Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406 (г. Азнакаево)

Весной 2012 года к нам обратился Алмаз, из г. Азнакаево, с просьбой выполнить капитальный ремонт заклинившего двигателя ЗМЗ 406. В результате телефонных переговоров, привезли один двигатель в сборе (купленный с рук по дешевке), его история была неизвестна, кроме того, что он заклинил. Так же были привезены запчасти (коленвал, ГБЦ и мелкие детали) с другого двигателя ЗМЗ 406, в котором оборвало шатун и пробило блок цилиндров. Собственно, этот мотор и был установлен в машине клиента (Волга), но после обрыва шатуна, с блоком смысла что-либо делать - уже не было.
Итак, была поставлена задача из заклинившего двигателя и остатков запчастей с мотора, показавшего "руку дружбы" - собрать целый и исправный двигатель.

Начнём разбирать двигатель, который заклинил:

Двигатель ЗМЗ-406 (16 клапанник)

Снимаем клапанную крышку. Внутри немало лаковых и шламовых отложений. Снимаем распредвалы и бугеля. Обнаруживаем кусочек цепи. После снятия шкива коленвала, видим сальник, частично вылезший из своего гнезда - вокруг него всё залито маслом.

Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406 (снятие ГБЦ)
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406 (снятие ГБЦ)
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406 (снятие ГБЦ)
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406 (снятие ГБЦ)
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406 (снятие ГБЦ)
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406 (снятие ГБЦ)

После снятия ГБЦ, наблюдаем цилиндры. Коленвал по прежнему не проворачивается.

Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406 (снятие ГБЦ)

Снимаем поддон двигателя, откручиваем маслонасос и шатунные крышки. Коленвал расклинивает только после откручивания бугелей коренных вкладышей. Поршни с шатунами в сборе демонтируем с блока. После снятия передней крышки наблюдаем покрошенный привод ГРМ - кусок лапки башмака натяжителя, сломанные успокоители. Крышка внутри повреждена обломками.

Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406

Цилиндры блока изношены, следов сеточки хона уже нет, присутствует выработка в зоне ВМТ поршня. На фото ниже - развалившийся башмак натяжителя - одного ряда зубчиков попросту нет. Далее вскрываем крышку привода маслонасоса и демонтируем валик привода и шестерню. Зубцы на обоих валиках порядком изношены. На рынке эту пару оценили в 3000 руб, что очень дорого, в итоге, по согласованию с владельцем, её оставили, доживать свой век.

Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406

Блок цилиндров полностью разобран и подготовлен к расточке:

Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406

Пока блок растачивают в ремонтный размер и хонингуют на станке SUNNEN, перейдём к ремонту головки блока цилиндров ЗМЗ 406. Снимаем гидротолкатели и рассухариваем клапана, затем головка отправляется в химическую мойку.

Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406
Капитальный ремонт двигателя ЗМЗ 406

Сёдла клапанов уже просели, что является родовой болезнью двигателя ЗМЗ 406, особенно при эксплуатации на газу. На газовом топливе сёдла выгорают и клапана постепенно проседают до тех пор, пока гидрокомпенсатор уже не сможет отрабатывать зазор и клапан перестаёт закрываться полностью - исчезает компрессия и машина отправляется на ремонт. Обычно в таких случаях в сервисах клапана торцуют, но автор предпочитает менять сёдла.
Итак, удаляем все 16 седел и запрессовываем новые сёдла.

Направляющие втулки с завода ставят чугунные "коротышки" от ВАЗ 2108 - они плохо работают на газу и быстро изнашиваются. Устанавливаем вместо чугунных втулок бронзовые, собственного производства - данный материал гарантированно "терпит" газовое топливо без износа в паре трения "клапан-втулка". Втулка имеет бОльшую длину, нежели заводская, что еще более увеличивает её ресурс. Дабы не перекрывать излишне канал, выход втулки в канале сделан на конус.
Для головок ЗМЗ 406 нередкое явление - потеря натяга в гнезде направляющей втулки, вследствие перегрева головки и многократных замен втулок при ремонте головки. В таком случае стандартные втулки с наружним диаметром 14.04-14.07 мм просто проваливаются в гнездо. Собирать так головку нельзя, на такие случаи у нас есть ремонтные бронзовые втулки с увеличенным наружним диаметром 14.10 и 14.24 мм. Такие втулки позволят произвести гарантированно качественный капремонт головки. В данном случае головка была в неплохом состоянии и применение ремонтных втулок не потребовалось.

Замена седел ГБЦ 406
Замена седел ГБЦ 406
Замена седел ГБЦ 406
Бронзовые втулки для ГБЦ ЗМЗ 406
Бронзовые втулки для ГБЦ ЗМЗ 406
Бронзовые втулки для ГБЦ ЗМЗ 406
Бронзовые втулки для ГБЦ ЗМЗ 406
Бронзовые втулки для ГБЦ ЗМЗ 406

После замены седел и направляющих втулок нужно обработать фаски седел. Это делается на импортном станке AZ, который с высокой точностью задает три фаски (рабочая и две прилегающие). герметичность пары "седло-клапан" проверяется вакуум-тестером. Станок даёт отличную соосность и притирка клапанов не требуется и не выполняется, что позволяет сохранить правильную геометрию фасок седел и клапанов. Плоскость фрезеруется "как чисто". Маслосъемные колпачки используем GOETZE.

ремонт ГБЦ ЗМЗ 406
ремонт ГБЦ ЗМЗ 406
ремонт ГБЦ ЗМЗ 406
ремонт ГБЦ ЗМЗ 406

В процессе капремонта двигателя обсуждался вопрос тюнинга и доработок. Однако, бюджет был ограничен, по-этому доработку каналов и камер сгорания вписать в него не было возможности. Тюнинговые валы так же не было смысла ставить, т.к. двигатель работал на газу, а крутить мотор на газу вредно для седел клапанов.
В итоге ограничились облегченными клапанами (ЧПУ станок) и лёгкими дюралевыми тарелками производства K-POWER. Снижение масс деталей привода ГРМ и увеличение пропускной способности клапанной щели способствует повышению мощности двигателя.

Облегченные клапана для ЗМЗ 406
Облегченные клапана для ЗМЗ 406
Облегченные клапана для ЗМЗ 406
ремонт ГБЦ ЗМЗ 406
Дюралевые тарелки пружин ЗМЗ 406
Дюралевые тарелки пружин ЗМЗ 406

Займёмся шатунно-поршневой группой. Поскольку мотор словил клина, доверия шатунам не было - их обязательно нужно проверить! Проверка подтвердила правоту подозрений - один из шатунов имел деформированную нижнюю головку - установка такого шатуна на двигатель неминуемо бы привела к его поломке в дальнейшей эксплуатации. Шатуны недешевые, по-этому нижнюю головку шатуна отремонтировали. Ремонт обошёлся всего в 450 руб. Остальные три шатуна ремонта не требовали.
Для ремонта приобрели заводские поршни 1-го ремонтного размера 92.5 мм. Поршневые кольца - наборные, Кольбеншмидт. Наборные кольца снижают расход масла и повышают мощность двигателя (снижаются мех.потери на трение). Для маркировки поршней на заводе не пожалели краски - даже в бобышку пальца натекло...

Ремонт шатунов ЗМЗ 406
Ремонт шатунов ЗМЗ 406
Поршни и кольца ЗМЗ 406
Поршни и кольца ЗМЗ 406
Поршни ЗМЗ 406
Поршни ЗМЗ 406
Поршни ЗМЗ 406

Шатуны в сборе с поршнями и наборными кольцами:

Шатунно-поршневая группа ЗМЗ 406
Шатунно-поршневая группа ЗМЗ 406

Блок расточен и помыт, пора его собирать. Коленвал прошлифован в ремонтный размер -0.25 мм, так же произведена полировка всех шеек. Полировка незначительно удорожает ремонт коленвала, однако снижение шероховатости шеек после полировки оборачивается сплошными плюсами - мотор почти сразу выходит на номинальные показатели мощности и расхода топлива, снижается срок приработки деталей двигателя, уменьшается вероятность проворота вкладыша.

Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406

Хонинговка цилиндров выполнена на станке SUNNEN по импортной технологии, с платохонингованием. Это увеличивает ресурс двигателя.

Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406

Мотор неприятно удивил высокими ценами на запчасти. По сравнению с ВАЗовскими легковушками, все комплектующие значительно дороже. Вот, к примеру, сальники - марки "Двойной ресурс", импортные, фирмы RUBENA. Задний сальник стоит 300 руб, передний - 200.
Более дешевые сальники после их осмотра были сразу забракованы - такие работать просто не будут (сделаны будто из пластмассы).

Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406

Важный залог работоспособности новых и даже качественных сальников - поверхность, по которой они работают. Задний носок коленвала шлифуется (не более 0.2 мм), и удаляется канавка износа, оставшаяся от старого сальника. Если она глубока, то носок нужно наплавлять и шлифовать. Здесь обошлись просто шлифовкой. Привод маслонасоса собираем на старых деталях - шестеренки очень дорогие, а вкладыши не изношены.
Передний сальник работает по втулке, она напрессовывается на передний носок коленвала после шестерни привода цепи. Между ними - резиновое колечко, его заменяем на новое. Втулку меняем на новую.

Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406

Весь механизм привода ГРМ заменяем на новый, производства "Прогресс". В комплект входят: две цепи, два башмака натяжителя на подшипниках и два гидронатяжителя цепей. Комплект стоит 2400 руб. Собираем нижнюю цепь, всё выставляем по меткам. Успокоители ставим новые.

Комплект ГРМ двигателя ЗМЗ 406 - "Прогресс"
Комплект ГРМ двигателя ЗМЗ 406 - "Прогресс"
Комплект ГРМ двигателя ЗМЗ 406 - "Прогресс"
Комплект ГРМ двигателя ЗМЗ 406 - "Прогресс"

Переднюю крышку заварили аргоном, заплавив все дефекты, сквозь которые у прежнего хозяина сочилось масло.

Сварка аргоном передней крышки ЗМЗ 406
Сварка аргоном передней крышки ЗМЗ 406
Сварка аргоном передней крышки ЗМЗ 406

Устанавливаем вторую цепь, всё по меткам выставляем, затем прикручиваем переднюю и заднюю крышки с установленными сальниками, шкив привода ремня генератора, маслонасос и закрываем блок поддоном. Блок подготовлен к установке головки блока цилиндров.

Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406

После затяжки головки, устанавливаем гидрокомпенсаторы, распредвалы и собираем окончательно привод ГРМ по меткам.

Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406

Поскольку мотор был карбюраторным, а ставиться должен на инжекторную машину, передняя крышка головки требовала замены на инжекторную, где отсутствует крепление карбюраторного бензонасоса. Узнав стоимость крышки, дырку в старой крышке просто заварили аргоном.

Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406

На окончательном этапе собираем клапанную крышку с новыми резиновыми прокладками и ставим на место два гидронатяжителя, разряжая их после затяжки крышечек. Мотор готов к выдаче клиенту и установки в моторный отсек:

Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406
Сборка блока цилиндров ЗМЗ 406

В заключение стоит отметить, что двигатель весьма дорог как по запчастям, так и по типовым работам - расточка блока и шлифовка коленвала стоят дороже, чем на отечественных легковых автомобилях. В такой ситуации владельцы Волг с двигателем ЗМЗ 406 сталкиваются с неприятным фактом - капремонт двигателя выходит заметно дороже, нежели на ВАЗовских легковушках. И если для коммерческого транспорта (ГАЗель) это оправдано бОльшим ресурсом двигателя и перевозкой грузов, то для гражданской Волги - целесообразность ремонта должен определять только владелец автомобиля.

В разделе прайс-лист можно ознакомиться с типовой сметой на капремонт двигателя ЗМЗ 406.


Статья написана: 7 марта 2013 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.