Приора 1.7 (16v), г. Октябрьский - Нуждин 9.06, Прокар + ВСХ

В 2015 году автором были установлены распредвалы Нуждин 9.06 с фазой 270 градусов на двигатель 1.6 автомобиля Приора из г. Октябрьский. Результаты той работы были опубликованы на сайте в отдельной статье. Машина была с пробегом 45 тыс.км и после отписки программы были получены неплохие результаты - пиковая мощность: 123 л.с. при 5200 об, пиковый крутящий момент: 17.6 кг при 4800 об. Всё это - на заводском низе 1.6 литра и пластиковом ресивере. Единственный нюанс - повышенная шумность, исходящая из блока цилиндров, так и осталось загадкой, что же это такое.

В начале 2016 года Рустам, владелец этого автомобиля, приобрёл остатки низа с Калины Спорт II из Казани (после разрушения маховика) - коленвал 78 и кованные поршни СТИ диаметром 83 мм с 19 пальцем и Н-образным шатуном 133 мм. Так же он выкупил волговские форсунки и стал ждать удобного момента для апгрейда своего двигателя, возможностей которого ему стало мало. Попутно было решено доработать коробку - установить 18-й ряд, пару 3.9 и винтовую блокировку.

В конце февраля выдалось окно и Рустам заехал на следующий этап тюнинга двигателя и коробки. Пробег мотора на тот момент был 55 тыс.км (соответственно, валы прошли 10 тыс.км).

Причина шумности блока до банального проста - за небольшой пробег поршни без графитового покрытия задрали цилиндры и получили износ на юбках цилиндров. Зазор поршень-цилиндр увеличился и шумность двигателя выросла. При этом масло мотор не расходовал.

Приора 1.7 (16v), г. Октябрьский - Нуждин 9.06, Прокар + ВСХ
Приора 1.7 (16v), г. Октябрьский - Нуждин 9.06, Прокар + ВСХ
Приора 1.7 (16v), г. Октябрьский - Нуждин 9.06, Прокар + ВСХ
Приора 1.7 (16v), г. Октябрьский - Нуждин 9.06, Прокар + ВСХ

Валы Нуждин 9.06 приятно удивили. Кулачки с доп.отбелом на ЧПУ-станке - выглядят идеально. Питтинга (выкрашивания) нет и в помине.

Приора 1.7 (16v), г. Октябрьский - Нуждин 9.06, Прокар + ВСХ
Приора 1.7 (16v), г. Октябрьский - Нуждин 9.06, Прокар + ВСХ

На доработку головки бюджета нет и головка остаётся заводской, с теми же валами, и заводскими шкивами.

Коробку открыли (вторая передача уже "отсутствовала") и собрали по стандартной схеме - 18 ряд, пара 3.9 на 21083 вторичном цельном валу со спорт-синхронами и винтовой блокировкой. Ряд поставили московского производства, некоей фирмы "НПП Зубофрезер" (г. Электросталь). Ни сайта, ни подробностей о конторе найти не удалось, кроме одного отзыва в интернете, что такой ряд "жутко выл на холостом ходу и в движении". Качество шестерен на вид очень высокое - нет ни вмятин, ни стружки с облоем, столь характерных для тольяттинских рядов. На вид всё сделано очень ровно и качественно.
Забегая вперед - никакого "воя" не обнаружилось, на холостом ходу слышно легкое тарахтение, характерное для рядов. Возникает вопрос - как можно собрать коробку, что она будет "жутко выть" даже на холостом ходу...

Приора 1.7 (16v), г. Октябрьский - Нуждин 9.06, Прокар + ВСХ
Приора 1.7 (16v), г. Октябрьский - Нуждин 9.06, Прокар + ВСХ
Приора 1.7 (16v), г. Октябрьский - Нуждин 9.06, Прокар + ВСХ
Приора 1.7 (16v), г. Октябрьский - Нуждин 9.06, Прокар + ВСХ

Блок был расточен под кованные поршни 83 мм, с платохонингованием. Коленвал с ходом 78 мм от Калины Спорт II тщательно изучили, и не зря - на крайней коренной шейке обнаружили еле заметную трещину. Взрыв облегченного маховика не прошёл даром для коленвала. Пришлось искать и покупать новый 78 коленвал. Разумеется, маховик остался заводским, без всяких облегчений. Ресивер заменили на Прокар и машина отправилась на отписку программы.

Приора 1.7 (16v), г. Октябрьский - Нуждин 9.06, Прокар + ВСХ
Приора 1.7 (16v), г. Октябрьский - Нуждин 9.06, Прокар + ВСХ
Приора 1.7 (16v), г. Октябрьский - Нуждин 9.06, Прокар + ВСХ
Приора 1.7 (16v), г. Октябрьский - Нуждин 9.06, Прокар + ВСХ

Было интересно взглянуть на график. Ведь у нас меняется лишь объем двигателя, и впускной ресивер. Выпуск остаётся почти без изменений, головка и валы - тоже. На выпуске стоит паук 4-2-1, резонатор Стингер. Прямоточный глушитель Стингер клиент попросил заменить обратно на заводской. И хорошо, что валы довольно узкофазные, будет интересен результат именно с Прокаром:

пиковая мощность: 146 л.с. при 6000 об (красная линия),
пиковый крутящий момент: 18.3 кг при 5200 об (синяя линия).

Приора 1.7 (16v), г. Октябрьский - Нуждин 9.06, Прокар + ВСХ

Неплохо, для валов со "спичечными" кулачками. В зоне 3000 об наблюдается небольшое провисание крутящего момента, но оно очень невелико. Сравним график с предыдущими достижениями на серийном низе 1.6 литра и пластиковом ресивере. Пунктиром - мотор 1.7 литра и Прокар. Жирные линии - двигатель 1.6 с теми же валами. До 5000 об имеем почти равные показатели (немного прирос момент на 2500, немного провис на 4000), но вся разница - после 5000 об. Прирост на 6000 об + 23 л.с. мощности и +2.7 кг момента. Выше 6500-6800 об крутить смысла нет - валы "сдуваются".

Приора 1.7 (16v), г. Октябрьский - Нуждин 9.06, Прокар + ВСХ

Так же Рустам попросил сравнить графики с результатом Калины Спорт II, где получили 159 л.с. при 6600 об и 18.9 кг при 5100 об. Низ - такой же, на 78 к\в и с теми же шатунами и поршнями, тоже ресивер Прокар, тоже электронный дроссель. Вся разница - в головке (на Калине был портинг каналов) и в валах - на Калине были валы Нуждин 10.5 с фазой 306 градусов, с большими перекрытиями.
Графики Калины ниже - красным пунктиром. Хорошо видны провалы кр.момента в зоне 3000 и 4500 об, больше похожие на резонанс наполнения, отлично заметно, что мотор с пиленой головой и широкими валами - более мощный, крутится дальше, но имеет куда как меньше крутящего момента на малых оборотах.

Приора 1.7 (16v), г. Октябрьский - Нуждин 9.06, Прокар + ВСХ

Из данной работы можно сделать вывод, что ресивер Прокар можно рекомендовать даже владельцам довольно "узких" (260-270 град) по фазе валов для получения большей мощности (относительно пластикового ресивера), при этом потерю кр.момента на малых и средних оборотах можно нивелировать небольшим увеличением рабочего объема до 1.7 литра, при условии сохранения стандартных каналов в головке. Если конечно цена ресивера Прокар не отпугнёт - пластик в этом вопросе наиболее демократичен и доступен.

 

Статья написана: 8 марта 2016 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.