ВАЗ 2105 - 1.9i "газ\бензин", клапана 42х34 - замеры ВСХ

В данной статье хотелось бы рассказать про двигатель автомобиля ВАЗ 2105, который прошёл несколько этапов доводки и замеров графиков ВСХ (кр.момент\мощность). Т.к. мотор собирался посторонними людьми, в данной статье будут опубликованы графики ВСХ с комментариями автора статьи.

Вначале мотор был карбюраторным, владелец авто навесил инжекторную систему управления двигателем с контроллером Январь 7.2 и модернизировал карбюраторное газобалонное оборудование. Газовые форсунки (как и бензиновые) управляются непосредственно Январём, в системе отсутствует промежуточный "газовый мозг". Газовое топливо - пропан-бутан.

ВАЗ 2105 - 1.8i "газ\бензин", клапана 42х34 - замеры ВСХ
ВАЗ 2105 - 1.8i "газ\бензин", клапана 42х34 - замеры ВСХ

Вначале двигатель был стандартным, "троешный" объем 1.45 литра, мощность 77 л.с. (в карбюраторной версии). Стандартная степень сжатия 8.5:1 создает большие проблемы в эксплуатации мотора на газу - высокооктановое топливо горит медленно и долго, для эффективной работы двигателя на газу - нужно повышать степень сжатия. Впрочем, на начальном этапе была отписана программа ЭСУД под газовое топливо с учётом низкой степени сжатия со значительным повышением углов опережения зажигания. В остальном, по железу, мотор был еще полностью стандартным. По субъективным ощущениям владельца авто машина на газу ехала лучше, чем на бензине.
Впрочем, Форд автора статьи на газу (с вариатором УОЗ, который даёт повышение углов зажигания при работе мотора на газу) едет ощутимо лучше чем на Аи95 бензине, так что всё закономерно (в нашем регионе качество товарных бензинов очень низкое).

Отдельно стоит отметить, что владелец установил гидроопоры (старого образца) вместо механических болтов и "нивовский" заводской распредвал.

Нас попросили замерить графики ВСХ в комплектации "стандартный мотор 1.45 л" на бензине и на газу. Посмотрим, что же получилось.

Замер #1 - на бензине
Максимальный крутящий момент (синяя линия) - 12.3 кг при 4700 об
Максимальная мощность (красная линия) - 85 лс при 5100 об

Замер ВСХ

Замер #2 - на газу (пропан-бутан)
Максимальный крутящий момент (синяя линия) - 12.8 кг при 4200 об
Максимальная мощность (красная линия) - 83 лс при 4900 об

Замер ВСХ

Сравним графики замеров "бензин" и "газ" двигателя 1.45л между собой. Зеленым пунктиром - двигатель на газу. Напомню, управление газовыми форсунками происходит напрямую от контроллера Январь 7.2, топливная смесь и углы зажигания прописаны онлайн. Как видим по графику, мотор на газу потерял пару сил на верхах, зато значительно добавил в крутящем моменте на малых и средних оборотах. Появилось характерное для многих ВАЗовских моторов провисание крутящего момента в зоне 2500 об. Мотор стабильно добавил по 1-1.2 кг момента.

Замер ВСХ

 

На этом владелец "пятёрки" не остановился. Крутящего момента и мощности ему было мало, следующим этапом было увеличение объема двигателя.

В Мастерской K-POWER он заказал доработку головки под увеличенные клапана 42х34 мм (в прошлых отчётах неоднократно показывались примеры такой работы).

Двигатель владелец авто готовил самостоятельно - купил нивовский блок 1.7, врезал форсунки охлаждения поршней, в обмен на некоторые услуги получил от автора статьи коленвал ВАЗ 2130 - стальной, с ходом шатунной шейки 84 мм. Цилиндры были расточены на 84 мм под егоровские кованые поршни. В отличие от кованых поршней-таблеток, что мы применяли на двухлитровом моторе, данные поршни намного тяжелее (похожи на стандарт) и монтируются на обычный шатун от Нивы с 22 мм пальцем. Шатуны хоть и стандартные (136 мм), но - облегченные. В итоге получился "квадратный" (84х84 мм) двигатель с объемом 1862 кубика. Округлим для весомости - 1.9 литра на ВАЗ "пятёрку". Важное пояснение - эксплуатация на бензине не предполагалась, мотор изначально строился под газовое топливо "пропан-бутан" с увеличением степени сжатия почти до 12:1.
После обкатки и отписки программы, представилась возможность замерить график ВСХ. Сам владелец доволен - крутящий момент значительно вырос, проблем с обгонами теперь нет, машина легко набирает на газу 180 км\ч и разгоняется дальше.
К слову, распредвал остался прежним - нивовский, на гидроопорах старого образца.

Итак, посмотрим на график 1.9 л мотора на газу (пропан-бутан).

Максимальный крутящий момент (синяя линия) - 15.0 кг при 2500 об
Максимальная мощность (красная линия) - 95 лс при 5200 об

Замер ВСХ

Сравним результаты 1.9 литрового мотора (красная и синяя линии пунктиром) с прежними замерами 1.45 литровика на бензине (красные графики) и на газу (зеленые графики). Мотор значительно добавил крутящего момента во всём диапазоне, избавился от провисания момента на 2500 об. На графике кр.момента видны пики, клиент грешит на "распредвал не в фазе" - есть задел для дальнейшей настройки.

Замер ВСХ

Суммируя полученные данные, можно отметить следующие тезисы. Чем больше объем двигателя - тем лучше (в случае атмосферного двигателя). Тихо и незаметно многие местные мотористы и тюнингисты на своих машинах перешли на газовое топливо (пропан-бутан) - более высокое октановое число позволяет получать бОльший крутящий момент, что положительно сказывается на комфорте эксплуатации автомобиля. При этом стабильное качество пропан-бутана (хотя и его бодяжат, например закачкой азота в ёмкость на частных АГЗС) позволяет забыть о плохом бензине, доля которого на местном рынке достигает почти 100% даже на брендовых заправках. Под "плохим бензином" автор понимает ту бодягу, что продают на АЗС и которая формально вписывается в требования к бензинам (а они сейчас очень либеральны), а по факту оказывается 50-м или 76-м бензином, донельзя разбавленными присадкой МТБЭ (метилтретбутиловый эфир), которая замедляет (ухудшает) горение бензина, но сама толком не горит (что ведет к заметному увеличению расхода топлива - бензин будто "испаряется" из бака).

 

Статья написана: 7 сентября 2016 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.






Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.