Буквально сразу после Калины из Казани, поступила заявка на ремонт двигателя 1.4 на Калине из города Сарапул (Удмуртская обл.). Для тех, кто не знаком с первым отчётом по ремонту Калины 1.4 (Можга) - рекомендую ознакомиться.
Клиент из Сарапула купил машину с рук и практически сразу же столкнулся с огромным расходом масла. Пробег был заявлен в 50 тыс.км. Учитывая свежий вид машины, было странно, что на таком малом пробеге появилась проблема с двигателем. Отчёт по машине делать не планировалось, т.к. смысла нет штамповать типовые статьи, но после углубления в разборку и дефектовку двигателя, становилось всё интереснее и веселее, по-этому отчёт было всё же решено сделать.
Итак, пока разбирали мотор, установили, что реальный пробег намного больше, чем значится на приборке. Во-первых, на машине стояло газовое оборудование 4-го поколения, о котором свидетельствует переделанная проводка, забытый кронштейн крепления рампы газовых форсунок и заглушенные дырки в пластиковом коллекторе под подачу газа. Понятно, что никто не будет ставить газ, что-бы поездить недельку и продать машину. На пластиковом кожухе ГРМ зияет дыра - здесь когда-то развалился опорный ролик, а ремень ГРМ протёр кожух до дыр.
Поначалу всё шло по намеченному плану. Мотор сняли, блок расточили в 79 мм, собрали с безвтыковыми поршнями, по просьбе клиента поставили обычные шатуны 2110. Коленвал не потребовал шлифовки, а вот ведомый диск сцепления изношен изрядно - толщина накладок критическая. Здесь стояло сцепления LUK. Корзина еще в хорошем состоянии, но отдельно диск LUK не продаётся. В данном случае проверенный вариант это диск Крафт от 2110, его можно найти в продаже отдельно от корзины. Демпферные пружины у него завальцованы с двух сторон, что увеличивает срок службы сцепления (сравните с ВАЗинтерсервисом, или "Мычаловской" продукцией). Это единственный диск, который можно посоветовать на замену приоровскому диску LUK'a, если не менять весь комплект в сборе. Интересно, что выжимные подшипники LUK продаются отдельно, чем мы и воспользовались, заменив выжимной на новый.
Всё шло по плану (3-х дневный срок капитального ремонта), блок был собран и загружен в моторный отсек, в фоновом режиме делалась голова - на ней-то и начались проблемы.
Головку разобрали, в планах была простая переборка - замена колпачков, очистка клапанов от нагара. Однако, при разборке обнаружили, что на моторе был обрыв ремня, с загибом впускных клапанов. В итоге прошлые "мастера" заменили впускные клапана на дешевое поделие из Китая - HERZOG. О кривых продуктах под этим брендом мы уже писали в Кунсткамере. Данные клапана не имеют никакого упрочнения стержня - ни хрома, ни азотирования. Это отчётливо видно, если взять в руки новые клапана на рынке этой фирмы и посмотреть на их стержни внимательно. На нашем двигателе эти клапана (установленые кем-то в Сарапуле) износились, набив на штоках канавку и риски. Но хуже всего то, что они так же износили направляющие втулки. Новые клапана в них просто болтаются! При этом выпускные клапана, оставшиеся заводскими, имеют небольшой зазор во втулках и ничуть не изношены, а всё потому, что у них стержни - с азотированием и прекрасно сочетаются (как пара трения) с латунными втулками. Мало того, старые клапана еще и тщательно притирали - практически уничтожив рабочие фаски.
Восстановить голову после такого кустарного ремонта - не проблема. Требуется замена впускных втулок, затем - правка фасок седел. Но при выпрессовке старых втулок обнаружили, что втулки настолько сварились с алюминием, что вышли с приваренными кусками алюминия. Такое бывает, но редко, и не настолько существенно, как в случае с этой головой. На втором фото ниже - 8 втулок, с приваренными кусками алюминия из гнезда втулки. На первом и третьем фото - справа лежат б\у втулка и новая втулка. Хорошо видно, что на б\у втулке никаких кусков алюминия нет - она была выпрессована без проблем!
Последствия сваривания втулок с алюминием были самые ужасные - задир посадочных гнёзд направляющих, повреждение отверстий. В результате, натяг из гнёзд волшебным образом исчез, а новые втулки (того же диаметра) запрессовывались с очень малым усилием, а крайняя
втулка - вообще вставлялась и проходила сквозь гнездо от усилия пальца руки.
Очевидно, что головка, как и мотор - с большим пробегом, вероятно были случаи неоднократного перегрева мотора, что и привело к подобным последствиям.
И если бы очумельцы в Сарапуле не поставили дешевые китайские клапана, втулки бы не износились, и их не пришлось бы менять - головка могла еще пройти немало.
Случай неприятный, слов нет. Позвонили клиенту, полностью объяснили ситуацию. Собирать и ставить такую голову нельзя, даже изготовление ремонтных бронзовых втулок может не дать гарантии, что голова будет ходить, а в гнёздах втулок не возникнет трещин или протечки масла. Общим решением был вынесен вердикт - голову нужно менять.
Менять-то менять, а вот на что?! У Калины 1.4 своя головка, с маркировкой 11194, от Приоры (маркировка 21126) голову ставить нельзя - у нее больше объем камеры сгорания, что приведет к снижению степени сжатия.
На уши подняли всех продавцов и поставщиков - половина даже и не знала, что на Калине другая головка, вторая половина продавцов просто не возит эти головы. По факту - головка 11194 является дефицитом и стоит заметно дороже, чем голова от Приоры! После долгих поисков головка всё-же нашлась, была приобретена и мы приступили к немедленной её сборке.
Прежде всего, отмыли от заводского антикора (больше похоже на гудрон, обильно налитый куда угодно, но только не на сёдла, которые наиболее подвержены коррозии).
Клапана поставили новые, заводские (ВАЗ), с азотированными штоками. Маслосъемные колпачки - только настоящий "Резерв". Импортным более доверия нет никакого. Клапана - не притираем! Заводская технология не предусматривает притирки клапанов, точность обработки седел на заводе такова, что клапана просто засухариваются. Гидрики, распредвалы, пружины, шпильки - всё переставили со старой головки.
Дальнейшая работа - традиционна. Топливные форсунки помыли ультразвуком, заменили обжатые уплотнительные колечки на новые, собрали мотор. Заменили катализатор на вставку 4-1, перепрошили блок управления двигателем (ЭБУ) под новую конфигурацию.
Отрадно, что все работы с двигателем уложились в 3-х дневный срок (1-й день - разборка и дефектовка двигателя, 2-й день - механообработка, 3-й день - сборка и запуск двигателя).
Клиент из Сарапула приехал за машиной на электричке, после возвращения домой сообщил, что расход и уровень шума остались на прежнем уровне.
Статья написана: 12 января 2014 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка
статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов,
равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних
сайтах.
|