Постоянный клиент, Дмитрий, которому мы готовили
доработанную головку блока цилиндров на автомобиль ВАЗ 2110, привез на ремонт
снятую головку двигателя Опель Вектра Б. Двигатель - X16XEL,
16-ти клапанный, 4 цилиндра, объем 1.6 литра. Пробег по прикидкам
- более 200 тыс.км.
Показания к ремонту - перерасход масла, сильное масляное дымление при работе
двигателя. После снятия головки осмотрели цилиндры - износа практически нет, хон
остался.
Осматриваем головку. Камеры сгорания - в масляном нагаре, головка требует тщательной
мойки.
Выпускные и впускные каналы покрыты коркой горевшего масла.
Распредвалы прикручиваются отдельными крышками-бугелями. Интересно, что колодцы
толкателей вынесены за пределы прокладки клапанной крышки, что полностью исключает
протечку масла в колодцы, как это часто бывает на головках 2112, особенно старого
образца со вставными колодцами.
В целом головка оставляет приятное впечатление: качественное литье, аккуратная
обработка. Головка куда компактнее и удобнее, чем у 2112.
Распредвалы - без каких-либо особенностей. Износа шеек и кулачков совершенно
нет, валики хорошие. Гидротолкатели - фирмы INA.
Рассухариваем клапана. Диаметр стержней - всего 6 мм. Клапана
легкие, форма тарелок вообще не требует какой-либо доводки по профилю.
Причина дымления и перерасхода масла обнаружена - маслосъемные колпачки превратились
в камни, некоторые из них и вовсе соскочили с направляющих втулок и болтались
на стержнях клапанов.
Мы проанализировали, в чем заключается причина такой ситуации с колпачками.
Изначально направляющие втулки клапанов на Опель Вектра Б установлены чугунные!!
Нонсенс, чугунные направляющие на 16-ти клапанной голове. И других направляющих
- не предусмотрено. Т.е. заказать можно только чугунные втулки.
Хорошо, осматриваем старые втулки и 1 шт новую втулку, заказанную как образец.
Втулки очень простые, на буртике, где сидит маслосъемный колпачок, совершенно
нет "замка" - проточки, которая бы удерживала колпачок от сползания
со втулки. Такие случаи сползания колпачков бывают даже на ВАЗовских серийных
двигателях.
У нашего Опеля колпачки со временем просто задубели и начали сползать со втулок.
Еще один недостаток втулок - они не имеют никакого стопора относительно своего
гнезда, кроме натяга. Нет буртиков, нет стопорных колечек. Такие конструкции,
конечно, применяются широко, в т.ч. и на отечественном двигателе 2112, но там
втулки хотя бы латунные.
Подумали, посчитали стоимость комплекта новых чугунных втулок, и оказалось, что
изготовить комплект бронзовых направляющих не намного дороже, чем заказать новые
чугунные втулки.
Решено - делаем бронзовые направляющие на Опель! А здесь уже
простор для творчества - куда шире. Можно не опасаться, что втулка даст трещину
или сколется, т.к. бронза - пластичнее, чем чугун.
Для впускных втулок использовали бронзу БрАЖ, для выпускных -
БРОФ. Отличия в материале видны на фотографии - верхний ряд втулок
(впуск, БрАЖ) более темный и зеленоватый.
Для сравнения, на фотографии ниже показана серийная чугунная направляющая. Новые
втулки мы сделали с упорным буртиком - он хорошо стопорит втулку, служит ограничителем
при запрессовке втулки, ширина бурта позволяет без проблем провести запрессовку
втулки (сравните тонкий "буртик" у новой заводской втулки). Буртик позволила
сделать конструкция нижней опорной чашки пружины - она имеет чашеобразную форму
и буртик просто прячется внутри тарелки, таким образом, общее положение колпачка
и самой втулки относительно заводского варианта - не меняется совершенно.
Буртик прячется под нижней чашкой пружины, а сама чашка так же, как и прежде,
нормально ложится на плоскость головки.
Для предотвращения сползания колпачка со втулки, сделана проточка ("замок"),
которая будет надежно удерживать колпачки, даже после значительного пробега.
Втулки запрессовали в головку. Клапана - в хорошем состоянии, тарелки очистили
от нагара, фаски поправили на специальном станке, это вышло клиенту дешевле, чем
заказывать комплект новых клапанов.
Головку отмыли с помощью специальной химии. Отчистили и вытравили всю грязь,
весь шлам от масла, убрали угольные отложения от масла из каналов и камер сгорания.
Головка - как новая! Процедура такой "химической" мойки - недешевое
удовольствие, но результат того стоит.
Фаски седел обработали на импортном станке "MIRA" (профессионалы
знают, как это важно).
На фотографиях далее можно увидеть нижние опорные чашки пружин - они сделаны в
виде блюдца, что позволило спрятать под ними бурты бронзовых направляющих втулок.
Почему на Опеле так не сделали, сэкономили на спичках и поставили чугунные втулки?
Маслосъемные колпачки - GOETZE (такие стояли с завода).
Прилегающую плоскость отфрезеровали на 0,1 мм.
Гидротолкатели поставили новые, из относительно бюджетного неоригинала. Сальники
распредвалов тоже новые. Уголки крайних бугелей с сальниками - "приклеиваются"
на специальном анаэробном герметике Loctite.
Бугеля может перепутать только невнимательный механик, они пронумерованы лазерным
способом, и устанавливаются в строгом порядке. Хотя, наверное, не зря на АвтоВАЗе
для головки 2112 сделали не бугеля, а монолитную "плиту" - учитывали
культуру сборки "российских" СТО...
В целом, работа с опелевской головкой оставила приятное впечатление (с качественным
изделием всегда приятно работать), но бронзовые втулки ставить всё же необходимо,
что-бы избежать возможных подводных камней, связанных с установкой чугунных втулок.
Мы выполнили полноценный ремонт головки, тюнинг же заключался в том, что были
изготовлены и установлены оригинальные бронзовые направляющие клапанов.
Статья написана: 31 октября 2009 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка
статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов,
равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних
сайтах.
|