Ремонт двигателя Renault Logan 1.4

Задумал недавно сосед по работе продавать Рено Логан с двигателем 1.4, пробег 88 тысяч километров. Машина стояла в гараже и не ездила. И вот, марафет наведен, объявление о продаже подано, потянулись покупатели. Их было немного, но последние были настроены решительно, приехали с другого региона. Для показа сосед выгнал Логан на улицу, открыл капот, завёл двигатель. "Покупаны" осмотр кузова начали с кормы, передвигаясь к передку машины. Ребята торопились, состояние их устраивало, подходя к капоту они заявили соседу, что берут машину. На этих словах из мотора раздался громкий металлический стук...
Сосед прибежал ко мне, с просьбой посмотреть двигатель. Осмотр ничего утешительного не выявил - стук либо от шатуна, либо от распредвала в постели! Покупатели переглянулись, поулыбались и уехали. Сосед был расстроен - сорвалась выгодная сделка. Все были в недоумении - за Логаном прочно держится реноме надёжной машины, таксисты наматывают сотни и сотни тысяч без каких-либо ремонтов двигателя. А здесь пробег всего-то 88 тысяч. Случай весьма загадочный. По закону подлости соседу как назло посыпались звонки от покупателей, желавших осмотреть машину. Сосед отбрехался, что уехал в командировку, и машину загнал на подъемник в Мастерскую K-POWER.

Ремонт двигателя Renault Logan 1.4

После муторного и эпически-долгого ремонта двигателя Форда С-Макса, было даже интересно повозиться с простеньким Логаном. Когда еще представится возможность оценить и осмотреть вблизи столь популярный бюджетник? Данная машина была 2006 года выпуска, без кондиционера, с ГУРом. Бюджетный Логан в бюджетной комплектации...

Для начала осмотрим машину снизу. Тотальная экономия - главный идол этой машины. При разработке посчитан каждый евроцент, всё лишнее нещадно удалено во благо экономии. Весь выхлоп от коллектора до конечной трубы - цельносваренный. Рычаги с заделанными намертво шаровыми опорами (экономия на производстве и доп.заработок на продаже запчастей для производителя!). Конструкция кулисы выбора передач под полом убила наповал - такую дешевку я вижу впервые. Кронштейн задней балки с висящим в воздухе отверстием крепления уже обсосали все журналисты в статьях об Альмере. Здесь то же самое, и еще бросается в глаза сайлентблок, неестественно развёрнутый относительно рычага балки. Не из-за этого ли резина сайлентблока уже вся в трещинах?

Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4

Мотор Логана объемом 1.4 (8 клапанник) - невообразимая помесь какого-то древнючего как фекалия мамонта карбюраторного двигателя с инжекторными компонентами. Улётный корпус воздушного фильтра а-ля "карбюраторная кастрюля" скрывает под собой дроссельную заслонку, над которой от смеха автор чуть не упал под стул. Заслонка (с мех.приводом от тросика) прикручивается к впускному коллектору всего одной скобой с одним саморезом и похожа на дудку мегафона.
Наивно полагать, что боковая опора тут будет с гидроподушкой, как у Форда. Обычный кусок резины.

Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4

Особой толщины в металле лонжерона не наблюдается. Всё очень похоже на "китайские аутомобиле", разве что чуть-чуть лучше качеством. Все болты - с прессшайбами, отдельных шайб или гроверов вы не найдете, всё упрощено ради экономии. Шайбы стоят разве что под болтами ГБЦ, где без них обойтись сложно. Привод ГРМ простенький, но что понравилось - помпа вынесена на противоположную от натяжного ролика сторону ремня и одновременно исполняет роль обводного ролика. Выпускной коллектор явно от карбюраторно прародителя, прокладка к ГБЦ толщиной всего в 1 лист... Катализатор вварен в выпускной тракт уже под днищем автомобиля. Впускной коллектор довольно легко снимается. Вообще, мотор простенький и доступ к узлам в целом хороший, кроме корпуса насоса ГУРа - передние болты его крепления откручиваются сквозь дырки в корпусе его собственного шкива. В процессе разборки двигателя в голове крутится пошлая поговорочка - "месье французы знают толк в извращениях".

Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4

После удаления всех навесных агрегатов, пора снимать клапанную крышку. Под ней - привет середины-конца XX-го века - распредвал с коромыслами! Никаких гидриков тут нет и регулировка зазора производится контрагайками на коромыслах.
Но мотор не так прост, как кажется. Для выставления коленвала в ВМТ опять нужен болт-фиксатор, вкручиваемый через отверстие в блоке. Сосед торопит - ему нужна максимальная экономия, ведь машину нужно продать с прибылью. На любую замену расходников наложен "запрет хозяина" - нужно только устранить причину стука, всё остальное менять нельзя. Ремень ГРМ еще в хорошем состоянии, по-этому поступим проще - нанесём на шкивах и ремнях метки, относительно которых осуществим сборку ГРМ после ремонта двигателя, дабы не тратить время на изготовление болта-фиксатора. Благо в конструкции двигателя все шкивы сидят на шпонках и их положение относительно коленвала и распредвала останется неизменным.

Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4

В ходе осмотра элементов коромысла, обнаруживаю износ на первой шейке распредвала. Она немного выходит из опоры и видно, насколько сильно её поело. При шатании распредвала за шкив, вал заметно люфтит в постели. Рядом с клапаном нахожу кучу какого-то мусора.

Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4

Приглашаю соседа на осмотр. Ковыряние отвёрткой в этой кучке обнаруживает довольно большую глубину этой кучки. Видя это, сосед меняется в лице и произносит - "это абразив с точильного камня, на моей работе, вот даже медные опилки видны, там токаря точат бронзовые втулки рядом, кто-то насыпал абразив в двигатель, пока машина стояла на территории фирмы". И действительно, маслозаливная горловина находится точно над этим самым местом с залежами мусора.
После снятия ГБЦ вердикт неутешительный - весь распредвал сожрало абразивом, вместе с постелью в ГБЦ. Сосед ходит мрачнее тучи - "ни с кем не ругался на работе, ну что за люди у нас?!". Но это сейчас не важно, главное для хозяина - отремонтировать двигатель за наименьшие деньги.

Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4

Понятно, что абразив ходил по всей системе и убил коленвал. Нужно снимать блок цилиндров и разбирать его. Снять блок на Логане без коробки можно, но очень неудобно. Огромный поддон упирается в подрамник, а ширины отсека просто не хватает для вывода маховика со сцеплением из коробки. Плюс, любители извращений - месье французы, вкрутили в блок две длинные шпильки, которые проходят сквозь картер КПП, и затем затягиваются гайками. В остальном блок прикручивается к коробке короткими болтами. Заставить бы инженера, кто это спроектировал, разобрать своё поделие своими руками... Возможно, по технологии Рено здесь нужно снять силовой агрегат в сборе с коробкой и демонтажом подрамника, но зачем делать лишнюю работу и платить за это лишние деньги? Русские французов уже побеждали, победили и на этот раз - вредная шпилька была выкручена шпильковёртом из блока, после чего блок цилиндров удалось вывести из картера КПП и достать из моторного отсека без демонтажа коробки!
Положение маховика относительно коленвала не лишне будет пометить, поскольку на маховике две зубчатки - одна для стартера, другая для датчика положения коленвала, который французы прикрепили над лючком в картере КПП (и не стесняются ведь таких решений!). Впрочем, отверстия крепления маховика в коленвале несимметричны и поставить маховик в неправильном положении не получится. И на этом спасибо французам. Сцепление уже на пределе, оно небольшое по диаметру и пружинки демпферные в ведомом диске давно устали, а накладки износились. Но менять сцепу нам тоже запретили.
Еще из интересненького - счёт цилиндров у французов идёт не от привода ГРМ, как принято на Руси и в других просвещенных странах, а от маховика и сцепления. Т.е. там, где у нас 1 поршень, у них - 4-й. Ну не девиация ли?! Дабы не перепутаться с разборкой и сборкой, не лишнем будет отметить белым маркером счёт поршней и их ориентацию по человечьи - на привод ГРМ. Провода с катушки так же подключаются к свечам - счёт идёт наоборот...
Сняли поддон, а там - море разливанное из абразива...

Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4

Под поддоном - велосипед. Ну, в смысле, цепь почти как на велосипеде, только велик-то - французский и цепь крутит маслонасос. Но, в отличие от Форда, французы уверенно отсекли всё "лишнее" - на цепи нет ни успокоителя, ни натяжителя. Браво, французы! Экономия - ваш бог! Почему еще на ремне ГРМ у вас есть натяжитель, убрали бы и его тоже!
Вкладыши и коленвал в плачевном состоянии. Стучал шатун 1-го цилиндра, там вкладыш и шейку уже порядком размолотило. Остальные шейки тоже изношены.

Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4

Компоновка блока цилиндров живо напоминает ВАЗовскую классику. Такое же расположение маслонасоса, такая же архитектура блока. Как я уже писал выше - мотор явный "привет" из карбюраторной эпохи. Разумеется, маслофорсунками охлаждения поршней здесь и не пахнет. Шатуны и поршни тоже ничего интересного из себя не представляют, пальцы бюджетненько запрессованы в шатуны. Но блок массивный - неужели французы нашли халявный чугун или отливают его где-нибудь в Африке?

Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4

Вызвали соседа, кумекать над дальнейшими действиями. Ремонт постели распредвала выходил почти в 7-8 тысяч рублей - нужно было расточить и завтулить все 5 опорных шеек в ГБЦ, прошлифовать шейки распредвала. Шлифовка коленвала выходила в 2400 рублей. С вкладышами на этот двигатель - проблема (казалось бы, мотор очень распространенный и нет вкладышей?!!). Шатунные вкладыши есть двух ремонтов 0.25 и 0.5 мм, комплект стоит порядка 800 рублей. А вот с коренными - засада. Здесь они без замков и по каталогам не получилось что-либо найти. Но в одном местном магазинчике по Логанам обрадовали - есть 0.25 ремонтные вкладыши без замков, по цене 1400 руб.
Ну и плюс работа за переборку и т.п. Сосед стал еще мрачнее, подсчитывая свои убытки на продаже Логана. Притормозив процесс ремонта, он бросился шурудить Авито, в поисках б\у узлов. В результате, он купил с аварийных машин следующее:
1) Головку в сборе с распредвалом, но с гнутыми впускными клапанами. Цена головки - 5000 руб
2) Блок цилиндров в сборе с поршнями, коленвалом и маховиком, но без поддона - он разлетелся вдребезги при аварии. Цена блока - 5000 руб.
Итак, предстояло собрать франкенштейна из остатков от трёх аварийных двигателей.

Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4

Но всё было не так просто. Мотор Логана 1.4 на протяжении многих лет его выпуска постоянно модернизировался. На головке с гнутыми клапанами обнаружилась ось с роликами на коромыслах. На старом моторе рокера были простыми, с пятками, без роликов. Распредвалы так же отличались - немного другим подъемом кулачков и под ролики ширина кулачков была уже.
Кронштейны и прокладки так же отличались по внешнему виду.

Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4

Обе головки были разобраны и из их запчастей собрана одна. Гнутые клапана и деформированные пружины клапанов заменили на целые запчасти от поеденной абразивом головки. Кронштейны и все остальные детали так же установили от старой головы.
Распредвал и ось коромысел с роликами поставили от новой головки. Шкив распредвала поставили старый, с нашими метками.
Единственный плюс этой головки - втулки клапанов латунные и практически не изнашиваются. Удивительно, как это французы на втулках не сэкономили!

Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4

Блок цилиндров с разбитым поддоном помыли от пыли и грязи, целый поддон от старого двигателя отмыли от абразива и поставили на новый блок. Пришлось так же заменить переднюю крышку и малый шкив ГРМ - они были другой формы.
Помпа так же отличалась по внешнему виду и конструктиву, её заменили на старую, от прежнего двигателя, благо сами блоки цилиндров не имеют отличий.
В остальном - диаметр и внешний вид поршней - всё одинаково. Разбирать "контрактный блок" не стали, продавец клятвенно уверил соседа, что он в идеальнейшем состоянии. Даже масляный фильтр был еще новым, его поменяли аккурат до аварии.
На втором фото - куча запчастей, оставшихся после сборки франкенштейна.

Ремонт двигателя Renault Logan 1.4
Ремонт двигателя Renault Logan 1.4

Процесс сборки ничем не интересен и его пропустим в нашем фотоотчёте. Зазоры клапанов были отрегулированы, процесс несложный. Залили новое масло, выставили привод ГРМ по старым меткам и запустили мотор.
Движок Рено Логан заработал как ни в чём не бывало, как будто и не было всей истории с львиной порцией абразива, насыпанной каким-то редиской через маслозаливную горловину. Разумеется, все стуки пропали.

Соседу ремонт обошёлся в 20 тысяч (10 на "контрактные" запчасти, 10 за работу), мотор был разобран и собран за 3 дня. Машина была продана через полтора часа после запуска двигателя.

 

 

Статья написана: 13 ноября 2014 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.