Ford Focus C-MAX 2004 г: Ремонт Вебасто и ходовой

Форд С-Макс, эксплуатируемый в качестве рабочей и повседневной машины, скучать не даёт. Перфекционизм, присущий автору, требует доведения машины до идеала, не оставляя без внимания даже сущие мелочи.

По осени было решено проверить предпусковой подогреватель Вебасто (Webasto), который был установлен на машине первым хозяином в Тюмени. Был ли подогреватель установлен в виде доп.опции дилером или в каком-то стороннем сервисе - автору неизвестно. Но в зиму 2013\2014 годов Вебасто работала исправно и показалась автору весьма полезным устройством. Алюминиевому мотору "Дюратек HE" 1.8 литра явно тяжко прогреть большой салон и самого себя в морозы, и Вебасто здорово выручала, ускоряя прогрев мотора и добавляя тепла в салоне (сигналку с автозапуском установить на авто до сих пор нет времени и людей).
Однако осенью 2015 года Вебасто работать уже не хотела - факел разжигался, но быстро утухал. Легкомысленно решив, что заниматься предпусковиком без опыта автору недосуг, машина отправилась в специализированный сервис. Там мигом содрали 6 тыс.руб (4 тыс.руб водяная помпа Бош, 2 тыс.руб - замена) - затем продемонстрировали исправную работу и автор довольный уехал (гарантию дали 2 недели). Как водится, через месяц, когда пришла нужда в предпусковом отопителе, Вебасто снова не работала. Еще один визит в знакомый сервис - и за диагностику (на ноутбуке с умным видом посмотрели на термпературу с термопары во время розжига факела) взяли 1000 руб, сказав, что "возможно надо менять горелку". Дальше озвучили следующие расценки на предполагаемый ремонт - ремонт (работа) 3500, горелка 13000 руб (неразборная) и комплект прокладок 1500 руб. Итого за всё удовольствие 18000 руб. Поскольку горелку надо было заказывать, да и сумму такую тратить на ремонт предпускового подогревателя не было желания, автор попрощался с этим сервисом. Накинув к этим деньгам еще примерно 8-10 тыс.руб, можно было установить новый подогреватель отечественного производства! Вебасто ругать резона нет - устройство прослужило прежним двум хозяинам 10 лет и судя по наработанным часам, вполне отработало положенный ей срок службы. Автору достались лишь крохи от этого срока...

Пока шёл октябрь, удалось найти и купить комплект прокладок за 1350 рублей. Вопрос с горелкой оставался открыт. Конструкция Webasto ThermoTop E (2004 год выпуска) не предполагает замены сеточки-испарителя (как на других подогревателях), хотя сами сеточки относительно недорогие - около 1500 рублей. Вместо этого предлагается менять горелку целиком, т.к. она неразборная. И найти горелку дешевле 11-12 тыс.руб не представляется возможным. Вариант покупки Вебасто на разборах-барахолках был отвергнут - кот в мешке. Было решено разбирать устройство и "дезинтегрировать на части" неразборную горелку.

Удобный случай представился в начале декабря 2015 года - после поездки в Тольятти разбилась ходовая часть на передней подвеске и авто был фактически непригоден для эксплуатации. Пришлось срочно ставить машину на ремонт и заказывать запчасти для ходовки. Пока они шли, автор занялся ремонтом Вебасто.

Демонтаж устройства не представляет из себя ничего сложного - Вебасто висит спереди, под решеткой радиатора. Поражает качество немецкого устройства - насколько изящно оно сделано. Ни один винт не прикипел! После отделения части корпуса с воздушным вентилятором, становится доступна горелка.

Ремонт Webasto ThermoTop E (бензин)
Ремонт Webasto ThermoTop E (бензин)
Ремонт Webasto ThermoTop E (бензин)
Ремонт Webasto ThermoTop E (бензин)

Демонтаж горелки тоже несложен - после откручивания нескольких винтов, горелка извлекается из теплообменника. Ради интереса откручиваю среднюю часть и можно осмотреть теплообменник изнутри. Заглянем и в "мозги" Вебасто - плата под крышечкой обильно залита защитным лаком. Всё сделано очень качественно. Из прокладок по существу требуется только паронитовая, под горелку, остальные - в отличном состоянии. Кроме прокладок в наборе есть пакетик с винтами, но родные - в прекрасном состоянии.

Ремонт Webasto ThermoTop E (бензин)
Ремонт Webasto ThermoTop E (бензин)
Ремонт Webasto ThermoTop E (бензин)
Ремонт Webasto ThermoTop E (бензин)
Ремонт Webasto ThermoTop E (бензин)

Вернёмся к горелке. Она сделана в виде стакана из нержавеющей стали. Доступа к сетке-испарителю практически нет - верхняя часть горелки неразборная - её заварили на заводе. Извлечь можно только штифт накаливания, он же - датчик пламени.
Мыть сетку смысла нет, через дырку в середине стакана видно, что сетка прогорела и загажена коксом. Её нужно менять. Но тратить 12 тысяч рублей на этот стакан (на вид он никак не тянет на такую сумму денег) желания нет.

Ремонт Webasto ThermoTop E (бензин)
Ремонт Webasto ThermoTop E (бензин)
Ремонт Webasto ThermoTop E (бензин)
Ремонт Webasto ThermoTop E (бензин)

Потому беру болгарку, и три точки сварки моментально отрезаются (предварительно нужно пометить маркером взаимное положение частей). После этого можно вытащить из стакана верхнюю часть горелки с сеткой. Как видно на фото, всё обильно покрыто сажей и коксом - это наш росийский бензин. Кто работал с паяльной лампой (на бензине), тот такой картине не удивится. Но удивительно то, что под металлической сеткой оказалась еще одна, похожая на вырезанный кружок от валенка. Но "валенок" этот не простой - в огне не горит. К сожалению, "валенок" до того закоксовался, что при демонтаже разорвался на куски. Кордщеткой отчищаю горелку до блеска. Кокс до того твёрд, что отмыть такое химией без разбора горелки вряд ли бы получилось.

Ремонт Webasto ThermoTop E (бензин)
Ремонт Webasto ThermoTop E (бензин)
Ремонт Webasto ThermoTop E (бензин)
Ремонт Webasto ThermoTop E (бензин)
Ремонт Webasto ThermoTop E (бензин)
Ремонт Webasto ThermoTop E (бензин)

Далее на фото показано то, что входит в комплект прокладок. По-большому счёту нужна только зеленая прокладка под горелку.
С сеточками сложнее. "Войлок" вообще не продаётся (горелка-то неразборная!) отдельно. Металлическую сетку подобрал от другой модели Вебасто. По диаметру она подходит. В комплекте (по памяти 1500-2000 руб за всё) идёт подкладочная сетка, похожая на вату, размером с 50-копеечную монету. Но эта "вата" тонкая и маленькая и в эту горелку она не подходит. В разборных моделях Вебасто, под неё сделана проточка в горелке... Если собрать как есть, стопорное кольцо не зажмёт пакет из двух сеток и "вата" может сместиться в сторону.
После раздумий было найдено изящное решение, пришлось кое-что изготовить и в итоге горелка была собрана в надлежащем виде.
После сборки горелку прихватил к стакану двумя каплями сварки. Устройство можно собирать и ставить на автомобиль!

Ремонт Webasto ThermoTop E (бензин)
Ремонт Webasto ThermoTop E (бензин)
Ремонт Webasto ThermoTop E (бензин)
Ремонт Webasto ThermoTop E (бензин)

Весь ремонт обошёлся примерно в 3000 руб, потраченные на прокладки и комплект сеточек. После монтажа Вебасто заработала как ни в чём не бывало, и работает исправно по сей день.

Видео-сюжеты, снятые в ходе ремонта отопителя:

 

После Вебасто пришла пора заняться ремонтом ходовой части и прочими мелочами, накопившимися на этот период.

Больше всего меня удручал короб воздушного фильтра. Прошлые "хози" сорвали все резьбы под саморезы и крышка над фильтром держалась буквально на соплях. Разумеется, это приводило к подсосу грязного воздуха. "Фигня вопрос, купим новую коробку" - решил автор, помня про копеечные цены на пластик для Лады.
Проценка коробки повергла в шок - этот кусок пластика стоил 7 тыс.руб! Ну уж нет, не дождётесь. Будем изобретать. Конструктив откровенно неудачный. У Лады в пластик запаяны латунные втулки, здесь же саморезы просто вворачиваются в пластиковые бобышки.
Было решено так - в бобышках нарезана резьба М6, на поксипол вкручены шпильки М6, а крепление крышки осуществляется гайками М6 с буртиком. Две бобышки были отломаны и отсутствовали, их пришлось нарастить поксиполом.
Работа несложная, но заняла около часа. В результате крышка надежно фиксируется и подосос грязного воздуха исключен.

Ford Focus C-MAX ремонт коробки воздушного фильтра
Ford Focus C-MAX ремонт коробки воздушного фильтра
Ford Focus C-MAX ремонт коробки воздушного фильтра
Ford Focus C-MAX ремонт коробки воздушного фильтра
Ford Focus C-MAX ремонт коробки воздушного фильтра
Ford Focus C-MAX ремонт коробки воздушного фильтра
Ford Focus C-MAX ремонт коробки воздушного фильтра

К слову о масле. Эксперимент с межсервисным интервалом замены 15 ткм признан неудачным. После 9-10 ткм было отмечено заметное увеличение расхода топлива (1-1.5 литра на сотню), что объясняется срабатыванием присадок масла и деструкцией его основы. Да и тесты Ойл-клаба подтверждают, что недорогие синтетические гидрокрекинговые масла начинают терять свойства после 6-8 ткм пробега на бензине. По-этому было принято решение вернуться к интервалу смены масла в 10 ткм пробега (пробег практически полностью осуществляется на газовом топливе пропан-бутан). Мотор всё еще эксплуатируется на недорогой синтетике Мобил 3000 FE 5W30 с фордовским допуском. Лить в мотор дорогие масла по 3-5 тыс руб за баклагу у автора нет желания. Расход масла отсутствует. Пробег на одометре 186 ткм (на пробеге 140 ткм мотор перебирался с заменой колец и доработкой поршней).

Как уже ранее писал автор, после поездки в Тольятти появился сильный гул, а затем и скрежет, что и стало причиной постановки автомобиля на ремонт. Снова кончился какой-то ступичный подшипник... Это какой-то фордовский бич - подшипники улетают как пирожки!! Ранее установленная Пиленга (одновременно на обе стороны) прошла всего 21 тыс.км!! Попутно автор решил окончательно разобраться с блямканьем, которое доносилось спереди с момента покупки авто. Прошлые попытки оказались безуспешны. Блямканье не было громким, но всё же нервировало. Замены стоек стаба, гидро-сайлентблоков, левой стойки и втулок стаба не принесли успеха. Гидравлическая рейка не имела люфтов и стуков при диагностике тяг. Что же могло еще так загадочно блямкать в этом Форде?! Коллеги с форд-фокус клаба столь увлеченно и самозабвенно клеят сайлентблоки подрамника анаэробным фиксатором (sic!!) резьбы (считая что они двигаются и, упаси боже - стучат!), что автор поначалу и сам задумался приклеить эти сайлентблоки клеем, если бы не откровенная бредовость этой затеи с технарской точки зрения.

Гул и скрежет оказались прозаичным износом ступичных подшипников. Люфт колеса на левой стороне достиг чудовищных 7-8 мм, в результате чего тормозной диск начал задевать о скобу и скрежетать. Справа люфт колеса достиг 1-3 мм.
На обоих подшипниках сгорела смазка, превратившись в паленое и вонючее месиво, а шарики на левом подшипнике начали крошиться!!! На фото ниже хорошо видна огромная лунка на одном из шариков.
И на этих ступичных автор "поливал" на трассе!

Ford Focus C-MAX 2004 г: Ремонт Вебасто и ходовой
Ford Focus C-MAX 2004 г: Ремонт Вебасто и ходовой
Ford Focus C-MAX 2004 г: Ремонт Вебасто и ходовой
Ford Focus C-MAX 2004 г: Ремонт Вебасто и ходовой

Китайские ступичные после кризиса подросли в цене, теперь дешевенькая ступица стоит 1500-2000 руб. Задушив жабу, были куплены FAG'и, на обе стороны. Фордоводы их почитают за оригинальные ступицы. Два Фага обошлись более чем в 6 тыс.руб. Посмотрим, на сколько их хватит и превзойдут ли они дешевые дубликаты в ходимости хотя бы раза в 2.

Ford Focus C-MAX 2004 г: ступичный подшипник FAG
Ford Focus C-MAX 2004 г: ступичный подшипник FAG

Попутно были заменены свечи зажигания. Текущий комплект "платиновых" Бошей оттарабанил без малого 50 тыс.км! Ходил бы и дальше, но свечи явно на пределе - вершинка центрального тонкого электрода практически испарилась вместе с платиновым напылением, заметно уменьшившись в высоте, а на боковом электроде появилась лунка износа от искры. На замену были куплены и установлены точно такие же Боши. Следует отметить, что вышеуказанный пробег - практически полностью только на газу.
Меняя свечи, автор заглянул в свечные колодцы и немало удивился - днища поршней сверкали чистым алюминием, без капли нагара!

Ford Focus C-MAX свечи для газового топлива
Ford Focus C-MAX свечи для газового топлива
Ford Focus C-MAX свечи для газового топлива

Вернемся к ходовой. Здесь автор заменил верхнюю опору левой стойки (хотя старая была в хорошем состоянии на вид), а так же обе шаровые опоры. Установленные в прошлый раз китайские шаровые прошли всего 21 тысячу и в левой обнаружился изрядный люфт! Правая тоже была на подходе. Зря автор заменил заводские шаровые, но запомнил их изготовителя - это был TRW. Именно такие шаровые и были установлены снова.

Ford Focus C-MAX свечи для газового топлива
Ford Focus C-MAX свечи для газового топлива

В прошлый ремонт подвески, автор не стал менять передние сайлентблоки нижних рычагов. На вид они были живыми. Да и их замена представлялась большой морокой. Кроме того, с ходу найти дубликаты не получилось и старые сайленты остались в строю. И зря - блямканье не пропало. На том же ФФклабе автор прочитал глубокомысленные строки одного владельца, что эти сайленты менять не стоит, мол "они там дебелые". Зато этот владелец всем советовал клеить сайленты подрамника анаэробным клеем. Вот ведь спецы?! Придешь к врачу с диареей, а они тебе - "вот, новейшее достижение медицины - анаэробный клей-фиксатор"...
Так вот, эти самые "дебелые сайленты" оказались внутри рваными! И понять это можно только после замены сайлента и монтажа рычага на место - усилие, которое даёт новый сайлентблок при отгибании рычага вверх-вниз заметно более высокое, чем со старым сайлентблоком!
Новые сайлентблоки были заказаны фирмы TRW. И выглядят они совсем иначе, чем родные. Изголяться с полиуретаном автор не горел жаланием - резина тоже сгодится - дешевле и быстрее в доставке.
Замена сайлентов - сущее мучение. Старые удалось выдавить только на многотонном прессе. Новые засадить - та еще задачка, так и норовят при запрессовке отклониться в сторону и скособочиться. После всех мук, сайленты сидят на месте и рычаги можно ставить.
Как уже писал выше, усилие, которое давали новые сайленты при отклонении рычага вверх-вниз, значительно отличается от усилия на старых сайлентах! при этом старые сайленты при выпрессовки не разрушились, а остались на вид целыми, но внутри втулки резина, видимо, уже отошла. Вот тебе и "дебелые сайленты"!

Ford Focus C-MAX свечи для газового топлива
Ford Focus C-MAX свечи для газового топлива
Ford Focus C-MAX свечи для газового топлива
Ford Focus C-MAX свечи для газового топлива

Какое же было удовольствие, когда пробная поездка показала - блямканье исчезло напрочь!! Подвеска Форда снова работает так, как и была спроектирована - тихо и комфортно. Что интересно, поначалу было ощущение что "чувствительность рулежки" немного снизилась - видимо тому виной более мягкие сайлентблоки передних рычагов (на ощупь они намного мягче родных сайлентов). Правда это или нет, но через пару дней ощущение ушло - привык. Зато от ненавистного блямканья наконец-то удалось избавиться!

На стенде было откорректировано схождение передней и задней осей (на задней схождение чуток ушло, в пределах считанных минут - китайские сайленты до сих пор живы).

На будущее запланирован ремонт моторчика печки (свист) - популярная проблема пожилых Фордов. Так же хочется заменить диодный мост генератора (приоровские диоды, впаяные армянином в окрестностях Сочи ходят до сих пор, но свет иногда мерцает на холодном моторе). Термостат тоже под подозрением - кажется что он подклинивает в открытом положении. А пока всё - катаем машину дальше. Пробег на сегодняшний день - 186 тыс.км по одометру!


Статья написана: 5 января 2016 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.

 




Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.