На капремонт приехал автомобиль Nikstran'a (г. Набережные
Челны). Достаточно известный на SmallCar.RU автомобиль с большим количеством интересных
переделок и усовершенствований.
Пробег двигателя 60 ткм, на 40 ткм в сервисе уже меняли поршневую из-за поломки
перегородок поршня 1 цилиндра. В этот раз симптомы такие же - сильный шум, значительный
выброс масла по системе вентиляции картера. Причем свечи чистые и компрессия 12,5
и 13 баров.
Сняли ДВС и разобрали. Снова поломка перемычки поршня в 1 цилиндре, с одновременным
задиром стенки цилиндра.
Масло с обкатки применялось Castrol RS 10W60 - впечатление плохое - много
отложений, шлама, более характерных для минеральных масел. Отложения (черный кокс)
были даже в маслосъемных кольцах. На поршневых юбках обильные задиры - то-ли при
замене поршней нанесли грязи, то-ли масло такое. Даю рекомендацию сменить марку
масла и на обкатку заливаю проверенную полусинтетику.
Коленвал шлифовки не потребовал. В блок установили форсунки охлаждения поршней
- это должно снизить термическую нагрузку на поршни.
Нашли и причину поломки перемычек - на заводе недоточили камеры сгорания в
ГБЦ, вследствие чего степень сжатия получилась выше, чем должна быть по документации.
Брак весьма редкий - на моей практике это вторая такая головка.
Машина СЕАЗовская, и есть некоторые отличия в сборке ДВС от тех двигателей, что
ставились на ЗМАшные Окушки. В частности, при сборке блока применялся синий герметик,
а на двигателях с ЗМА - всегда белый. Интересная особенность - в данном двигателе
для фиксации подшипников урвалов применили не упорные пластины, а шайбы. Очевидно,
пластины на тот момент просто кончились.
По ГБЦ список работ не совсем обычный. Увеличили диаметры каналов в ГБЦ и
впускном коллекторе. Камеры сгорания оставили без изменения, серийные. Направляющие
втулки клапанов - бронзовые. Клапана доработанные, но не Т-образные. Распредвал
- DynaCAMS RS584 с подъемом впускных клапанов 11 мм.
После запуска и пробной поездки отрегулировали клапана и сняли итоговые ВСХ.
Далее проведем анализ полученных результатов.
ВСХ исходного двигателя. Всё стандартно: 5,4 кг крутящий момент
на 3800 об и 33 л.с. на 4800 об. |
|
Замер с кастрюлей воздушного фильтра. Результаты похуже - 5,3 кг
и 31 л.с. |
|
Замер с кастрюлей воздушного фильтра и включенным подогревом (заслонка в зимнем
положении, забор воздуха через гофру от выпускных труб). Теперь мощность упала
до 30 л.с. |
|
И наконец, результат работы (линии пунктиром) в сравнении с исходными графиками.
Получили интересный рост крутящего момента внизу (горб). На 2000 об
прибавка 0,7 кг крутящего момента и 2 л.с. По
верхам тоже получили привес - на 6000 об добавка 1,0
кг момента и 8,4 л.с.
В абсолютных показателях мотор получил 5,8 кг крутящего момента
(2700 об) и 37 л.с. мощность (5400 об). |
|
Был проведен эксперимент - разрезной шкив смещен в запаздывание, верхи улучшили,
но по низам потеряли. Это - вариант для трассы, для динамичной езды. Приведу график
в сравнении с предыдущим. После обсуждения, вернули предыдущий вариант.
Здесь же мы видим, как ценой потери низов, улучшили верхи, получив 39
л.с. на 5200 об. Поскольку владельцу нужны именно низы, данный вариант
был забракован. |
|
Еще раз, конечный вариант по настройке. Это - достаточно низовой и тяговитый двигатель,
который не требует постоянной раскрутки, однако, он превосходит серийный в том
числе и по высоким оборотам. |
|
В данной работе были опробованы различные технические решения, позволяющие
несколько уйти от обычных результатов и получить хороший тяговитый мотор даже
при применении верхового распредвала. Очевидно, что Т-образные клапана дают гораздо
больший эффект на высоких оборотах, как и доработка камеры сгорания, что видно
по другим работам с применением данного распредвала.
ПРОДОЛЖЕНИЕ, от 30 июня 2009 г.
В связи с капремонтом кузова, связанного со снятием двигателя, Сергей решил
заодно отдефектовать и двигатель. В ходе работ доработали камеру сгорания, поработали
с блоком - установили импортные подшипники урвалов, наборные поршневые кольца,
расточили блок с применением фальш-головки. Форму камеры сгорания изменили достаточно
существенно. Головку доработали - добавили принудительную смазку толкателей клапанов.
После обкатки и пробега 5-10 т.км надеемся снять ВСХ с обновленного двигателя,
и опубликовать в данном отчете.
Статья написана: 10 апреля 2008 г.
Обновление: 30 июня 2009 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка
статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов,
равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних
сайтах.
|