Калина 1.8 Воткинск - сборка и балансировка кита "Суперавто"

Автомобиль (Калина универсал) Сергея из г.Воткинск нам уже знаком. В 2015 году он приезжал на установку валов СТИ 3.1 и отписку программы на е-газе. Почитать тот отчёт можно по ссылке.

С появлением в продаже мотокомплектов Суперавто 1.8, Сергей решил увеличить объем двигателя и доверил сборку двигателя Мастерской K-POWER. Попутно Сергей попросил заменить валы СТИ 3.1 на валы СТИ 3, с той же фазой (284 градуса), но с увеличенным до 9.7 мм (СТИ заявляет 9.8 мм, но автором были замерены именно 9.7 мм) подъемом. Данные валы требуют доработки постели распредвалов. Бюджет был ограничен и клиент поначалу отказывался от балансировки коленвала, мотивируя это тем, что импортный коленвал (итальянский) хорош и без всяких балансировок. Насилу уговорили, ведь маховик и передний шкив - наши, отечественные!

Блок решили переточить на первый ремонтный размер 82.5 мм с использованием "литых" поршней СТИ (на поверку, такая же ковка, но по демпинговым ценам). Мотивом для переточки было использование правильных колец и применение платохонингования цилиндров. Тем более, не хотелось играть в рулетку - угадаем мы с группой стандартных цилиндров и поршней из мотокомплекта, или нет.

От прошлого отчёта есть некоторые изменения - Сергей поставил ресивер Прокар вместо M-Power. Снимать графики ВСХ клиент не захотел - экономия средств. Но, всё же есть о чём написать и без графиков!

Центровка шатуна из комплекта Суперавто осуществляется по шейкам коленвала, используется стандартный широкий шатунный вкладыш 2101 (автору это очень понравилось). Сам шатун штифтованный (а не с колотым разъемом, как на Приоре), болты шатуна выходят к вкладышу, так разработчики пытались вписать коленвал с ходом 84 в стандартную отливку блока цилиндров 1.6, без выборки металла на стенках (в условиях мелкосерийной сборки двигателей это нереально делать на конвейере). Напоминаю, в данной работе мы используем поршни СТИ, разработанные для ремонта обычного двигателя Приоры 1.6, т.н. безвтыковые. Диаметр пальца - 18 мм, под шатун Суперавто они подходят прекрасно. Т.к. шатун укороченный, 129 мм длиною, можно использовать и обычные литые поршни СТК без смещения пальца (как для ремонта обычной Приоры), но с контролем (и коррекцией, при необходимости) степени сжатия.

Калина 1.8 Воткинск - сборка и балансировка кита "Суперавто"
Калина 1.8 Воткинск - сборка и балансировка кита "Суперавто"
Калина 1.8 Воткинск - сборка и балансировка кита "Суперавто"
Калина 1.8 Воткинск - сборка и балансировка кита "Суперавто"

В интернете усердно культивируется миф о том, что коленвал имеет идеальную балансировку и ничего делать не надо - собирай и едь. Мы отдали на балансировку два итальянских коленвала с маховиками, корзинами сцепления и передними шкивами. Кроме двигателя на машину Сергея мы одновременно собирали второй мотор для ижевчанина (отчёт будет ориентировочно в мае).
Вначале балансировку прошёл коленвал для ижевчанина и оказался он хорошим. Немного его улучшили (у автора более жёсткие допуски на дисбаланс) и перешли ко второму комплекту для Сергея (коленвал он покупал и привозил самостоятельно, для исключения ошибки перепутать детали, всё было промаркировано лично автором).
И тут-то балансировщик встрял. Второй коленвал Суперавто оказалось плохим, требовалось снимать металл в зоне шатунной шейки, а снимать там было нечего. В результате съем металла производился на соседнем противовесе, что значительно усложняло и замедляло балансировку. На втором фото ниже видно, сколько сверлений пришлось сделать, для выведения левой половины коленвала. На второй половине тоже не всё гладко - на последнем противовесе добавили сверлений. Как сказал станочник, "качество плавает, стабильности нет, ситуация похожа на индийские коленвалы - один хороший, второй плохой".
Для сравнения приведу фото отечественного заводского маховика, на котором при балансировке добавилась лишь одно неглубокое сверление.

Калина 1.8 Воткинск - сборка и балансировка кита "Суперавто"
Калина 1.8 Воткинск - сборка и балансировка кита "Суперавто"
Калина 1.8 Воткинск - сборка и балансировка кита "Суперавто"
Калина 1.8 Воткинск - сборка и балансировка кита "Суперавто"
Калина 1.8 Воткинск - сборка и балансировка кита "Суперавто"

Ниже привожу данные, полученные при балансировке коленвала Суперавто 1.8, переднего шкива и маховика с корзиной сцепления.
мм\с - виброскорость, дисбаланс (прочерки - данные не записаны)
D - дисбаланс (г\мм)

Коленвал передняя плоскость (до \\ после балансировки):
7.1 мм\с, 8 гр \\ 0.37 мм\с, 0.3 гр
D 510 \\ D 23 г\мм
Шкив передний :
(данные не записаны)

Коленвал задняя плоскость (до \\ после балансировки):
0.75 мм\с, 1.4 гр \\ 0.07 мм\с, 0.05 гр
D 90 \\ D 4 г\мм
Маховик :
2 мм\с, 1.7 гр \\ 0.1 мм\с, 0.2 гр
D 110 \\ D 10 г\мм
Корзина сцепления :
1.5 мм\с, 1.3 гр \\ 0.68 мм\с, 0.6 гр
D 90 \\ D 40 г\мм

Судя по таким показателям, балансировку коленвалов мотокомплекта Суперавто 1.8 требуется делать в обязательном порядке, если вы собираете качественный мотор, а не вибростенд на колёсах.

После балансировки блок был со спокойной совестью собран, поддон закрыт. Коленвал в новых вкладышах вращался легко. А вот шатуны вращаться не захотели... При пробной прокрутке руками, послышались хорошо знакомые "тук-тук" - так шатуны втыкались в блок цилиндров! Да что же такое, ведь комплект Суперавто "не требует доработки блока цилиндров"... Как и в случаях с двухлитровыми Нивами, заводское литьё блоков пляшет... Нам попался блок цилиндров с вогнутыми внутрь стенками. Шатун не просто касался стенок в двух местах, но буквально втыкался в них и требовал большой глубины выборки. Исплевавшись, разобрали блок дотла, вырезали мясо. После мойки и сборки, всё начало прокручиваться.
Буквально в тот же день собрали второй мотор 1.8 для ижевчанина - там шатуны проходили свободно!! Вот такие чудеса на виражах тюнинга.

Калина 1.8 Воткинск - сборка и балансировка кита "Суперавто"
Калина 1.8 Воткинск - сборка и балансировка кита "Суперавто"

С головкой было проще. Тут всё понятно и несложно - вырезаем мясо под кулачки, меняем колпачки, делаем кое-какие свои доработки, меняем валы на СТИ3. Стальные тарелки так же заменили на дюралевые с роспуском пружин. Делать портинг каналов клиент не захотел, ввиду нежелания терять крутящий момент на малых оборотах.

Попутно отметим помпу HEPU. За 20 тыс.км помпа превратилась в хлам, подшипник хрустит. Заменили на помпу ТЗА. Кстати, помпу HEPU автор больше никому не советует, из-за крайне неприятных последствий для двигателя (опыт применения - негативный). Ролики с двухрядными подшипниками и металлическим корпусом, которые клиент привозил на установку в прошлом году за 20 тыс.км пробега так же пришли в очень посредственное состояние (подшипники высохли). В общем - китайское хламьё.

Калина 1.8 Воткинск - сборка и балансировка кита "Суперавто"
Калина 1.8 Воткинск - сборка и балансировка кита "Суперавто"

Мотор собрали с Прокаром, завели. Помучались с бренчащим об коленвал щупом, доделали последние нюансы.

По вышеописанным причинам экономии средств графиками порадовать не смогу, но со слов чиповщика мотор едет с 3000 до 7000 об, график наполнения "сочный", воздуха двигатель взял около 400-410 кг. После отписки программы Сергей укатил в Воткинск.

Статья написана: 24 апреля 2015 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.