ВАЗ 2109 (1.5) - Нуждин 11.4 и результат - 132 л.с.

Публикуем очередную интересную работу с применением распредвала Нуждин 11.4 (фаза впуска 284 градуса).

Автомобиль клиента - ВАЗ 2109, из города Краснотурьинск, Свердловской области. Объем двигателя - 1.5 литра. Движок - карбюраторный.

До приезда к нам, клиент пробовал роторно-поршневой двигатель, который приобрел в Москве. Установка такого двигателя была сопряжена с большим количеством проблем. После огромного кол-ва потраченного времени и денег на двигатель Ванкеля, оказалось, что одна секция двигателя фактически не работает (компрессии нет). Двигатель был положен "на полку".

После экспериментов с РПД, клиент решил попробовать доработать родной 4-х цилиндровый двигатель. Объем остался без изменений, полтора литра, но блок клиент расточил под кованные поршни-таблетки (Тольятти), шатуны поставил от Приоры, длиной 133 мм. Поршневые кольца - тонкие. В результате чего поршневая группа значительно облегчилась и улучшилось RS-соотношение (длина шатуна, деленная на ход шатунной шейки). Затем этот блок был временно накрыт серийной 21083 головкой.

Учитывая прошлый опыт работы с карбовыми полторашками, выйти по мощности более чем за 115 л.с. представлялось весьма затруднительно. Но то были моторы с тяжелой поршневой, а здесь стоял крутильный низ. Клиент желал получить не менее 120-130 л.с. - мы крайне скептически отнеслись к такому запросу.

Примерно была обрисована концепция тюнинга двигателя:

- Блок цилиндров остается без изменения, с приоровскими шатунами и кованными поршнями
- Выхлоп ставим свободный - паук 4-2-1 из нержавейки и прямоточный резонатор. Поскольку мы, как и клиент, не сторонники громких прямотоков и стараемся не досаждать окружающим громким выхлопом, глушитель должен остаться серийным, т.е. выхлоп остаётся тихим.
- Головку дорабатываем по полной программе, ставим жесткие пружины клапанов и большие клапана 39х34 мм.
- Распредвал выбрали Нуждин 11.4 с фазой 284 градусов - у него весьма интересный профиль с двумя горбинами по стороне открытия и закрытия.
- Карбюратор решили доработать по схеме, опробованной на Оке и сделать Солекс 22х27 мм. Обычно делают Солекс 24х26, но о причинах такого решения расскажем далее.

Посмотрим несколько кадров после снятия стандартной головки. Прокладку под ГБЦ положили стальную, от Приоры.

ВАЗ 2109 (1.5) - Нуждин 11.4 и результат - 132 л.с.
ВАЗ 2109 (1.5) - Нуждин 11.4 и результат - 132 л.с.
ВАЗ 2109 (1.5) - Нуждин 11.4 и результат - 132 л.с.
ВАЗ 2109 (1.5) - Нуждин 11.4 и результат - 132 л.с.

Впускной коллектор расточили и отшлифовали, подогнав и совместив каналы под увеличенные отверстия впускных каналов в ГБЦ:

ВАЗ 2109 (1.5) - Нуждин 11.4 и результат - 132 л.с.

Перечень доработок по головке блока цилиндров:

Распредвал 2110 Нуждин 11.4 мощностной (284 град)
Доработанные каналы, впуск 34 мм, выпуск 31 мм.
Доработанные камеры сгорания
Дюралевые тарелки пружин K-POWER (роспуск пружин 3 мм)
Жесткие одинарные пружины клапанов Германия
Импортные сухари клапанов
Замена седел на увеличенные (жаростойкая сталь, 11% хром)
Клапана увеличенные 39х34 мм
Втулки направляющие - бронзовые (импортная заготовка)
Принудительная смазка толкателей клапанов
Регулировочные шайбы доработаны по RS-технологии
Металлическая прокладка ГБЦ
Завтуливание масляного канала

Посмотрим на головку (фото распредвала дублировать не буду, они есть в статье про валы Нуждина)

ВАЗ 2109 (1.5) - Нуждин 11.4 и результат - 132 л.с.
ВАЗ 2109 (1.5) - Нуждин 11.4 и результат - 132 л.с.
ВАЗ 2109 (1.5) - Нуждин 11.4 и результат - 132 л.с.
ВАЗ 2109 (1.5) - Нуждин 11.4 и результат - 132 л.с.
ВАЗ 2109 (1.5) - Нуждин 11.4 и результат - 132 л.с.
ВАЗ 2109 (1.5) - Нуждин 11.4 и результат - 132 л.с.
ВАЗ 2109 (1.5) - Нуждин 11.4 и результат - 132 л.с.
ВАЗ 2109 (1.5) - Нуждин 11.4 и результат - 132 л.с.
ВАЗ 2109 (1.5) - Нуждин 11.4 и результат - 132 л.с.
ВАЗ 2109 (1.5) - Нуждин 11.4 и результат - 132 л.с.
ВАЗ 2109 (1.5) - Нуждин 11.4 и результат - 132 л.с.
ВАЗ 2109 (1.5) - Нуждин 11.4 и результат - 132 л.с.

Кстати говоря, благодаря установленному датчику давления масла, мы убедились, что доработка системы смазки колодцев толкателей практически не вызывает падения давления в магистрали.

Выхлоп мы установили следующей конфигурации: паук из нержавейки 4-2-1 (пришлось более двух часов мучиться с переделкой шлангов подачи тосола в печку - они задевали за штаны, в результате чего могли запросто сгореть), так же поставили прямоточный резонатор с гофрой-виброкомпенсатором.
Паук сварен неплохо, но приходится зачищать сварные швы, иначе не посадить шайбу под гайку. Бурты некоторых шайб так же приходится подрезать. Путем подрезки и укорачивания удалось установить металлический патрубок подогрева воздуха.

Паук 4-2-1 из нержавейки
Прямоточный резонатор для девятки
Прямоточный резонатор для девятки
Прямоточный резонатор для девятки
Прямоточный резонатор для девятки
Прямоточный резонатор для девятки
Прямоточный резонатор для девятки
Прямоточный резонатор для девятки

Карбюратор доработали не совсем по традиционной схеме. Диффузоры Солекса расточили по схеме 22х27 мм. На 1.5 объеме первая камера с объемом более 23-24 мм некорректно работает - появляются трудноустранимые провалы. Таким образом, получился карбюратор с экономичной и тяговитой первой камерой, и второй камерой - мощностной.

Перейдем к сравнению графиков ВСХ.

Первый график - стандартный карбюраторный двигатель 2110 с объемом 1.5 литра, из нашего прошлого отчета. Напомню, что там мощность была зафиксирована на уровне 81 л.с. на 5400 об, кр.момент - 13,6 кг на 3800 об.

Замер ВСХ

Теперь посмотрим график серийного двигателя 21083 со стандартной головкой, и серийным карбюратором. Установлены легкие шатуны от Приоры с длиной 133 мм, и облегченные кованные поршни на тонких кольцах. Мощность двигателя 88 л.с. при 4900 об, крутящий момент 14.5 кг при 3100 об.

Замер ВСХ

Сравним оба предыдущих графика - серийная полторашка и такой же двигатель, но с облегченной ШПГ. Очевидно, что облегчение ШПГ положительно сказалось на тягово-мощностных показателях двигателя. И это безо всякой доработки головки и карбюратора, с серийными впуском и выхлопом. Двигатель равномерно прибавил 1-1.4 килограмма момента во всём диапазоне до 6000 об, прибавка по мощности +7.7 л.с. на 4000 об и +7.4 л.с. на 5000 об. До 2000 об результаты скромнее, но хотя бы нет потерь, и то хорошо.

Замер ВСХ

А теперь посмотрим итоговый график 1500 кубового мотора, с облегченной ШПГ, кованными поршнями и доработанной ГБЦ с валом Нуждин 11.4, на жестких пружинах и карбюратором Солекс 22х27, с выхлопом 4-2-1 и прямоточным резонатором.
График просто чудесный - с полутора литров получили 132 л.с. при 7200 об, и крутящий момент 14.9 кг при 4100 об. Мотор показывает длинную полку момента с 3500 до 6500-7000 об. Мощность не затухает после 6000-6500 об, как часто бывает, а продолжает тянуться дальше - реальный потенциал двигателя по оборотам - до 8000-9000 об!! Однако, клиент в категоричной форме отказался снимать график выше 7200 об, опасаясь за шатуны. Учитывая, что график мощности в диапазоне с 7000 до 7500 уже не растет, конечная мощность двигателя лежит в диапазоне 130-135 л.с.
В диапазоне оборотов до 3000 крутящий момент невелик, 10.5 кг, но этого достаточно, что-бы нормально тронуться с места и передвигаться в неспешном ритме.

Замер ВСХ

А теперь сравним все три графика в одном. Прибавка на 6000 об относительно варианта с серийным ДВС и облегченной ШПГ составила +40.9 л.с. и +4.9 кг момента! На малых оборотах до 3000 об теряем до 1.3-1.7 кг момента тяги. Это неизбежная плата за высокую мощность.

Замер ВСХ

В заключении хочется сказать, что это наиболее удачный и мощный восьмиклапанник с объемом 1.5 литра. Здесь всё сложилось так гармонично и удачно, весь ансамбль доработок и запчастей так успешно сыграл, что на выходе получили достойно мощный для такого объема двигатель, с диапазоном оборотов до 8000, не уступающий многим 16-ти клапанникам. Мощность 132 л.с. на объеме 1.5 литра без наддува, без 4-х дроссельного впрыска, без горизонтальных карбюраторов - является важной вехой в деле совершенствования и дальнейшего улучшения наших результатов.
Всё это - результат долгих лет упорного труда, постоянного поиска и нахождения оптимальных решений и новых скрытых резервов для доработки и улучшения. Это трудное искусство, но оно нам по душе и оно нам нравится.


Статья написана: 12 февраля 2012 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.