Юрий из города Владивосток уже писал нам письма с большим объемом вопросов по тюнингу двигателя ВАЗ классики, но полноценного ответа ему дать не получилось - большое количество работы не оставляло времени на пространные ответы.
В итоге Юрий, будучи проездом в Набережных Челнах, привёз снятый двигатель
ВАЗ 21213 (с карбюраторной Нивы, объем 1.7 литра) к нам в Мастерскую. Двигатель он предварительно отправил транспортной компанией на своё имя в Набережные Челны.
Были озвучены пожелания к тюнингу - во Владивостоке имелся автомобиль ВАЗ классика и Юрий хотел попробовать свои силы в любительских соревнованиях типа "спринт". Закономерно, что никто во Владивостоке не взялся за классический двигатель - ни специалистов, ни запчастей там нет (со слов Юрия). Сходу клиентом был задан очень жёсткий бюджет - 35 тысяч рублей на всё про-всё! Включая работы и запчасти! Исходя из бюджета мы предложили план доработок, наиболее бюджетных и наиболее эффективных в плане отдачи и результативности. С выбором распредвала Юрий затруднялся. Автор предложил попробовать для начала классический вал Нуждина - "Эстонец", 10.5 мм подъема и фаза 256 градусов. Данный вал довольно легко настраивается любым новичком в сфере тюнинга (в отличие от валов с более широкой фазой), имеет хорошие ровные характеристики как по моменту, так и по мощности, и всегда показывал приемлимые результаты на любом объеме двигателя.
Так же Юрий попросил доукомплектовать мотор маховиком и сцеплением, и купить ему комплект бесконтактной системы зажигания. На небольшое увеличение бюджета в связи с этими тратами он был готов.
Фото старых деталей показывать нет смысла, засим перейду к сборке двигателя. Блок цилиндров был расточен в ремонтный размер, выполнено платохонингование цилиндров. Так же врезали маслофорсунки охлаждения поршней маслом. Всё это увеличит ресурс двигателя. Коленвал оказался без износа - просто обновили вкладыши и сэкономили на шлифовке в ремонтный размер.
Давно хотели попробовать самостоятельно сделать облегченные шатуны, благо станочная возможность имелась. Комплект, сделанный из шатунов клиента, получился идеальным - каждый шатун похудел на 130 грамм, разброс по массе шатунов из комплекта - не более 2 граммов!
Однако, делать такую красоту невыгодно, тольяттинский комплект готовых шатунов обходится лишь немногим дороже. В чём фишка? Делать их надо огромными партиями, тогда и цена будет невелика. Правда качество тольяттинских облегченных шатунов так себе - встречали разброс по массе в одном комплекте в чудовищные 20 граммов! Да и качество обработки средненькое - очень грубая обдирка.
У нас же всё хорошо - и вес ровный и выглядят они лучше, но по цене конкуренцию дешевым поделкам мы проигрываем вчистую.
Так что клиент может порадоваться - он получил комплект качественно обработанных шатунов по весьма низкой цене.
Поршни используем литые ТДМК. Опыт по ним давний и положительный. Разбег массы в комплекте после сборки шатунов с поршнями - не более 2 грамм. Допуск ВАЗа - 5 грамм.
В предельно скромный бюджет удалось так же втиснуть однорядную цепь с комплектом звёздочек. Переход на однорядку уменьшит шумность двигателя и увеличит его мощность.
Головку блока цилиндров долго отмывали от гуталина и гудрона. Был составлен комплекс работ по тюнингу, с учётом максимально жёсткой экономии бюджета. Сёдла оставили заводские, отказались от доработки камер сгорания (эта работа на классике не столь эффективна, как на Самарах), но выполнили крайне важную для классики работу по расточке и шлифовке каналов. Внутренние диаметры седел так же увеличились.
Фаски седел обработали на импортном станке, установили бронзовые направляющие клапанов и и облегченные клапана.
Комплекс вышеуказанных мер позволит значительно улучшить продувку и наполнение цилиндров, что повысит крутящий момент и мощность. Увеличенные клапана в бюджет тюнинга никак не влезут и были отсечены еще в самом начале планирования мер по доработке ДВС.
Обновили сальники, шпильки и начали собирать двигатель. Распредвал доукомплектовали постелью и разрезной однорядной звёздочкой, собственного производства.
После сборки отрегулировали зазоры клапанов, настроили разрезную звёздочку, всё затянули и собрали мотор с новым маховиком и сцеплением.
Из двух привезенных Юрием карбюраторов, выбрали один - Солекс 21083, отмыли его от грязи и масла, доработали диффузоры до схемы 24х26 мм, оснастили своими жиклёрами, в запас еще жиклеров положили на тонкую настройку и доукомплектовали впускным коллектором, расточенным и совмещенным с каналами в головке. После упаковки двигателя и запчастей, мотор готов к отправке во Владивосток.
Бюджет данного мотора (работы + запчасти) составил 44 тысячи 982 рубля, что превысило изначально заданную Юрием цифру (но согласие на увеличение бюджета было получено - иначе маховик, сцепление и БСЗ просто бы не влезли).
Конечно, данный мотор звёзд с неба хватать не будет, но результат должен получиться неплохим - за небольшие деньги в моторе сделаны наиболее эффективные по отдаче доработки, что вкупе с объемом (1.7 литра) должно обеспечить хороший результат. Как сказал Юрий, "вначале посмотрим, что получится с этим двигателем, наберемся опыта, потом и за следующий движок можно будет взяться". Будем надеятся, опыт Юрий получит исключительно положительный.
Статья написана: 14 декабря 2014 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка
статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов,
равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних
сайтах.
|