Тюнинг двигателя Оки 11113 (Нижний Новгород), ГБО и RS529 + ВСХ

В K-POWER из Нижнего Новгорода приехала Ока с газовым оборудованием. Пробег двигателя - 96 тыс.км, постоянная эксплуатация на газу.
Поскольку двигатель работал на газу, предельный гражданский тюнинг в планы не входил, требовался ремонт головки блока и по возможности увеличить крутящий момент на низких оборотах.
Был выбран компромиссный вариант - установка распредвала из новой серии DynaCAMS RS529 с подъемом 10,3 мм и значительное увеличение степени сжатия. Как известно, октановое число газовой смеси "пропан-бутан" более 102 единиц и на серийном двигателе ВАЗа степень сжатия для него недостаточна, что не позволяет использовать в полной мере потенциал этого в высшей степени устойчивого к детонации топлива.
При сборке головке был выполнен обычный ряд ремонтных операций, на впускных клапанах установлены чугунные направляющие втулки Metelli, на выпускных - бронзовые, для лучшего теплоотвода от выпускных клапанов. Клапана новые, серийные, каналы остались без изменений, на впускных клапанах применили доработанные тарелки пружин для снижения мех.потерь.
Прежнюю ГБЦ газовое топливо не пощадило - сёдла просажены, клапана уже торцевали. Но об этом - расскажем (и покажем фотографии) в другой статье.
Для поднятия степени сжатия головка блока была фрезерована, что видно на фотографиях. Степень сжатия повысили с 9,9 до 12!
Теперь на 92 и 95 бензине ездить нежелательно - можно заводится и прогревать двигатель на месте. В крайнем случае возможна езда на бензине 95, но в очень спокойном режиме - иначе - жесткая детонация.
После снятия головки - обнаружили, что цилиндры и поршни весьма сильно изношены. Поскольку на капремонт блока владелец не рассчитывал, в качестве компромиссного (но не ресурсного!) варианта - заменили поршни и кольца. Вместо поршней группы А установили поршни группы Е и кольца производства СТК. Шатуны заменили на 2110 с плавающим пальцем.
Замена поршней без восстановления геометрии цилиндров не может считаться полноценным капремонтом двигателя и позволяет лишь ненамного отсрочить капремонт с расточкой цилиндров.
Старая прокладка ГБЦ начала пропускать тосол в камеры сгорания - это видно по заржавевшему канту, кроме того мотор дымил при прогреве, а тосол - уходил.

Доработанная и обычная тарелки пружин
на впуске - доработанные тарелки пружин
Степень сжатия подняли до 12
Блок до замены поршней
ГБЦ после газового топлива
Новые поршни и шатуны
Пробитая прокладка
Новые поршни установлены
Чисто и красиво
Снимаем ВСХ
Газовый редуктор
патрубки подвода газа

Оценим результаты работы по ВСХ, снятым с помощью Динамического Мотор Тестера. Результаты после доработки двигателя на газу тем более интересны, что регулировки редуктора и подачи газа (т.н. "крутилки") - не трогались и не изменялись!


ВСХ двигателя автомобиля ОКА 11113 без воздушного фильтра, до ремонта. На бензине. Серийный распредвал и карбюратор. Обычная картина, двигатель выдал положенные ему 32 л.с.
Синяя линия - крутящий момент, красная - мощность.
СХ серийного двигателя ОКА 11113 без воздушного фильтра

ВСХ двигателя автомобиля ОКА 11113 до ремонта, на газу! Замер с воздушным фильтром, иначе ХХ на газу нет. Как и следовало ожидать, результаты значительно хуже бензина - всего 27 л.с. Это, пожалуй, первый известный мне график ВСХ в Интернете двигателя, работающего на газовом топливе.
ВСХ серийного двигателя ОКА 11113  с газовым оборудованием

Сравним два графика, наложив их на координатную сетку. Очевидно, что газовый вариант уступает бензиновому во всём диапазоне оборотов.
Пунктиром показаны графики газового варианта.

Сравнение ВСХ на бензине и на газу

А это - график ВСХ после ремонта и тюнинга двигателя, на газу. Напомню, регулировки редуктора и подачи газа не изменялись. Мощность двигателя выросла с 27 л.с. до 33 л.с. (+22%), крутящий момент с 4.9 кг до 5.3 кг.
Нельзя не отметить ровную "полку" крутящего момента с 2500 до 5000 об.

ВСХ на газу после переделок

Сравним графики ВСХ на газу до и после работ. Отчетливо видно, что двигатель прибавил крутящего момента во всем диапазоне оборотов, став как более тяговитым на низах, так и более мощным на высоких оборотах.
Даже средние обороты не пострадали, а прибавили по крутящему моменту.

Сравнение ВСХ

Нельзя было не оценить работу на бензине. Сравним ВСХ до и после работ на бензиновом топливе. Мощность двигателя - выросла с 32 л.с. до 37 л.с. (+15%), крутящий момент - 5.9 кг.
При этом стоит отметить, что жиклеры в карбюраторе остались серийными - он не перенастраивался. Здесь еще есть резерв по настройке. График неровный, слишком высока СЖ для октанового числа данного бензина.

Сравнение ВСХ


Считаю, что все задачи, поставленные при проведении работ - выполнены. Сравнительно небольшими затратами была значительно увеличена мощность двигателя на газовом топливе - крутящий момент прибавился во всём диапазоне оборотов, появилась ровная полка крутящего момента в диапазоне 2500-5000 об, удалось значительно улучшить тяговитость мотора на низах, что без увеличения объема - крайне затруднительно. Обороты максимальной мощности на газу с 4400 об (27 л.с.) передвинулись чуть выше - 5000 об (33 л.с.). При этом максимальный крутящий момент с 3100 об (4.9 кг) подрос в абсолютном значении и сместился вниз - 2800 об (5,3 кг).
Двигатель стал более тяговитым на малых оборотах, что очень удобно как в городе, так и на трассе, при спокойной манере вождения.
Отрицательной стороной повышения степени сжатия с 9.9 до 12 является чуть более жесткая и шумная работа двигателя на газу, однако благодаря этому, мы достали 22% прибавки по мощности буквально из воздуха! Надо ли говорить о том, что расход газа не увеличился, а по отзыву владельца - а даже уменьшился! И при этом - никакой детонации на газовом топливе!
Нельзя не отметить новый распредвал DynaCAMS RS529 с подъемом 10,3 мм, который был впервые опробован при тюнинге двигателя Оки, несомненно, что такие хорошие показатели в немалой степени являются и его заслугой.

Приведу отзыв владельца автомобиля:

Ну вот, и я отпишусь. (...)
Сначала о расходе. Общий путь (туда-обратно), с учетом того, что поплутал чуточку, и того, что когда ехал туда, через 200 км перестал работать спидометр, составил примерно 1500км. Из них проехал 200 км на бензине, чтобы его полностью выработать. Было сыро, и где-то пропал контакт по пути от датчика скорости до комбинации, стрелка легла на 0км/ч. Крейсерскую скорость туда держать старался 100-110 (ориентировался по тахометру 3800-4200 об/мин).
Перед отъездом заправился газом до отсечки. В Набережных Челнах мне залили 42,5л газа, но колонка была не автоматической, поэтому до отсечки не было.
Спидометр заработал, как только я выехал в обратный путь
Крейсерскую скорость держал 80. Прирабатывал поршневую. В Нижнем заправил, уже опять до отсечки, 37,5л. Т.е. по дороге назад потратил меньше, за счет более низкой скорости.
Итого на газу было пройдено примерно 1300км, израсходовано 80л. Средний расход 6,15л. Общая стоимость топлива ~800руб.
Теперь о доработках.
Двигатель стал работать, действительно, жестче. Увеличилась вибрация на холостых (тому виной еще 10-ая поршневая). Сейчас иногда вибрирует как 116-ая, иногда меньше. ХХ на газе стабильно 1300. От потребителей теперь практически не завсит.
Крутящий момент на низах вырос довольно заметно. Назад, включив 4-ую, ехал как на автомате, до НН. Учитывая, что во все горки забирался на скоростях 70-80. Иногда, из-за фур и на 60 приходилось забираться. Двигатель уверенно тянул на 4-ой и 3-юю передачу не просил, как раньше. При этом, педаль газа не приходилось утапливать до пола. Хватало примерно половины ее хода. Т.е. вторая камера в этих случаях не работала. По дороге попалась только одна упрямая горка, где пришлось включить 3-ю, но и то из-за того, что грузовик впереди меня ехал 50.
На газе детонация полностью отсутствует.

Пробовал немного ездить на 95 бензине. В принципе, аккуратно, без резких нажатий на газ, ездить можно, детонации нет. Но стоит чуть порезче вдавить тапку, даже до середины, и появляется звон. Думаю опробовать 98 бензин. Бензин в баке у меня только на аварийный случай. Завожу и прогреваю на газе до -5. Поэтому его должно хватать надолго, не разорюсь.
(...)

Игорь (OKODRIVER), Нижний Новгород.


Статья написана: 30 марта 2008 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.