла, попадающего на стержни
клапанов.
Специалисты по ремонту ГБЦ так же отмечают важную особенность бронзовых втулок
- материал достаточно пластичен, не раскалывается, как чугунная втулка, а следовательно,
риск раскалывания втулки (появления трещины) при ее запрессовке, или экстремальных
режимах работы двигателя, сводится к нулю.
Для двигателей ВАЗ 2108\2110 освоен выпуск втулок двух типов - для стержня
клапана диаметром 8 мм и для клапанов с диаметром стержня 7 мм. Второй тип втулок
для семейства двигателей 2108 имеет серийный наружный диаметр, внутренний - 7
мм, а маслосъемные колпачки применяются от 16 клапанного двигателя 2112. Комплект
таких втулок показан на фото ниже. Данные втулки применяются при экстремальном
тюнинге двигателя с клапанами 40x34.
Бронзовые втулки 2108 так же применяются в двигателях Оки. Кроме того, допустимо
применять данные втулки на двигателях семейства ВАЗ "классика".
Опробован так же экономичный вариант, когда бронзовые втулки применяются только
на выпускных клапанах, а для впускных клапанов - качественные импортные чугунные
направляющие. Такая комбинация оправдана не только экономией, но и увеличением
общего ресурса ГБЦ при обычном ремонте головки, ведь выпускные направляющие втулки
- наиболее нагруженные.
Бронзовые втулки рекомендуется применять при общем форсировании двигателя,
как необходимый элемент увеличения ресурса. Для спортивных валов с подъемами более
12 мм использование бронзовых втулок уже не имеет альтернативы.
Статья написана: 22 февраля 2008 г.
Обновление: 7 июля 2010 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка
статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов,
равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних
сайтах.
|