Капремонт и тюнинг двигателя Оки 11113 (Казань), RS628 + ВСХ

Из Казани привезли Оку на капремонт. Силовой агрегат требовал комплексного подхода - в ремонте нуждался блок цилиндров, коробка и головка блока. Показатели к ремонту КПП - хруст при включении второй передачи. Блок страдал неравномерностью компрессии по цилиндрам (диагностика показала, что проблема в поршневой группе первого цилиндра). Что касается головки, то было решено выполнить полную доработку и установить самый верховой вал из тюнинговой серии DynaCAMS RS.
Первым делом - сняли на "Динамическом Мотор Тестере" ВСХ (внешнюю скоростную характеристику) с серийного двигателя. С ней мы и будем сравнивать результаты доводки двигателя.

Снятие ВСХ с двигателя 11113
Снятие ВСХ с двигателя 11113

Головка была снята в сборе. Вместо нее будет установлена доработанная, из подменного фонда (она была уже подготовлена к моменту приезда машины, что значительно сэкономило общее время работы с машиной). Масло в двигателе предыдущие владельцы использовали низкого качества - вероятно минералку, поскольку изнутри двигатель обильно покрыт черными отложениями. В коробке была залита неизвестная светло-коричневая бурда.

Головка снята с двигателя
Снятые запчасти
Снятая ГБЦ 11113
Клапанная крышка изнутри

Демонтируем блок цилиндров в сборе с автомобиля, затем снимаем коробку передач.

Снятый блок
Коробка перед снятием
Пустой моторный отсек
Пустой моторный отсек

При ремонте коробки передач были заменены: все синхронизаторы (4 шт), муфта синхронизатора 1-2 передачи, шестерня 2-й передачи, шестерня заднего хода промежуточная, все сальники, карданчик кулисы. Вилки выбора передач оказались в хорошем состоянии, им замена не потребовалась.

Разобранная коробка передач 11113
ремонт коробки передач

Дальше разбираем блок цилиндров. Обнаруживается, что в маслоприемнике застрял болтик, в картере нашелся еще один. Кто-то уронил в двигатель... Осмотр извлеченных поршней и шатунов показал, что изношены юбки поршней и кольца. Снова обращает на себя внимание большое количество нагара и отложений, особенно в маслосъемных кольцах. На качественном масле маслосъемные кольца никогда не забиваются отложениями. Низкое качество применяемого масла так же выдает обилие желтых лаковых отложений на деталях блока.

Снятый поддон
Болтик в маслоприемнике
Снятый поддон
Поршни и шатуны 21083

Старые шестерни уравновешивающих валов (пластиковые) еще в хорошем состоянии, но они меняются превентивно, что-бы в дальнейшей эксплуатации мотора не было каких-либо проблем с ними.
Коленвал не потребовал шлифовки в ремонтный размер, а лишь подвергся чистке и продувке масляных каналов. На фотографиях видны старые вкладыши - в моторе этого года на части вкладышей уже нет проточек, а лишь дырки.

Старые ШУВы
Откручены крышки опор коленвала
Коленвал 11113
Поршни, шатуны, крышки опор
Коленвал 11113
Разобранный блок цилиндров

После полной разборки, блок был расточен и отхонингован в ремонтный размер 82,4 мм. Для мотора куплены поршни - 1-й ремонт серийные ВАЗовские, поршневые кольца - 21083 (1-й ремонт) производства СТК (Самарская Технологическая Компания). После расточки-хонинговки блок был тщательно промыт.
В процессе обсуждения фронта работ с владельцем автомобиля, были предложены к установке масляные форсунки охлаждения поршней от автомобиля 2112. В блоке этого автомобиля в коренных опорах коленвала запрессованы специальные форсунки, которые подают масло на днища поршней. Форсунки оборудованы шариковым клапаном, предотвращающим стекание масла из опор при остановке двигателя. Режим работы форсунок - постоянный. Плюсы таких форсунок неоценимы - охлаждая поршни маслом, предотвращается их перегрев и калильное зажигание (дизелинг), кроме того, снижается детонация (огромный плюс при случайной заправке плохим топливом). Значительно снижается риск прогара поршней и термического залегания колец. Помимо днища поршня, масло так же попадает на стенки цилиндров, существенно снижая износ цилиндров, колец и самого поршня. Подытоживая, можно сказать следующее - форсунки значительно увеличивают ресурс двигателя.
Однако, такие форсунки никогда не устанавливались на автомобили Ока, как и на весь передний привод ВАЗа, кроме 16-ти клапанных автомобилей 2112.

Блок цилиндров 11113 перед установкой масляных форсунок
Масляные форсунки 2112
Масляные форсунки 2112 для охлаждения поршней
Установленные масляные форсунки 2112

Для установки в 11113 блок форсунки были доработаны, а в коренных опорах - просверлены отверстия со ступенькой, для надежной фиксации форсунок. Форсунки установлены в крайние опоры коленвала, поскольку средняя шейка коленвала наиболее нагруженная. Форсунки установлены в опоры с натягом, на специальный неразъемный герметик резьбовых соединий для надежной фиксации.

Масляная форсунка в опоре коленвала
Масляная форсунка в опоре коленвала

Направление масляной форсунки выбирается таким образом, что-бы масло попадало на удаленную от свечи часть дна поршня.

Направление форсунки для охлаждения поршня
Форсунки будут бить маслом в днища поршней
Проверяем направление струи масла

При сборке мотора заменены оба сальника, вкладыши коленвала и шатунов использованы производства ЗМЗ марки "Двойной ресурс", пластиковые ШУВы (шестерни уравновешивающих валов) установлены новые.

Коленвал 11113
Задняя крышка блока
Новые пластиковые ШУВы

На фото ниже - блок в сборе, подготовленный к установке в моторный отсек.

Блок 11113 в сборе
Блок 11113 в сборе

Расходные жидкости и материалы использованы высокого качества - в коробку залита полусинтетика Валволин, в систему охлаждения - антифриз Норд, в двигатель на период обкатки (2000 км) - полусинтетическое масло Лукойл Люкс 5W40. Это масло - оптимальный и проверенный выбор для данного двигателя - сочетает высокие моющие способности, и отличную защиту от износа.

Коленвал 11113
Коленвал 11113

Коробка, а затем и двигатель, установлены на свои места. Попутно меняем натяжной ролик и ремень ГРМ.

Коленвал 11113

Далее настал черед ставить доработанную головку. Перечень доработок и изменений следующий: облегченные Т-образные клапана, расточенные и отшлифованные каналы в головке и коллекторе, доработаны камеры сгорания, немного повышена степень сжатия. Направляющие втулки - чугунные, производства СТК. Распредвал установлен DynaCAMS RS628 с подъемом впускного клапана 11.5 мм (ОКБ Двигатель).

Расточенные и отшлифованные каналы

Расточенные и отшлифованные каналы

Форма камеры сгорания выбрана плоской формы, частично выполнена на фрезерном станке. Днище камеры занижено заподлицо с седлами, доработана область вокруг свечи, убрано лишнее мясо вокруг клапанов и отшлифована поверхность. Данная форма камеры сгорания позволяет поднять крутящий момент на низких оборотах, но имеет чуть более худшую детонационную стойкость, чем другие формы камер, проходящие испытания параллельно, однако форсунки охлаждения поршней полностью нивелируют эту особенность.

Карбюратор перенастроен. На автомобиль установлен плунжерный бензонасос Пекар, славящийся своей надежностью и безотказностью. Перед первым запуском двигателя, моторное масло и антифриз подогреты тепловой пушкой, и только потом залиты. Это облегчает первый пуск двигателя и позволяет маслу быстрее заполнить масляную систему.

Коленвал 11113
Коленвал 11113
Коленвал 11113
Коленвал 11113

После запуска двигателя были отрегулированы все системы. Далее последовала первоначальная обкатка и - мотор поступил на снятие ВСХ.

Итак, оценим результаты нашей работы (кликните мышкой на скриншоты для просмотра):


ВСХ серийного двигателя автомобиля ОКА 11113 без воздушного фильтра. Мощность двигателя 33 л.с., крутящий момент 5.6 кг (для сравнения - у серийного 21083 - 11.4 кг).
Замер произведен до 6500 об.
ВСХ серийного двигателя ОКА 11113 без воздушного фильтра

ВСХ двигателя автомобиля ОКА 11113 после капремонта с распредвалом DynaCAMS RS628 и доработанной ГБЦ. Замер без воздушного фильтра. Теперь у автомобиля пиковая мощность 39 л.с. (+6 л.с., 19% прибавки). Максимальный крутящий момент в абсолютном выражении не прибавился (5,5 кг).
ВСХ доработанного двигателя ОКА 11113 без воздушного фильтра

Очень интересный участок в диапазоне с 1500 до 3000 оборотов. Здесь - достаточно заметный прирост крутящего момента и мощности. Это - диапазон неспешной и спокойной городской езды, когда нужно неторопливо ехать в городском потоке, не крутя двигатель. Соответственно, при спокойной эксплуатации в этом диапазоне двигатель будет достаточно тяговит и экономичен.
В диапазоне 3000-4800 оборотов наблюдается снижение крутящего момента, а соответственно и мощности.
Далее по оборотам, верховой вал показывает свою истинную сущность - начинается мощный "подхват", который отличают все владельцы RS628 валов - кривые мощности и момента взмывают вверх. На 6000 оборотах на задыхающемся серийном моторе всего лишь 28 л.с. и 3.3 кг крутящего момента, а на доработанном - 36.4 л.с. (прибавка +8.4 л.с. или 29%!!!) и 4,3 кг момента (прибавка +1.0 кг, 29%!!).
В заключение, о результатах снятия ВСХ можно сказать следующее - получился интересный мотор, сочетающий отличные низы (что для верхового вала весьма необычно), и мощные верхи. Пиковая мощность выросла на 19%, а вот прирост крутящего момента и мощности на высоких оборотах (6000 об) - составляет внушительные 29%.
Диапазон работы двигателя - с низов и до 7500 оборотов. Причем, по мере обкатки мотора, мощность и крутящий момент на высоких оборотах увеличатся еще больше, поскольку снизятся механические потери.

Остается только пожелать успешной и долгой эксплуатации автомобиля его владельцу!

Работа по машине была выполнена в январе 2008 г.
Статья написана: 04 февраля 2008 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.