Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами

По совету Александра, который ремонтировал у нас двигатель УМЗ 4218 "сотку", в Мастерскую обратился Ильвир из г. Зеленодольск, по вопросу ремонта двигателя от УАЗа.

Двигатель был так же привезен снятым с автомобиля силами клиента, попутно они демонтировали головку с блока. Движок изрядно пожилой, ездил "до последнего" у отца Ильвира, пока не выгнал масло через сальники. Снятие головки показало, что прогорел поршень (собственно, масло-то и выгнало от повышенного давления картерных газов из-за дырявого поршня). Пока сгрузили железо, обсудили с клиентом требования к ремонту. Газового оборудование на машине нет и не планируется, желателен переход с 76 бензина на Аи-92, от балансировки коленвала клиенты отказались, ради экономии средств. Была поставлена задача качественного капитального ремонта и не более того.

Ранее автор работал с двигателями УМЗ 4218 объемом 2.9 л (в просторечии называемом "соткой" из-за диаметра цилиндра, равном 100 мм), а УМЗ 417 объемом 2.5 литра как-то не доводилось заниматься (всё-же основной профиль Мастерской - вовсе не Уазики и Буханки). Впрочем, какая разница что капиталить, это же не НЛО. Собственно, блок цилиндров УМЗ 417 от "сотки", где сухие гильзы залиты в блок, отличается наличием мокрых вставных гильз под поршни диаметром 92 мм.

Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами

Разбор блока - несложная, но очень грязная работа. Мотор буквально облеплен внутри мазеобразным шламом. Хорошим маслом двигатель явно не избалован. Что подтверждает и коленвал с чудовищным износом на шейках. Уплотнение задней шейки коленвала осуществляется сальниковой набивкой. На "соточке" - стоял сальник от 2108 двигателя. Под набивкой на шейке коленвала нарезан маслосгон, который износился и изрядно полысел. На поршне - дырка.
При сдаче двигателя в ремонт, клиент пожаловался, что на диагностике не могут выставить зажигание, мол, "метки сбиты". Интересно, не из-за этого ли прогорел поршень? Причину сбитых меток надо обязательно найти!

Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами

Блок явно уже разбирался ранее, хотя коленвал в номинале и цилиндры тоже не тронуты. Клиент менял прогоревшую прокладку, а что делали до него с двигателем - и вовсе неведомо. На крышках шатунов - сверления, кто-то занимался подгонкой по массе.

Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами

Ремонт головки Уазика - дело несложное. Родные клапана с сыромятными и изношенными штоками - отправились в утиль. На выпускных втулках не предусмотрены маслосъемные колпачки, но это не спасло клапана и втулки от сильного износа. Все втулки заменили на гибридные бронзовые, с импортными маслосъемными колпачками.
Плоскость отфрезеровали под Аи92 бензин. Клапана - челябинские, с хромированными штоками. Поскольку на автомобиле нет газового оборудования, сёдла клапанов не потребовали замены. Фаски седел поправили на станке и засухарили новые клапана без всякой притирки. Герметичность пары "клапан-седло" обеспечена точной и качественной обработкой фасок.

Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами

Коленвал прошлифовали в ремонтный размер. Коренные шейки были настолько изношены, что перепрыгнули во 2-й размер - 0.5 мм! Маслосгонную накатку под сальниковую набивку обновили. Все шейки отполировали - невиданная роскошь для двигателя от Уазика...

Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами

С цилиндрами интереснее. По логике вещей, нужно менять гильзы, покупая комплект "гильза-поршень" и не заниматься расточкой цилиндров. Но, выбивать прикипевшие гильзы из старого блока - тот еще подарочек!! Мониторинг рынка показал следующий расклад. Комплект "гильза-поршень" с уже готовыми и отхонингованными цилиндрами, стоит 6000 руб!! Но так же есть и ремонтные поршни диаметров 92.5 и 93 мм под расточку "мокрых" гильз! И комплект таких поршней стоит всего 1500 руб.
Раздумывать более смысла не было - был куплен комплект поршней на 92.5 мм, гильзы на всякий случай зафиксировали прижимами от проворота при расточке (хотя, прикипевшую гильзу вряд-ли можно было провернуть резцом, но рисковать не хотелось), цилиндры расточили и выполнили платохонингование под новые поршни. Кольца установили Костромские, выбора на рынке особо-то и нет.

Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами

Сальниковую набивку установили импортную, производства Вити Рейнца. Один из толкателей имел питтинг на рабочей поверхности - заменили новым. Старая шестерня распредвала была в удовлетворительном состоянии, еще поработает. Передняя крышка была кем-то проломлена и замазана холодной сваркой. Варить аргоном - лишняя суета, новая обошлась всего в 500 рублей. Попутно поставили фторкаучуковый передний сальник, за которым еще нужно побегать.

Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами

Маслонасос проще заменить на новый, чем заниматься его переборкой. Проблема в том, что рассохшиеся прокладочки, при разборке корпуса насоса, разваливаются на кусочки. Новые - отсутствуют в продаже, а при сборке без прокладок (например, на клей Локтайт), шестерни насоса просто клинят в корпусе.
Несмотря на всю химию, отмыть до конца гуталин изнутри блока очень тяжело.

Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами

Разгадана тайна "сбитых меток" - передний шкив у кого-то из предыдущих владельцев развалился на части (шкив демпферный, с резиновой проставкой) и экономные хозяева не придумали ничего лучше, как приварить ступицу к диску. Разумеется, положение меток относительно коленвала было утеряно. Шкив меняем на новый без всяких сожалений.
Притяжка головки к блоку не удалась - одна шпилька вылезла "с мясом" на моменте затяжки всего в 5-6 кг. Нарезаем новую резьбу и ставим ремонтную шпильку. Большая проблема - найти качественные каленые гайки и шпильки в продаже.

Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами

После всех злоключений со шпильками и гайками, головка таки была притянута на место, зазоры клапанов отрегулированы.
Подшипник в коленвале заменили на новый (по заводской технологии, с набивкой гнезда литолом под завязку), маховик из-за трещин так же обновили, вместе с ведомым диском сцепления. Корзина была в хорошем состоянии, её отмыли от масла и водрузили на место.

Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами
Капремонт УМЗ 417 (2.5 л) с "мокрыми" гильзами

Полный бюджет капитального ремонта двигателя УАЗ 417 (БЦ + ГБЦ) составил 37 тыс.руб, включая запчасти и работы.

Мастерская K-POWER выполняет капитальный ремонт двигателей УМЗ и ЗМЗ, включая доработку под газовое топливо. При необходимости найти нас можно по адресу, указанному в реквизитах.


Статья написана: 8 марта 2016 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.