Богдан 1.7 (16v) - валы 8.7 и 130 сил на 80 коленвале + ВСХ

Очередной пациент на тюнинг двигателя - автомобиль Богдан из города Саранск. Изначально машина была оснащена 8-ми клапанником, но владелец собственноручно заменил двигатель на приоровский 16-ти клапанник, попутно заменив проводку и контроллер.

Нас же попросили произвести капремонт двигателя, дополнительно увеличив его объем и мощность. Для тех, кто не знает, Богдан - это десятка от украинцев, со стеклопластиковым кузовом-фургончиком. Машина - развозная лошадка на фирме в Саранске, и руководство хотело посмотреть, что мы сделаем с ВАЗовским мотором, т.к. на фирму собирались покупать в качестве служебного авто Ладу Весту, с дальнейшим прицелом на доработку двигателя уже Весты.
На Богдане так же стоит газовое оборудование 4-го поколение Digitronic. Его клиент настраивает сам, нам было нужно отписать бензиновую программу в коррекциях по углам, под дальнейшее применение газового топлива.

Клиент при замене двигателя самостоятельно установил поршни СТК безвтык. Но мотор с разборки был довольно "поношенным" и жор масла постиг двигатель довольно быстро. Да и гётцевские кольца тому способствовали. Обратите внимание на юбки поршней - они прошли около 40 тысяч километров и не изношены так сильно, как на давешней Калине, благодаря наличию форсунок охлаждения поршней маслом.

Богдан 1.7 (16v) - валы 8.7 и 130 сил на 80 коленвале + ВСХ
Богдан 1.7 (16v) - валы 8.7 и 130 сил на 80 коленвале + ВСХ

Мотор разобрали, блок расточили в ремонтный размер 83 мм и выполнили платохонингование под кованные поршни СТИ. Шатуны остались приоровскими, а коленвал заменили на индийский, с ходом шатунной шейки 80 мм. Объем двигателя увеличился до 1730 кубиков. Благодаря длинному шатуну, удалось сохранить RS-соотношение на хорошем значении.

Коленвал с маховиком, корзиной сцепления (клиент попросил установить Валео) и передними шкивами прошёл динамическую балансировку на стенде. Железо оказалось довольно неплохо отбалансировано на заводах.

Далее привожу данные, полученные при балансировке деталей
мм\с - виброскорость, дисбаланс ("-" нет данных)
D - дисбаланс (г\мм)

Коленвал передняя плоскость (до \\ после балансировки):
- мм\с, 2.5 гр \\ - мм\с, 0.2 гр
D 254 \\ D 13 г\мм
Шкив передний :
D 200 \\ D 10 г\мм

Коленвал задняя плоскость (до \\ после балансировки):
- мм\с, 3 гр \\ - мм\с, 0.1 гр
D 280 \\ D 10 г\мм
Маховик :
D 161 \\ D 5 г\мм
Корзина сцепления :
- мм\с, 2 гр \\ - мм\с, 0.1 гр
D 126 \\ D 6 г\мм

Часть работ по низу, направленные на снижение мех.потерь, автор оставит за кадром.

Богдан 1.7 (16v) - валы 8.7 и 130 сил на 80 коленвале + ВСХ
Богдан 1.7 (16v) - валы 8.7 и 130 сил на 80 коленвале + ВСХ
Богдан 1.7 (16v) - валы 8.7 и 130 сил на 80 коленвале + ВСХ
Богдан 1.7 (16v) - валы 8.7 и 130 сил на 80 коленвале + ВСХ
Богдан 1.7 (16v) - валы 8.7 и 130 сил на 80 коленвале + ВСХ
Богдан 1.7 (16v) - валы 8.7 и 130 сил на 80 коленвале + ВСХ
Богдан 1.7 (16v) - валы 8.7 и 130 сил на 80 коленвале + ВСХ

С головкой произвели типовые работы - замена колпачков, мойка. Валы Нуждин 8.7 с фазой 263 град установили на RS-толкатели. Обновили помпу и комплект ГРМ. Ресивер оставили заводской пластик, на выпуске поставили вставку-замену 4-1 катколлектора. Дроссель заменили на увеличенный - 52 мм.

Программу (контроллер М7.3) катали на дороге, углы зажигания выводили в отрицательные коррекции на бензине, что-бы контроллер имел запас на прибавку углов при работе на газовом топливе.

После отписки программы, сняли итоговый график с 1730-кубового двигателя.

пиковая мощность: 130 л.с. при 5100 об (красная линия),
пиковый крутящий момент: 19.0 кг при 4400 об (синяя линия).

Богдан 1.7 (16v) - валы 8.7 и 130 сил на 80 коленвале + ВСХ

Очень приятный ровный график - на дороге машина двигается так же ровно и напористо, без подхватов. Управляемость Богдана, с большим скворечником позади, конечно спорная и временами даже пугающая (антиблокировочная система с этим мотором машине бы очень пригодилась).

Объем двигателя однозначно здесь в пользу - заметно прибавляется кр.момент в зоне оборотов до 4000, но исчезает характерный приоровский подхват (кто-то скажет - "нет изюминки"). Очень хороши низы и середина. После 5000 об мотор начинает терять наполнение и скисает - не забываем, каналы в головке стандартные. Впрочем, для развозной машины со скворечником на корме этих 19 кг момента и 130 сил даже излишне много.

Сравним график с давешней Калиной 1.6 литра, наделавшей небольшой фурор - там на таких же овощных валах 8.7 и почти стоковом моторе были получены 137 сил. Прочитать отчёт и посмотреть графики Калины можно по ссылке. По-большому счёту, различие в этих моторах только в объеме двигателя.
На графике видно, что мотор с увеличением объема и снижением RS-соотношения становится более низовым и менее крутильным. Мощность на верхах несколько падает (на графике видна потеря 12 сил на 6000 об), но растёт крутящий момент на малых и средних оборотах.

Богдан 1.7 (16v) - валы 8.7 и 130 сил на 80 коленвале + ВСХ

 

Полностью весь проект обошёлся клиенту в 70 тыс. руб, включая балансировку, коленвал, кованные поршни со смещением пальца. В эту цифру входят все запчасти, работы и отписка программы.

 

Статья написана: 6 декабря 2015 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.