Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)

Постоянный клиент, Дмитрий, которому мы готовили доработанную головку блока цилиндров на автомобиль ВАЗ 2110, привез на ремонт снятую головку двигателя Опель Вектра Б. Двигатель - X16XEL, 16-ти клапанный, 4 цилиндра, объем 1.6 литра. Пробег по прикидкам - более 200 тыс.км.

Показания к ремонту - перерасход масла, сильное масляное дымление при работе двигателя. После снятия головки осмотрели цилиндры - износа практически нет, хон остался.

Осматриваем головку. Камеры сгорания - в масляном нагаре, головка требует тщательной мойки.

Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)

Выпускные и впускные каналы покрыты коркой горевшего масла.

Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)

Распредвалы прикручиваются отдельными крышками-бугелями. Интересно, что колодцы толкателей вынесены за пределы прокладки клапанной крышки, что полностью исключает протечку масла в колодцы, как это часто бывает на головках 2112, особенно старого образца со вставными колодцами.
В целом головка оставляет приятное впечатление: качественное литье, аккуратная обработка. Головка куда компактнее и удобнее, чем у 2112.

Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)

Распредвалы - без каких-либо особенностей. Износа шеек и кулачков совершенно нет, валики хорошие. Гидротолкатели - фирмы INA.

Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)

Рассухариваем клапана. Диаметр стержней - всего 6 мм. Клапана легкие, форма тарелок вообще не требует какой-либо доводки по профилю.

Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)

Причина дымления и перерасхода масла обнаружена - маслосъемные колпачки превратились в камни, некоторые из них и вовсе соскочили с направляющих втулок и болтались на стержнях клапанов.

Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)

Мы проанализировали, в чем заключается причина такой ситуации с колпачками.
Изначально направляющие втулки клапанов на Опель Вектра Б установлены чугунные!! Нонсенс, чугунные направляющие на 16-ти клапанной голове. И других направляющих - не предусмотрено. Т.е. заказать можно только чугунные втулки.
Хорошо, осматриваем старые втулки и 1 шт новую втулку, заказанную как образец. Втулки очень простые, на буртике, где сидит маслосъемный колпачок, совершенно нет "замка" - проточки, которая бы удерживала колпачок от сползания со втулки. Такие случаи сползания колпачков бывают даже на ВАЗовских серийных двигателях.
У нашего Опеля колпачки со временем просто задубели и начали сползать со втулок.
Еще один недостаток втулок - они не имеют никакого стопора относительно своего гнезда, кроме натяга. Нет буртиков, нет стопорных колечек. Такие конструкции, конечно, применяются широко, в т.ч. и на отечественном двигателе 2112, но там втулки хотя бы латунные.
Подумали, посчитали стоимость комплекта новых чугунных втулок, и оказалось, что изготовить комплект бронзовых направляющих не намного дороже, чем заказать новые чугунные втулки.
Решено - делаем бронзовые направляющие на Опель! А здесь уже простор для творчества - куда шире. Можно не опасаться, что втулка даст трещину или сколется, т.к. бронза - пластичнее, чем чугун.
Для впускных втулок использовали бронзу БрАЖ, для выпускных - БРОФ. Отличия в материале видны на фотографии - верхний ряд втулок (впуск, БрАЖ) более темный и зеленоватый.
Для сравнения, на фотографии ниже показана серийная чугунная направляющая. Новые втулки мы сделали с упорным буртиком - он хорошо стопорит втулку, служит ограничителем при запрессовке втулки, ширина бурта позволяет без проблем провести запрессовку втулки (сравните тонкий "буртик" у новой заводской втулки). Буртик позволила сделать конструкция нижней опорной чашки пружины - она имеет чашеобразную форму и буртик просто прячется внутри тарелки, таким образом, общее положение колпачка и самой втулки относительно заводского варианта - не меняется совершенно. Буртик прячется под нижней чашкой пружины, а сама чашка так же, как и прежде, нормально ложится на плоскость головки.
Для предотвращения сползания колпачка со втулки, сделана проточка ("замок"), которая будет надежно удерживать колпачки, даже после значительного пробега.

Бронзовые направляющие для Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Бронзовые направляющие для Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Бронзовые направляющие для Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Бронзовые направляющие для Opel Vectra B (двигатель X16XEL)

Втулки запрессовали в головку. Клапана - в хорошем состоянии, тарелки очистили от нагара, фаски поправили на специальном станке, это вышло клиенту дешевле, чем заказывать комплект новых клапанов.

Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)

Головку отмыли с помощью специальной химии. Отчистили и вытравили всю грязь, весь шлам от масла, убрали угольные отложения от масла из каналов и камер сгорания. Головка - как новая! Процедура такой "химической" мойки - недешевое удовольствие, но результат того стоит.
Фаски седел обработали на импортном станке "MIRA" (профессионалы знают, как это важно).
На фотографиях далее можно увидеть нижние опорные чашки пружин - они сделаны в виде блюдца, что позволило спрятать под ними бурты бронзовых направляющих втулок. Почему на Опеле так не сделали, сэкономили на спичках и поставили чугунные втулки?
Маслосъемные колпачки - GOETZE (такие стояли с завода).
Прилегающую плоскость отфрезеровали на 0,1 мм.

Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)

Гидротолкатели поставили новые, из относительно бюджетного неоригинала. Сальники распредвалов тоже новые. Уголки крайних бугелей с сальниками - "приклеиваются" на специальном анаэробном герметике Loctite.
Бугеля может перепутать только невнимательный механик, они пронумерованы лазерным способом, и устанавливаются в строгом порядке. Хотя, наверное, не зря на АвтоВАЗе для головки 2112 сделали не бугеля, а монолитную "плиту" - учитывали культуру сборки "российских" СТО...

Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)
Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)

В целом, работа с опелевской головкой оставила приятное впечатление (с качественным изделием всегда приятно работать), но бронзовые втулки ставить всё же необходимо, что-бы избежать возможных подводных камней, связанных с установкой чугунных втулок.
Мы выполнили полноценный ремонт головки, тюнинг же заключался в том, что были изготовлены и установлены оригинальные бронзовые направляющие клапанов.

Ремонт и тюнинг ГБЦ Opel Vectra B (двигатель X16XEL)

 

Статья написана: 31 октября 2009 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.