Калина СПОРТ II Чувашия: сборка мотора 1.8 + ВСХ

Дмитрий из Республики Чувашия обратился с просьбой доработать мотор его автомобиля Лада Калина Спорт II. Мы уже работали с подобным автомобилем ранее (первый и второй отчёты).

Но с момента прошлых работ по тюнингу двигателя, ситуация в стране сильно изменилась. С кризисом выбор комплектующих для моторного тюнинга в Тольятти сильно оскудел. Запчасти подорожали. Из продажи пропали коленвалы (остались мотокомплекты Суперавто) и Н-образные шатуны. С огромным трудом мы нашли комплект Н-образных шатунов длиною 129 мм. Коленвал 84 мм с полной шатунной шейкой (не Суперавто) у нас уже был давно в наличии.

Вызвали клиента. Автомобиль владелец дооснастил подрамником с рычагами. Мотор всё тот же - 1.6 с валами Лада Спорт (9.55 и 9.15 мм). Из тюнинга клиент успел поставить ресивер Прокар и паук 4-2-1 той же фирмы. Программа писалась в Набережных Челнах. Пробег машины - всего 49 тыс.км.

Сразу снимаем график исходного двигателя. Мотор превысил заводские (118 сил) показатели по мощности. Обращает на себя внимание маленький крутящий момент - мотор на 3000 об имеет всего 11 кг момента. В целом, расклад по крутящему моменту похож на какой-нибудь 1.3-1.4 литрушечник. Мотор очень крутильный - мощность уходит хорошо за 7000 об (отсечка 8000 об).

пиковая мощность: 124 л.с. при 6800 об (красная линия),
пиковый крутящий момент: 14.4 кг при 5300 об (синяя линия).

Калина СПОРТ II Чувашия: сборка мотора 1.6 + ВСХ

Проехали на машине до разборки двигателя. Недостаток крутящего момента отчасти купируется короткой коробкой (с завода здесь стоит главная пара 4.3 - ряд стандартный). Но нехватка момента чувствуется - на малых и средних оборотах быстро ускориться становится проблемой. На 4-й передаче разгон после 140-150 км\ч заметно стухает.

Мы не стали делать поный фотоотчёт и описание хода работ. Всё показано в фильме, который мы смонтировали и опубликовали на видео-хостинге Ютюб:

Вкратце, учтя ошибки работ с предыдущей машиной, выбрали следующие пути тюнинга двигателя.

1) КПП. Установили самоблокирующийся дифференциал, ряд заменили на 102 (1-я передача длинная, остальные - стандартные), главную пару установили более длинную 3.9

2) ГБЦ - расточили каналы, установили облегченные клапана и дюралевые тарелки пружин. Заменили валы на Нуждин 8.7 мм с фазой 264 градуса. Оставили ресивер Прокар.

3) Блок - установили полноценный коленвал 84 мм с толстой шатунной шейкой из старых запасов, отбалансировали. Шатун Н-образный 129 мм переточили под 19 палец, цилиндры переточили под кованые поршни, сделали платохонингование. Маховик остался заводским, сцепление заменили на LUK.

Клиент отказался от установки больших перекрытий и попросил сделать "золотую середину" - что-б и на низах не дёргала и холостой был ровный и что-б верхи были. Так и получилось, но ценой потери высокой мощности на больших оборотах.

Машину отписали онлайн (контроллер М74) и сняли график ВСХ. Вот что получилось.

пиковая мощность: 133 л.с. при 6200 об (красная линия),
пиковый крутящий момент: 17.1 кг при 4400 об (синяя линия).

Калина СПОРТ II Чувашия: сборка мотора 1.6 + ВСХ

Отсечку снизили до 7500 об, мотор стал более низовым. Крутящий момент вырос во всём диапазоне, полка момента выровнялась. Первой реакцией клиента было - "я думал мощность выше будет". Столько трудов, что-бы услышать такой комментарий!! И при этом сам же и просил не выставлять большие перекрытия... Хочешь и рыбку съесть и на карусели покататься - но так не бывает... Задушили мотор перекрытиями валов - получили ровный холостой ход 1000-1100 об без тыр-тыра, хорошие низы, но и мощность подрезали на верхах! Кажется, азы, всем понятные, но с какого-то чуда клиент ждал мощность как у казанской Приоры, где были выставлены совершенно бешеные перекрытия и где клиентов совершенно не парит тыртыристый холостой ход - им важнее именно верхи... И навязывать клиенту такие перекрытия, когда он сам не знает, чего хочет - тоже желания нет.

Традиционно, сравним графики до и после. Синим пунктиром - результат "золотосерединного мотора". Мотор везде всё прибавил, максимальный прирост мощности на 5000 об составил 21 силу, а максимальный прирост крутящего момента и вовсе - 4 кг на 3000 об. Радоваться бы, но первым делом люди смотрят на пиковую мощность, а там - "ожидалось чего-то более"...

Калина СПОРТ II Чувашия: сборка мотора 1.6 + ВСХ

В результате, получился трактор, который едет везде, без подхватов, ровно, бодро, с широкой полкой крутящего момента, но без изюминки и без огонька. Клиент резюмировал, что покатается на данном варианте, и если захочет чего-то большего, то приедет на установку злых перекрытий. На том и уехал.

Сравним график с Калиной Спорт из Казани, где на моторе 1.7 литра были валы с широкой фазой и злыми перекрытиями. Там клиент знал, на что идёт и сразу просил выставлять именно такие перекрытия, что-бы была максимальная мощность на высоких оборотах. Напомню, там мотор вышел на показатели 159 сил при 6500 об. Синим пунктиром - графики чувашской Калины. Отлично видно, какой пинок мощности после 5000 об даёт широкая фаза и большие перекрытия на казанской Калине. Разница в 18 сил на 6000 об! Но вот по низам до 3000 об чувашская Калина в выигрыше - низы заметно лучше, да и провала в крутящем моменте на 4500 об не видно совершенно. Так и есть - получили золотую середину для клиента, который до конца не определился, что хочет от своего мотора.

Калина СПОРТ II Чувашия: сборка мотора 1.6 + ВСХ

В случае дальнейших действий клиента по тюнингу, будем публиковать новые графики в следующих статьях.

 

Статья написана: 20 августа 2017 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.