Автомобиль (Калина универсал) Сергея из г.Воткинск нам уже знаком. В 2015 году он приезжал на установку валов СТИ 3.1 и отписку программы на е-газе. Почитать тот отчёт можно по ссылке.
С появлением в продаже мотокомплектов Суперавто 1.8, Сергей решил увеличить объем двигателя и доверил сборку двигателя Мастерской K-POWER. Попутно Сергей попросил заменить валы СТИ 3.1 на валы СТИ 3, с той же фазой (284 градуса), но с увеличенным до 9.7 мм (СТИ заявляет 9.8 мм, но автором были замерены именно 9.7 мм) подъемом. Данные валы требуют доработки постели распредвалов. Бюджет был ограничен и клиент поначалу отказывался от балансировки коленвала, мотивируя это тем, что импортный коленвал (итальянский) хорош и без всяких балансировок. Насилу уговорили, ведь маховик и передний шкив - наши, отечественные!
Блок решили переточить на первый ремонтный размер 82.5 мм с использованием "литых" поршней СТИ (на поверку, такая же ковка, но по демпинговым ценам). Мотивом для переточки было использование правильных колец и применение платохонингования цилиндров. Тем более, не хотелось играть в рулетку - угадаем мы с группой стандартных цилиндров и поршней из мотокомплекта, или нет.
От прошлого отчёта есть некоторые изменения - Сергей поставил ресивер Прокар вместо M-Power. Снимать графики ВСХ клиент не захотел - экономия средств. Но, всё же есть о чём написать и без графиков!
Центровка шатуна из комплекта Суперавто осуществляется по шейкам коленвала, используется стандартный широкий шатунный вкладыш 2101 (автору это очень понравилось). Сам шатун штифтованный (а не с колотым разъемом, как на Приоре), болты шатуна выходят к вкладышу, так разработчики пытались вписать коленвал с ходом 84 в стандартную отливку блока цилиндров 1.6, без выборки металла на стенках (в условиях мелкосерийной сборки двигателей это нереально делать на конвейере). Напоминаю, в данной работе мы используем поршни СТИ, разработанные для ремонта обычного двигателя Приоры 1.6, т.н. безвтыковые. Диаметр пальца - 18 мм, под шатун Суперавто они подходят прекрасно. Т.к. шатун укороченный, 129 мм длиною, можно использовать и обычные литые поршни СТК без смещения пальца (как для ремонта обычной Приоры), но с контролем (и коррекцией, при необходимости) степени сжатия.
В интернете усердно культивируется миф о том, что коленвал имеет идеальную балансировку и ничего делать не надо - собирай и едь. Мы отдали на балансировку два итальянских коленвала с маховиками, корзинами сцепления и передними шкивами. Кроме двигателя на машину Сергея мы одновременно собирали второй мотор для ижевчанина (отчёт будет ориентировочно в мае).
Вначале балансировку прошёл коленвал для ижевчанина и оказался он хорошим. Немного его улучшили (у автора более жёсткие допуски на дисбаланс) и перешли ко второму комплекту для Сергея (коленвал он покупал и привозил самостоятельно, для исключения ошибки перепутать детали, всё было промаркировано лично автором).
И тут-то балансировщик встрял. Второй коленвал Суперавто оказалось плохим, требовалось снимать металл в зоне шатунной шейки, а снимать там было нечего. В результате съем металла производился на соседнем противовесе, что значительно усложняло и замедляло балансировку. На втором фото ниже видно, сколько сверлений пришлось сделать, для выведения левой половины коленвала. На второй половине тоже не всё гладко - на последнем противовесе добавили сверлений. Как сказал станочник, "качество плавает, стабильности нет, ситуация похожа на индийские коленвалы - один хороший, второй плохой".
Для сравнения приведу фото отечественного заводского маховика, на котором при балансировке добавилась лишь одно неглубокое сверление.
Ниже привожу данные, полученные при балансировке коленвала Суперавто 1.8, переднего шкива и маховика с корзиной сцепления.
мм\с - виброскорость, дисбаланс (прочерки - данные не записаны)
D - дисбаланс (г\мм)
Коленвал передняя плоскость (до \\ после балансировки):
7.1 мм\с, 8 гр \\ 0.37 мм\с, 0.3 гр
D 510 \\ D 23 г\мм
Шкив передний :
(данные не записаны)
Коленвал задняя плоскость (до \\ после балансировки):
0.75 мм\с, 1.4 гр \\ 0.07 мм\с, 0.05 гр
D 90 \\ D 4 г\мм
Маховик :
2 мм\с, 1.7 гр \\ 0.1 мм\с, 0.2 гр
D 110 \\ D 10 г\мм
Корзина сцепления :
1.5 мм\с, 1.3 гр \\ 0.68 мм\с, 0.6 гр
D 90 \\ D 40 г\мм
Судя по таким показателям, балансировку коленвалов мотокомплекта Суперавто 1.8 требуется делать в обязательном порядке, если вы собираете качественный мотор, а не вибростенд на колёсах.
После балансировки блок был со спокойной совестью собран, поддон закрыт. Коленвал в новых вкладышах вращался легко. А вот шатуны вращаться не захотели... При пробной прокрутке руками, послышались хорошо знакомые "тук-тук" - так шатуны втыкались в блок цилиндров! Да что же такое, ведь комплект Суперавто "не требует доработки блока цилиндров"... Как и в случаях с двухлитровыми Нивами, заводское литьё блоков пляшет... Нам попался блок цилиндров с вогнутыми внутрь стенками. Шатун не просто касался стенок в двух местах, но буквально втыкался в них и требовал большой глубины выборки. Исплевавшись, разобрали блок дотла, вырезали мясо. После мойки и сборки, всё начало прокручиваться.
Буквально в тот же день собрали второй мотор 1.8 для ижевчанина - там шатуны проходили свободно!! Вот такие чудеса на виражах тюнинга.
С головкой было проще. Тут всё понятно и несложно - вырезаем мясо под кулачки, меняем колпачки, делаем кое-какие свои доработки, меняем валы на СТИ3. Стальные тарелки так же заменили на дюралевые с роспуском пружин. Делать портинг каналов клиент не захотел, ввиду нежелания терять крутящий момент на малых оборотах.
Попутно отметим помпу HEPU. За 20 тыс.км помпа превратилась в хлам, подшипник хрустит. Заменили на помпу ТЗА. Кстати, помпу HEPU автор больше никому не советует, из-за крайне неприятных последствий для двигателя (опыт применения - негативный). Ролики с двухрядными подшипниками и металлическим корпусом, которые клиент привозил на установку в прошлом году за 20 тыс.км пробега так же пришли в очень посредственное состояние (подшипники высохли). В общем - китайское хламьё.
Мотор собрали с Прокаром, завели. Помучались с бренчащим об коленвал щупом, доделали последние нюансы.
По вышеописанным причинам экономии средств графиками порадовать не смогу, но со слов чиповщика мотор едет с 3000 до 7000 об, график наполнения "сочный", воздуха двигатель взял около 400-410 кг. После отписки программы Сергей укатил в Воткинск.
Статья написана: 24 апреля 2015 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка
статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов,
равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних
сайтах.
|