Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)

Клиент из Астрахани уже заказывал у нас доработанную головку для двигателя ВАЗ 2103 (объем 1.3 литра). Та головка была на облегченных клапанах серийного диаметра и укомплектована распредвалом Нуждин Эстонец.
Отъездив на данной конфигурации год, клиент понял недостатки малого объема двигателя и решил заказать у нас доработку двигателя в сборе.
Для этого в московской фирме им был приобретен новый двигатель ВАЗ 2130 объемом 1.8 литра и выслан в наш адрес транспортной компанией. Данный двигатель устанавливался на автомобиль "Надежда", и изготовлен в карбюраторном варианте.
Для интересующихся, стоимость двигателя в сборе составила 42,5 тыс.руб, а его пересылка - 1,9 тыс.руб. Вместе с двигателем приходит пакет документов от продавца, и от изготовителя (АвтоВАЗ), из последних мы узнаём, что мотор прошёл испытания на стенде, где был сделан замер давления масла.

Получив двигатель на складе ТК, привозим его в рабочий бокс и начинаем осматривать и разбирать.

Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)

Мотор поставляется в сборе с маховиком, карбюратором, генератором на деревянной подставке. Редко доводится разбирать новый двигатель, по-этому данный отчет весьма примечателен. Здесь мы так же посмотрим, как же собирают двигателя на ВАЗе.
На площадке блока у нас выбито клеймо модели - 2130. Напомню, ход коленвала Нивы 1.7 - 80 мм, ход коленвала 1.8 от Надежды - 84 мм.
На данном двигателе присутствует система рециркуляции выхлопных газов - выпускной коллектор соединяется со впускным через клапан, которым управляет термодатчик, вкрученный во впускной коллектор. Данную систему мы будем удалять под корень, дабы мотор не питался своими же отходами жизнедеятельности.

Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)

Разборка двигателя ничего особого не представляет - всё как обычно, но работать с новым мотором приятно - грязь не сыпется. Мотор оснащён обычной двухрядной цепью, прокладка под ГБЦ стоит простая паронитовая. Мотор разбираем до основания.

Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)

В блок врезали маслофорсунки охлаждения поршней. Мотор переделываем на однорядную цепь - с ней снижается шумность двигателя, повышается мощность и крутящий момент (за счёт снижения мех.потерь на трение). Для этого придётся заменить все звёздочки на однорядные.
Удивляет, что завод экономит на спичках - одно из упорных полуколец изготовлено из прессованного порошка - оно вообще не терпит нагрузок и часто изнашивается. А если на заводе перепутают при сборке и поставят его на нагруженную часть со стороны сцепления, то поломка неизбежна. И такие случаи уже встречались. При этом второе полукольцо на заводе ставят нормальное, из двуслойной ленты (сталь-латунь).
Коленвал балансировали в понедельник или в пятницу вечером - одно сверление на противовесе вышло наискосок... Между прочим, коленвал с косым сверлением шатунных шеек и не имеет заглушек в маслоканалах.

Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Коленвал ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Коленвал ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Коленвал ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Коленвал ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)

Разбираем шатунно-поршневую группу. С завода стоят 4 (четыре) разных поршня, один из поршней имеет сильные забоины на днище, а так же явно доточен по плоскости (на фото видна грубая поверхность после проточки). Всё это придётся заменить.

Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)

Шатуны меняем на облегченные, они изготовлены в Тольятти. Качество механообработки - посредственное, после фрезы остались заусеницы и облой. Всё это убираем шарошками.

Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)

Но хуже всего разновес шатунов - разница по комплекту составляет около 10 грамм, при ВАЗовском допуске в 5 грамм. Несложно догадаться, что неприятные вибрации будут обеспечены. Доводим вес комплекта шатунов до веса самого лёгкого, снимая металл и проверяя результат на весах. Вес шатунов уравниваем грамм-в-грамм.
В результате, вес облегченного шатуна - 645 грамм, вес стандартного - 724 грамм. Облегчение по всем шатунам суммарно - 316 грамм. Не бог весть что, но тоже результат.

Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)

Начинаем собирать блок цилиндров ВАЗ 2130.

Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)

Откровенно подозрительные поршни ВАЗа заменяем на ТДМКовские. Все поршни плавают по весу в пределах 3 грамм, имеют хорошее качество механообработки.
Поршневые кольца ставим наборные, MAHLE.
Так же собираем блок с однорядной цепью. Завод в порядке обратной унификации увеличил диаметр резьбы нижнего упора (вместо которого мы ставим ось крепления башмака натяжителя однорядной цепи), что нам на руку - не нужно заниматься переделками, как на старых карбюраторных двигателях. Маслонасос подвергается незначительной доработке. Остальные детали внимательно дефектуются, моются и ставятся на свои места.

Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)

В текущих условиях дорогой механообработки дешевле купить и поставить уже готовый облегченный маховик из Тольятти, что мы и сделали. Блок готов и собран, пора переходить к головке блока цилиндров.

Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)

Головку быстрее поставить уже готовую, благо они есть на складе. Голова доработанная, с большими клапанами 42х34 мм и столь же большими каналами - 36 мм на впуске. Про подготовку таких головок мы не раз писали в прошлых отчётах, по-этому повторяться не станем. При этом распредвал мы ставим низовой - с небольшим подъемом и узкой фазой. Для данного мотора этого вала будет вполне достаточно, тем более, что доработанная головка значительно добавит мощности на высоких оборотах.
Мотор собираем на металлической прокладке.

Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)

Сборка привода ГРМ тоже стандартна - натяжитель меняем на АНЦ "Пилот", ставим и регулируем разрезную звёздочку, регулируем зазоры (до регулировки звезды, разумеется).
Впускной коллектор подвергается полной переделке. Убирается и глушится система рециркуляции выхлопных газов, глушится подогрев коллектора, растачиваются и совмещаются каналы.
На выпускном коллекторе так же глушится отверстие отвода выхлопных газов.
Карбюратор дорабатываем - был Солекс 24х24 мм, превратился в Солекс с диффузорами 26х27 мм.

Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)

После сборки и упаковки двигателя, он готов к отправке заказчику. Снятых деталей набралось еще на коробку.

Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)
Тюнинг нового двигателя ВАЗ 2130 ("Надежда" 1.8 л)

Данный двигатель будет установлен на обычную заднеприводную "классику". Стоит отметить, что данный способ (с покупкой нового двигателя) - наиболее простой и дешевый вариант увеличения объема для классики, именно его стоит предпочесть, нежели бегать за деталями по отдельности, как делали мы, собирая движок на Ниву для Иркутска. Купить готовый мотор и доработать его - заметно дешевле и быстрее, чем собирать по частям, покупая отдельные детали на рынке или в магазинах.


Статья написана: 29 января 2014 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.






Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.