Приора 1.6 (16v) E-GAS, г. Октябрьский - Нуждин 9.06 + ВСХ

Рустам из г.Октябрьский (Башкортостан) обратился с просьбой установить имеющиеся у него распредвалы Нуждин 9.06 мм (фаза 270 град). Автомобиль - Приора с двигателем 1.6 (16 кл), контроллер Бош, электронный дроссель Е-газ.

Пробег автомобиля 45 тыс.км, из недостатков - слышимый перестук поршней в цилиндрах. С "низом" пока решили ничего не делать, дав напутствие следить за расходом масла.

Свечи оказались убиты ферроценом (железосодержащая присадка), их заменили на новые А17ДВРМ, на выхлопе установили паук 4-2-1, прямоточные резонатор и банку пр-ва Стингер.

Приора 1.6 (16v) E-GAS, г. Октябрьский - Нуждин 9.06 + ВСХ

Распредвалы Рустам на установку привёз сам, выбрав Нуждин 9.06 мм с фазой 270 градусов. У Нуждина очень большая номенклатура валов, разные профили и попробовать всё просто нереально. С данными валами я ранее не работал и на вопросы Рустама - "что они дадут", ответить не мог. Но, по результатам осмотра кулачков, кое-какие выводы сделать можно.
Посмотрите на фото - вершинка кулачка острая, как спичка. Данный комплект валов сделан перешлифовкой из серийных, причём кулачки отбелены заново, вкруговую, т.к. заводской отбел почти не сохраняется при вписке данного профиля (кулачок значительно уже заводского). Поскольку базовый диаметр уменьшается и на данном комплекте валов составляет около 30 мм, нужны подпятники толщиной 1 мм для компенсации уменьшения кулачка (отмечу, что профили 8.7 мм, вписанные в заводской кулачок, подпятников не требуют, т.к. базовый диаметр получается 30.70-31 мм - заводской гидрик его отработает).
Со "спичечными" кулачками автор уже имел дело - это настоящие моментные валы. Можно было рассчитывать на прирост кр.момента, ровный холостой ход, но вот что будет с пиковой мощностью - большой вопрос.
В комплекте с валами Нуждин отдает подпятники. Мне эти колпачки не понравились - слишком короткая юбка. Риск спадания колпачка повышается, что актуально для 16 клапанника, с гидрокомпенсаторами.
На последнем фото показаны подпятники Нуждина, и на переднем плане - два подпятника производства K-POWER. Они делаются из инструментальной стали, с закалкой на 55-60 HRC, имеют длинную юбку (зазор до сухаря минимален) и плотную посадку на торце клапана. Опыт применения таких подпятников на 16 клапанниках показал, что они надёжно работают даже на высокофорсированных двигателях (ВАЗ 1.9 л, отсечка 10200 об). Клиенту было предложено установить подпятники нашего производства, с объяснением всех нюансов по длине юбки, на что он дал согласие.

Приора 1.6 (16v) E-GAS, г. Октябрьский - Нуждин 9.06 + ВСХ
Приора 1.6 (16v) E-GAS, г. Октябрьский - Нуждин 9.06 + ВСХ
Приора 1.6 (16v) E-GAS, г. Октябрьский - Нуждин 9.06 + ВСХ
Приора 1.6 (16v) E-GAS, г. Октябрьский - Нуждин 9.06 + ВСХ

Для установки данных валов не требуется съем\установка головы, тарелки оставляем заводские, стальные. Доработка постелей так же не нужна - кулачок не превышает в размерах серийные валы. Приятным бонусом является то, что клиент так же экономит на разрезных шкивах, т.к. тюнинговые профили вписаны в серийные кулачки с сохранением углового положения относительно заводского шпон-паза.
Ресивер оставили заводской (126-й, пластик).
Напоследок отмечу, что за валы Рустам отдал порядка 6700 руб, комплект наших подпятников обошёлся еще в 800 руб. Т.е. вариант весьма бюджетный.

Установка не представляет никакого интереса для её освещения, всё стандартно. Единственно, заменили гидротолкатели на новые, заводские (дорабатывать по RS-технологии не стали, гидрики оставили абсолютно стандартные). Конечно же проверили ход клапанов в ВМТ - шестерни хоть и стандартные, но проверить результат стоит. На впуске подъем клапана в ВМТ составил - 0.9 мм, на выпуске 0.6 мм. Этого нам вполне достаточно и шкивы останутся заводскими.

Программа была откатана онлайн, в процессе настройки чиповщик ругался на бензин и бренчащий поршнями мотор (на низах контроллер защищался углами), но программу всё же отписал. Холостой ход ровный, "тыр-тыра" не отмечено.
Затем сняли график и весьма были удивлены... Впрочем, судите сами:

пиковая мощность: 123 л.с. при 5200 об (красная линия),
пиковый крутящий момент: 17.6 кг при 4800 об (синяя линия).

Приора 1.6 (16v) E-GAS, г. Октябрьский - Нуждин 9.06 + ВСХ

Крутящий момент впечатляет!
Обратите внимание на зону 2500-3000 об. Чиповщик здесь очень постарался с отпиской программы. Дело в том, что в этой области был фирменный ВАЗовский резонанс наполнения, который обычно приводит к провисанию момента, так называемой "яме". Это можно увидеть на многих графиках, как у 16 кл, так и у 8 клапанников. Здесь тоже была обратная волна во впускном тракте, ухудшающая наполнение, но чиповщик выкрутился - электронная заслонка до 3000 об открывается лишь на 50%, подавляя эту обратную волну, в итоге провисание момента удалось излечить. Этим приёмом на Е-газе он пользуется давно - на малых оборотах полный дроссель лишь ухудшает наполнение, а на Е-газе можно прикрыть заслонку и "вытащить" крутящий момент. После 3000 об заслонка открывается на 100% и мотор начинает работать в полную силу.

Заниматься аналитикой и длинными сравнениями с другими примерами на этот раз я не буду. Зрячие и так уже всё увидели... Приведу лишь 1 сравнительный график. Пунктиром - результаты нынешнего мотора с валами Нуждин 9.06 (фаза 270 град). Жирными линиями - давешняя Калина-Вагон с "моментными" валами СТИ 3.1, отчёт по которой откроется в новом окне при нажатии на ссылку. Напомню, там было получено 126 л.с. при 6400 об, и 15.1 кг при 5400 об. Смотрим и удивляемся:

Приора 1.6 (16v) E-GAS, г. Октябрьский - Нуждин 9.06 + ВСХ

Для полного эффекта отмечу, что программы писал один и тот же человек, на обоих моторах яма момента на низах лечилась Е-газом. И что мы видим? Дешевый Нуждин-переточка из заводских валов, на подпятниках, порвал по моменту как тузик грелку знаменитые СТИ 3.1 (9.1 мм, 281 град), которые стоят 12 тыс.руб, делаются из заготовки, спецлитья, имеют полную базу, что обеспечивает гарантированную мороку с их установкой (валы требуют доработки постели).
На 5000 об разница чудовищна - Нуждины 9.06 со "спичечными" кулачками имеют превосходство +2.6 кг момента и +18.4 л.с.!!
И где же тут момент на "моментных" валах СТИ 3.1?
Это не моментные, а мощностные валы - хорошо видно, как после 6000 об валы СТИ 3.1 продолжают наращивать мощность, что и обусловило чуть бОльшую пиковую мощность - 126 л.с. супротив 123 л.с. на Нуждинах. Но эти 3 лишние лошади никак не помогут объехать машину противника, располагающего 17.6 кг момента.

Напоследок вот что хотел бы добавить. Нередко приезжают клиенты, начитавшиеся форумов, со словами - "мне нужны валы из заготовки, без подпятников". Клиент где-то слышал, что подпятники слетают, шумят и вообще - "валы-переточки с заниженной базой - это шлак". И вот с таким шлаком в головах, люди выкладывают за валы из спецлитья деньги, в 1.5 раза большие, чем стоят валы, перешлифованные из серийных. Немалый вклад в дело обгаживания валов-переточек и подпятников внесла всем известная уфимская контора во главе с её предводителем-теоретиком. Эти люди поднялись в 2000 годы именно на валах-переточках, продавая их сотнями, и предлагая ставить их на подпятники. Затем появилось спецлитъе и возможность делать валы с полной базой кулачков, не ограничиваясь впиской профилей в заводские. Маржу можно снять больше, можно делать профили-яйцо (которые в заводской кулачок не вписать) и понеслася пропаганда - "подпятники ставить нежелательно", переточки начали хаять. Но опыт работы установщиком валов показал печальную тенденцию - спецлитье с закалкой в гаражных условиях инверторным сварочником начало крошиться и сыпаться, пошли рекламации (брак по Уфе доходил до 57%). Цены на такие валы выросли. По переточкам рекламации были минимальными - из сотни валов изнашивались 1-2 штуки, из-за брака ВАЗовского отбела! И не всегда спецлитье ехало лучше дешевой переточки на пятаках - далеко не всегда...
Данный опус не является призывом переходить на "переточки". В заводские валы можно вписать очень ограниченное количество профилей Нуждина и некоторые профили просто невозможно сделать путём перешлифовки. Этим отчётом я хотел лишь показать, что бюджетный вал-переточка на пятаках не является ущербным вариантом и по соотношению "цена\результат" иногда не имеет себе равных и такие валы вполне можно и нужно использовать при бюджетном тюнинге двигателя.

 

Статья написана: 21 мая 2015 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.