Публикации K-POWER:
Разбор претензии из Краснодара по дюралевым тарелкам

В данной открытой статье я бы хотел рассмотреть претензию в наш адрес, по поводу дюралевых тарелок, которые мы выпускаем вот уже более 6 лет, начиная с 2008 года. Тарелки изготавливаются тысячами и нашли своих клиентов благодаря умеренной цене и высокому качеству. За эти годы тарелки давно опробованы на ходимость, неоднократно дефектовались моторы с установленными тарелками, пробег которых превышал сотни тысяч километров, и к тарелкам не было претензий.

Но, по закону Мёрфи всегда найдется недовольный клиент или произойдёт какой-то отказ или сбой. В каждом сигнале нужно разобраться и найти первопричину. Из опыта постройки многих моторов были единичные случаи как поломок тарелок, так и износов, но всегда первопричиной были не тарелки, а ошибки в сборке мотора или поломки сопрягаемых деталей - клапана, пружины.

Итак, 7 марта 2015 года звонит клиент из Краснодара - некий Максим Владимирович Б. И сообщает, что он поставил купленные у нас восьмые дюралевые тарелки со "110" валом (московский вал с подъемом клапана 11 мм), головка прошла около 6 тыс.км и тарелки были сняты - якобы на них сильно просели гнёзда сухарей и тарелки начали задевать за "стаканчики" изнутри. Так же этот человек пожелал вернуть комплект новых тарелок 2112 (16v), которые он так же купил у нас, и попросил вернуть за них деньги.
Я согласился на возврат денег за 16v тарелки, т.к. они новые, с оплатой пересылки запчастей в наш адрес за счёт клиента (такова практика интернет торговли). На возврате денег за 08 тарелки клиент не настаивал, но предложил их отправить вместе с 16v тарелками, "на осмотр". В ходе телефонного разговора я сообщил Максиму, что тарелки продаются сотнями и мне известны моторы с пробегами за сотни тысяч км, которые я сам собирал и в дальнейшем дефектовал (по причине естественного износа цилиндро-поршневой группы) и там не было проблем с просадкой гнёзд, даже на жёстких пружинах.
Но случаи касания тарелок о толкатели изнутри мне известны и связаны они с недостаточной высотой торцев клапанов или их подрезкой (торцовкой) мотористом при сборке головы - ведь на тарелках уже заложен роспуск пружин на 1.5 мм, т.е. гнездо под сухарь просажено на 1.5 мм и клапан сильнее утопает в тарелке. И если торец подрезали или клапан бракованный (с маленьким расстоянием от сухаря до торца - что встречалось неоднократно), то касание тарелки о толкатель произойдёт при работе двигателя. Ответить на это Максиму было нечем и разговор завершился на обоюдном согласии возврата новых 16v тарелок и возвращении за них денег.

В любом случае клиент остался при своём мнении и вправе его высказывать где-то еще, кроме телефонного разговора. У меня есть свой вариант - рассмотреть проблемные по мнению клиента тарелки 08 и написать по итогам этого обзора статью. Дочитав её, вы вынесете своё суждение.

Итак, возвращаемые тарелки получены посредством транспортной компании, деньги за новые тарелки 2112 (16v) возвращены на карту Максиму Владимировичу Б., теперь можно рассмотреть проблемные тарелки 8v.

Вот такой "претензионный" комплект из 8 штук, напомню - это тарелки 2108 для переднего привода ВАЗ, 8 клапанник, с роспуском пружины 1.5 мм:

Публикации K-POWER: Разбор претензии из Краснодара по дюралевым тарелкам

Из комплекта сразу выделим две тарелки (красными стрелками), края которых равномерно изношены вследствие касания о внутреннюю часть толкателя. Из-за этого износа, по краю толкателя появилась большая круглая фаска. На соседних толкателях (показано зеленой стрелкой) нет такого касания. Клиент заявил, что просели сухари в тарелках (видимо, намекая на плохой материал). Но если материал так плох, как думает клиент, почему другие тарелки не имеют или почти не имеют следов такого износа? Идём дальше.

Публикации K-POWER: Разбор претензии из Краснодара по дюралевым тарелкам

Еще раз посмотрим на эти две тарелки, работавшие с касанием о донышко толкателя:

Публикации K-POWER: Разбор претензии из Краснодара по дюралевым тарелкам

Берем облегченные клапана (AMP Польша), их облегчаем мы сами, на ЧПУ-станке. Берем два восьмых сухаря... Берем самую плохую на вид тарелку... Засухариваем... (барабанная дробь), камлание - Трах-тиби-дох (на фоне - пассы в воздухе, щелканье пальцами)....

Публикации K-POWER: Разбор претензии из Краснодара по дюралевым тарелкам

Вуаля!! (в зале слышны аплодисменты).. Торец клапана возвышается над тарелкой на добрый миллиметр! Точно так же, как он возвышается и над новой тарелкой, только что изготовленной. И никак толкатель касаться о тарелку не может. Но вот у Максима Владимировича Б., из Краснодара они очень даже касались о донышко толкателя. Чем он и был недоволен.

Публикации K-POWER: Разбор претензии из Краснодара по дюралевым тарелкам

Ну это уж совсем для наглядности - эта же самая "плохая изношенная" тарелка с нашим клапаном - зазор над тарелкой просто гигантский. Ничего она в моторе касаться не будет, с правильным клапаном.

Публикации K-POWER: Разбор претензии из Краснодара по дюралевым тарелкам

И вторая "плохая" тарелка, и опять видим правильный зазор над тарелкой до воображаемого толкателя, роль которого исполняет штангенциркуль, с правильным клапаном.

Публикации K-POWER: Разбор претензии из Краснодара по дюралевым тарелкам

И на этом бы можно успокоиться, но продолжим вдумчивый осмотр и анализ тарелок, что прислал из Краснодара Максим. По телефону он заявил, что гнездо у тарелок продавилось во время работы и клапана просели. Как мы уже видели выше, торец нормальных клапанов над засухаренной тарелкой возвышается на добрый миллиметр и в принципе тарелка не может касаться толкателя изнутри. Но что насчёт "продавленного гнезда"? А это уже, извините, откровенный поклёп. Ниже - фото двух тарелок с сухарями. Стрелками показаны следы касания краёв сухарей по конусу. Прекрасно видно, что вся поверхность конуса имеет первозданный вид, как только после резца. Если бы она была продавлена, мы бы видели износ, борозду в том месте, где сухарь не касается тарелки, и в целом натёртую поверхность, но здесь ничего подобного нет! "Поздравляем" Максима - нет тут мифических "продавленных гнёзд"!

Публикации K-POWER: Разбор претензии из Краснодара по дюралевым тарелкам

И это еще не всё! На одной из "проблемных" тарелок на внутреннем конусе обнаружился интересный износ, на фото он показан стрелкой. Максим про него ничего не сказал, а стоило бы это обсудить.
Знаете что это? Это след от сломанной внутренней пружины клапана. В конце двухтысячных годов на восьмиклапанных валах с подъемом порядка 11-11.8 мм у агрессивных ездунов (с постоянными закрутами мотора более 6000-6500 об) мы обнаружили, что ВАЗовские 08 пружины не справляются. Они начинали терять высоту - металл "плыл". Происходило это буквально за 10-15 тыс.км, в ходе которых пружины (малая и большая) оседали по высоте на 2-3 мм, затяжка пружин ослабевала и затем внутренняя малая пружина лопалась на 2-3 куска. Эти куски болтались на клапане, разбивая втулку и конус тарелки именно так, как показано на фото стрелкой. Причём на валах с подъемами до 11 мм такое явление было крайне редким (автору так же известна машина 2109 с 58 валом и подъемом кулачка 11 мм, отходившая с доработанной головой и дюралевыми тарелками более 100 ткм до полного износа цилиндров - при дефектовке пружины были "на грани", а тарелки в идеале). Проблема поломки малой пружины 2108 широко известна, её пытаются решать заменой на классическую, но автор просто ставил одинарные жёсткие пружины - они не теряют высоту и не ломаются.

Публикации K-POWER: Разбор претензии из Краснодара по дюралевым тарелкам

Итак, мы отсмотрели тарелки, провели разбор и анализ износов и повреждений. Результируем всё вышесказанное:

1) Гнёзда тарелок не имеют износа в конусе и следов продавливания сухаря, как заявил Максим Валерьевич Б. из Краснодара
2) Конструктивный вылет торца клапана из тарелки неизменен, тарелки сохранили роспуск пружин 1.5 мм, при этом контакт толкателя с тарелкой исключен, при условии применения неторцованного клапана.
3) Обнаружены следы поломки внутренней пружины и износ обломком пружины внутреннего конуса тарелки

Заключение. Тарелки не имеют конструктивных дефектов материала или изготовления, полностью соответствуют чертежам.
Очевидно, что при сборке головы механиком в Краснодаре были допущены явные ошибки и просчёты - применены клапана с укороченным торцем (клапана либо с отклонением расстояния от торца до сухарей, что встречается довольно часто у некоторых производителей), либо торцы клапанов были подрезаны (торцованы) и оказались ниже плоскости тарелок, вследствие чего тарелка начала касаться о дно толкателя. Однако, при сборке тюнингового мотора недопустима подрезка торцев клапанов или установка клапанов с коротким торцем!
Московский распредвал 110 автору хорошо известен. С таким валом автор собирал в 2011 году головку для Самары из Казани. Там так же были применены данные дюралевые тарелки и облегченные клапана. Голова отработала несколько лет на разных машинах без каких-либо проблем с тарелками. Но этот вал - полнобазовый. Т.е. базовый диаметр кулачка соответствует заводскому - 38 мм (или 37 мм в других исполнениях, что незначительно меньше заводского и даёт прибавку к толщине рег.шайб в 0.5 мм). Вполне возможно, что механики из Краснодара не смогли отрегулировать зазоры клапанов на этом валу после правки фасок седел и не стали заморачиваться с заменой седел, а пошли по простому пути сервисгоблинов - подрезали торцы клапанов. Как результат - касание тарелки о толкатели. Второй вариант - те же сервисгоблины поставили клапана с ненормативно короткими торцами и не проконтролировали вылет клапана над тарелкой. Был ли осуществлен контроль высоты пружин - вопрос и вовсе риторический.
Но вариант с просадкой седла и торцовкой клапанов более вероятен, иначе не было бы болтанки малых пружин на тарелках и скорой поломки одной из внутренних пружин.
Скорее всего, мотор после сборки быстро "забренчал" сломанной пружиной, тарелки сняли и всё свалили на них. Закономерный итог неквалифицированной сборки и постройки головы случайными людьми без знаний и опыта. Но свалить на тарелки собственную вину сервисгоблинов не получится - тарелки здесь абсолютно не при чём, что и было показано в этой аналитической статье.
Деньги за новые тарелки 16v Максиму из Краснодара мы конечно же вернём, а 08 тарелки оставим в назидание потомкам. Между прочим, они абсолютно рабочие и их можно поставить в двигатель и они будут работать долго и счастливо (при условии грамотной сборки), хотя одну тарелку с износом от сломанной пружины лучше всё же заменить. А Максиму можно дать один совет - не собирать голову у случайных людей без опыта, надлежащих знаний и квалификации.

 

Статья написана: 15 марта 2015 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.



 




Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.