Фальш-головка для расточки и хонинговки блока двигателя ОКА

Технологии автоспорта теперь доступны всем. В мастерской K-POWER в марте 2009 года была изготовлена фальш-головка для расточки и хонинговки блока цилиндров двигателя ОКА в напряженном состоянии.
С марта 2009 года все капремонты двигателей ОКИ производятся только с применением фальш-головки при обработке блока цилиндров.

Немного экскурса в технологию ремонта блоков практически всех автосервисов в РФ. Конечно, сначала мотор демонтируют с автомобиля, потом разбирают. Блок разбирается полностью - демонтируется ШПГ, коленвал и всё остальное. "Голенький" блок везут на специализированное предприятие (если нет своего станочного парка), где цилиндры блока растачивают в следующий ремонтный размер, после чего - хонингуют, нанося хон-головкой на хонинговальном станке рисунок рисок-царапинок для удержания масла на поверхности цилиндра. После этого блок следует тщательно вымыть специальной химией, с применением "керхера" (что делают далеко не все, значительно сокращая жизнь мотора!!). Затем блок собирается и устанавливается на автомобиль. Все довольны - владелец получил отремонтированный мотор, сервис выполнил работу и получил заработанные деньги.

Теперь задумаемся о таком аспекте, как геометрия цилиндров. Расточник при работе с блоком конечно же производит все необходимые замеры и поднастройки оборудования, на выходе его работы мы получаем почти идеальный круглый цилиндр. Если после помывки блока завести в цилиндр поршень, он будет ходить по цилиндру ровно на любой высоте. Однако, мало кто учитывает тот факт, что затяжка головки блока на цилиндре рабочим моментом, предписанным заводом, приводит к чудовищной деформации и искривлению цилиндров блока! В результате, вся работа расточника - просто насмарку! Многие автослесари замечали, что на блоках с пробегом рисунок хонинговки исчезает неравномерно, а как бы пятнами. На некоторых участках цилиндров хон может оставаться "как новый", в то время как на других участках - поверхность уже "чистое зеркало". Это одно из доказательств, что цилиндры после затяжки головки приобретают значительную деформацию, полностью искажая свою геометрию как по высоте, так и по диаметру.

К чему же это приводит? Конечно - к уменьшению ресурса двигателя, к повышенному расходу масла на угар, а поршневые кольца долго прирабатываются, ведь они вынуждены ходит не по круглой поверхности, а по конусообразному цилиндру, да еще и не круглому, а фактически - "квадратному"!

Как же можно исправить эту ситуацию и делать качественный ремонт, а не жалкое его подобие? Очень просто - следует изготовить фальш-головку с отверстиями для обработки блока. Фальш-головка затягивается на блоке рабочим моментом с прокладкой и блок точится и хонингуется в напряженном состоянии, так, как он будет работать в реальных условиях!

Обратимся к результатам практических замеров, произведенных фирмой "Механика" на блоках двигателей 2103 (классика) и 21083. Рекомендую прочитать статью Михаила Калинина "С учетом монтажных напряжений… ", опубликованную в журнале "Новости Авторемонта", 47 номер, апрель 2006 года. Электронная версия доступна по ссылке.
Цитата оттуда:
Главный вывод, сделанный после тестовых измерений, таков: максимальное искажение геометрии блока цилиндров составляет 0,1 мм на «классике» и порядка 0,1 мм на «восьмерке» (на «восьмом» блоке направление деформации иное).

Так же рекомендую ознакомиться с результатами измерений из статьи (таблица) - ссылка.

Данная технология расточки двигателя в напряженном состоянии используется в автоспорте. Большинство рядовых ремонтиков с данной технологией просто не знакомы и работают "по старинке".
Кстати, на заводах, производящих "народно-массовые" автомобили (типа различных ВАЗов и Оки) блоки так же точатся в свободном состоянии, без всяких фальш-головок, для ускорения конвейера и минимизации затрат.

В мастерской K-POWER была подготовлена фальш-головка для расточки блока Оки. Первый пробный мотор поверг расточника, с которым мы работаем - в изумление. Фальш-головка конечно создала определенные неудобства для работы с блоком, но они были решены.
Важно другое. После расточки-хонинговки блока (фальш-головка еще не демонтирована) поршень ходит в цилиндре ровно и нормально. Стоило только снять головку, убрав напряжения с цилиндров, как они пошли "винтом"! Поршень в верхней части цилиндров начало подклинивать, а при его провороте вокруг оси в цилиндре - явно ощущается что цилиндр стал не круглым, а квадратным.
Что же происходит при затяжке головки? Болты стяжные вытягивают свои бобышки из блока, в итоге цилиндры в верхней части "раздувает" по диаметру, они увеличивают свой диаметр и кроме всего прочего, цилиндры в верхней части становятся не круглыми, а "квадратными", из-за напряжений, создаваемых болтами.

Применение фальш-головки позволяет получить идеально ровные и круглые цилиндры блока именно в напряженном состоянии, т.е. после затяжки на блоке реальной головки, геометрия цилиндров снова вернется к тому состоянию, что было заложено при расточке и хонинговке блока в напряженном состоянии (вместе с фальш-головкой).

Капремонт - Ока из Марий-Эл, применение ФАЛЬШ-ГОЛОВКИ
Капремонт - Ока из Марий-Эл, применение ФАЛЬШ-ГОЛОВКИ

Таким образом, применяя фальш-головку и другие ноу-хау при расточке и хонинговке блока (фальш-коробка), мастерская K-POWER выводит капитальный ремонт двигателя Оки на совершенно новый качественный уровень, продлевая ресурс двигателя, снижая расход масла и улучшая прочие эксплуатационные показатели.

Примеры работ с применением фальш-головки при капремонте двигателей Оки можно почитать в разделе, посвященному тюнингу и ремонту двигателей Оки.

В ближайшем будущем будет подготовлена фальш-головка для двигателей 21083, а в перспективе - и для других автомобилей.

Обновление от 09.07.2009 г:

Для наглядной иллюстрации мы сфотографировали цилиндр блока двигателя Ока (11113) с пробегом 30 тысяч км. Мотор заводской, блок не вскрывался и не ремонтировался. Фотография сделана при первом снятии головки (установка доработанной). Т.е. цилиндры были обработаны на заводе.
Обратите внимание на неравномерность оставшегося хона (сетка маслоудерживающих рисок) на поверхности цилиндра. Отчетливо видна полоса нетронутого хона в вертикальной плоскости расположения стяжного болта головки. Болт при затяжке головки "тащит" поверхность цилиндра к себе. По краям от полосы хона уже нет (пробег 30 тысяч км!!), лишь слабые остатки. Таково влияние затяжки болтов головки на геометрию цилиндров!

Влияение стяжного болта на деформацию цилиндра

Влияение стяжного болта на деформацию цилиндра

Вывод один - при расточке и хонинговке использование фальш-головки является необходимой процедурой для выполнения качественного ремонта.

 

Статья написана: 9 июня 2009 г.
Обновление 9 июля 2009 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.



 




Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.