Капремонт и тюнинг 11113 двигателя (Nikstran), RS584 + ВСХ

На капремонт приехал автомобиль Nikstran'a (г. Набережные Челны). Достаточно известный на SmallCar.RU автомобиль с большим количеством интересных переделок и усовершенствований.

Ока Nikstran'a

Пробег двигателя 60 ткм, на 40 ткм в сервисе уже меняли поршневую из-за поломки перегородок поршня 1 цилиндра. В этот раз симптомы такие же - сильный шум, значительный выброс масла по системе вентиляции картера. Причем свечи чистые и компрессия 12,5 и 13 баров.
Сняли ДВС и разобрали. Снова поломка перемычки поршня в 1 цилиндре, с одновременным задиром стенки цилиндра.

Перемычка поршня откололась
Перемычка поршня откололась
Нагар на поршне
Отложения от масла

Масло с обкатки применялось Castrol RS 10W60 - впечатление плохое - много отложений, шлама, более характерных для минеральных масел. Отложения (черный кокс) были даже в маслосъемных кольцах. На поршневых юбках обильные задиры - то-ли при замене поршней нанесли грязи, то-ли масло такое. Даю рекомендацию сменить марку масла и на обкатку заливаю проверенную полусинтетику.
Коленвал шлифовки не потребовал. В блок установили форсунки охлаждения поршней - это должно снизить термическую нагрузку на поршни.

Коленвал 11113
Форсунки охлаждения поршней
Форсунки охлаждения поршней
Форсунки охлаждения поршней
Форсунки охлаждения поршней
Форсунки охлаждения поршней

Нашли и причину поломки перемычек - на заводе недоточили камеры сгорания в ГБЦ, вследствие чего степень сжатия получилась выше, чем должна быть по документации. Брак весьма редкий - на моей практике это вторая такая головка.
Машина СЕАЗовская, и есть некоторые отличия в сборке ДВС от тех двигателей, что ставились на ЗМАшные Окушки. В частности, при сборке блока применялся синий герметик, а на двигателях с ЗМА - всегда белый. Интересная особенность - в данном двигателе для фиксации подшипников урвалов применили не упорные пластины, а шайбы. Очевидно, пластины на тот момент просто кончились.

Шайбы вместо упорной пластины
Шайбы вместо упорной пластины

По ГБЦ список работ не совсем обычный. Увеличили диаметры каналов в ГБЦ и впускном коллекторе. Камеры сгорания оставили без изменения, серийные. Направляющие втулки клапанов - бронзовые. Клапана доработанные, но не Т-образные. Распредвал - DynaCAMS RS584 с подъемом впускных клапанов 11 мм.

Доработанная ГБЦ
Доработанная ГБЦ и клапана
ГБЦ в сборе
Доработанные каналы ГБЦ
Доработанные каналы ГБЦ

После запуска и пробной поездки отрегулировали клапана и сняли итоговые ВСХ.

Мотор-Тестер
Регулировка клапанов

Далее проведем анализ полученных результатов.


ВСХ исходного двигателя. Всё стандартно: 5,4 кг крутящий момент на 3800 об и 33 л.с. на 4800 об.

Замер с кастрюлей воздушного фильтра. Результаты похуже - 5,3 кг и 31 л.с.

Замер с кастрюлей воздушного фильтра и включенным подогревом (заслонка в зимнем положении, забор воздуха через гофру от выпускных труб). Теперь мощность упала до 30 л.с.

ВСХ двигателя Оки, Nikstran

И наконец, результат работы (линии пунктиром) в сравнении с исходными графиками. Получили интересный рост крутящего момента внизу (горб). На 2000 об прибавка 0,7 кг крутящего момента и 2 л.с. По верхам тоже получили привес - на 6000 об добавка 1,0 кг момента и 8,4 л.с.
В абсолютных показателях мотор получил 5,8 кг крутящего момента (2700 об) и 37 л.с. мощность (5400 об).

ВСХ двигателя Оки, Nikstran

Был проведен эксперимент - разрезной шкив смещен в запаздывание, верхи улучшили, но по низам потеряли. Это - вариант для трассы, для динамичной езды. Приведу график в сравнении с предыдущим. После обсуждения, вернули предыдущий вариант.
Здесь же мы видим, как ценой потери низов, улучшили верхи, получив 39 л.с. на 5200 об. Поскольку владельцу нужны именно низы, данный вариант был забракован.


Еще раз, конечный вариант по настройке. Это - достаточно низовой и тяговитый двигатель, который не требует постоянной раскрутки, однако, он превосходит серийный в том числе и по высоким оборотам.

В данной работе были опробованы различные технические решения, позволяющие несколько уйти от обычных результатов и получить хороший тяговитый мотор даже при применении верхового распредвала. Очевидно, что Т-образные клапана дают гораздо больший эффект на высоких оборотах, как и доработка камеры сгорания, что видно по другим работам с применением данного распредвала.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ, от 30 июня 2009 г.

В связи с капремонтом кузова, связанного со снятием двигателя, Сергей решил заодно отдефектовать и двигатель. В ходе работ доработали камеру сгорания, поработали с блоком - установили импортные подшипники урвалов, наборные поршневые кольца, расточили блок с применением фальш-головки. Форму камеры сгорания изменили достаточно существенно. Головку доработали - добавили принудительную смазку толкателей клапанов.

Доработанная ГБЦ
Доработанная ГБЦ

После обкатки и пробега 5-10 т.км надеемся снять ВСХ с обновленного двигателя, и опубликовать в данном отчете.

 


Статья написана: 10 апреля 2008 г.
Обновление: 30 июня 2009 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.