Капремонт и тюнинг двигателя Оки 1111 (Челны), RS542

История данного автомобиля достаточно трагична. Ока была угнана со стоянки (хозяин неосмотрительно доверил ключи малознакомому человеку). Машина нашлась в тот же день - ее бросили в черте города с загубленным мотором, разграбив салон.
Владельцы машины сняли двигатель в сборе и доверили его капремонт K-POWER.
Причина гибели мотора состояла в том, что развалился термостат - через вырванную трубку убежал тосол, а дальше мотор работал без охлаждения и его участь была предрешена.

разрушенный термостат
разбираем двигатель
разбираем двигатель
разбираем двигатель

Надо отметить, что мотор - 1111 (650 кубов), а вот головка блока - 11113. Прокладка ГБЦ - 11113. Блок оказался гильзованным в номинал 76 мм, т.е. ранее двигатель капиталили 2-3 раза, следовательно, пробег у мотора очень солидный.
Изъятые поршни оказались задранными и расплавленными вследствие перегрева. На одном поршне лопнула перемычка и видимо уже давно.

Лопнувшая перемычка на поршне
Расплавленный поршень
Расплавленный поршень
Расплавленный поршень

Стенки цилиндров тоже с задирами. Блок отправился в расточку и хонинговку в ремонтный размер 76,4 мм. А вот коленвал оказался нормальным и шлифовки не потребовал. В двигателе стояли шатунные вкладыши +0,25 мм ремонтные, и коренные +0,75 мм.

Коленвал
Стенки цилиндров
Стенки цилиндров
Стенки цилиндров

Пока блок в расточке, приступаем к ремонту головки. В данном случае был оговорен типовой ремонт головки без особых изысков, но с установкой тюнингового распредвала DynaCAMS RS542 с подъемом 10,6 мм.
Разбираем головку, дефектуем. Из-за контрафактного тосола заметно разъедены тосольные окна в подошве головки. Седла ржавые - из-за многократных перегревов (при хозяине - 2-3 раза и последний раз - при угоне) головку повело и герметичность прокладки блока нарушилась - масло пошло в систему охлаждения, а тосол - в камеры сгорания.
Меняем направляющие втулки клапанов на импортные Metelli (Италия) - они отличаются от отечественных высоким качеством материала и точной геометрией. Кроме того, отверстие под стержень клапана уже имеет необходимый диаметр и не требует развертки.

Втулки клапанов Метелли
Ржавые седла
Втулки клапанов Метелли
Окно тосольное
Окно тосольное
Седла

Двигатель эксплуатировался на газу (на данный момент ГБО на автомобиле нет) - головку не раз ремонтировали, седла достаточно сильно заглублены и все клапана торцованы. Торцовка стержня клапана - плохой вариант ремонта, поскольку снимается упрочненный слой на торце.
При работе с головкой требуется строгий порядок - каждая деталь относится к своей "секции" и ни при каких условиях их нельзя перепутывать. Это - залог качественного и аккуратного ремонта.

Торцованные клапана
Порядок при ремонте

Клапана ставим новые, серийные 37х31 мм. Выпускные - "СТК Мотор Спорт" (по технологии 2112), впускные - производства ОАО "Самарский завод клапанов". Торцовку не делаем! Благодаря применению тюнингового распредвала с уменьшенной базой кулачков, остается большой запас по регулировке зазоров, который можно компенсировать либо подпятниками, либо просадкой седел. Просадку седел за нас уже выполнило газовое топливо, по-этому на тех клапанах, где запас по зазору еще большой - применяем тонкие подпятники. Таким образом, обходимся совершенно без торцовки, а это - еще один показатель качественного ремонта.
Восстанавливаем фаски седел, заодно выводя соосность пары "втулка-седло", далее - притирка клапанов.
Маслосъемные колпачки, сальник распредвала - импортные, производства Elring. По толщине регулировочных шайб видно, что оставлен достаточно большой запас по регулировкам, шайбы в стандартном диапазоне, и при этом обошлись без торцовки.
Тюнинговый распредвал выбран универсальный, с подъемом 10,6 - это один из наиболее оптимальных вариантов для тюнинга серийного двигателя без крупных затрат.

Отремонтированные седла
Выпускные клапана  "СТК Мотор Спорт"
Ставим распредвал
Головка в сборе
Головка в сборе
Головка в сборе и RS542 вал
Большой запас по регулировке
Большой запас по регулировке

Из всех тосольных окон были определены 2 окна, наиболее критично изъеденных кислотой. В данном варианте для восстановления окон была применена установка ДИМЕТ для газодинамического напыления порошкового металла. Для восстановления критично изъеденных участков применили порошок "олово-цинк". Метод газодинамического напыления отличается от аргонно-дуговой сварки тем, что головка не подвергается достаточно сильному нагреву, наращивание металла более аккуратное, однако, стоимость данной операции выше, чем у аргонно-дуговой сварки.
На фотографиях видно, что после фрезеровки восстановленные напылением участки имеют несколько иной оттенок.

Отфрезерованная головка
Стандартная камера сгорания
Восстановленное тосольное окно по технологии ДИМЕТ
Восстановленное окно
Восстановленное окно
Головка в сборе

Головка готова, возвращаемся к блоку. После расточки и хонинговки блок моется под высоким давлением - удаляется грязь, абразив и частицы металла после расточки и хонинговки.
По заказу устанавливаем масляные форсунки охлаждения поршней. Основная сложность - блок 1111, диаметры цилиндров всего 76,4 мм! И щель между противовесом коленвала и стенкой цилиндра достаточно узкая, а форсунки должны стоять так, что-бы струя масла была направлена именно в эту щель, да еще в нужном направлении.
Специальным образом рассверливаем коренные шейки, запрессовываем доработанные форсунки с применением герметика.

Блок 1111
Блок 1111
Установка масляных форсунок
Установка масляных форсунок
Установка масляных форсунок
Установка масляных форсунок
Установка масляных форсунок
Установка масляных форсунок

Начинаем сборку блока. Превентивно меняем шатуны - старые перепрессовывались много раз и нет гарантий что выдержат еще одну перепрессовку. Новые поршни - производства ТДМК. Коренные и шатунные вкладыши - ЗМЗ "Двойной ресурс". Упорные полукольца - новая разработка ЗМЗ - из оригинального алюминиево-кремниевого сплава.

Поршни ТДМК
Вкладыши ЗМЗ

Еще раз проверяем положение форсунок при смонтированном коленвале. Как видно, из-за малого диаметра цилиндров 1111 блока - места совсем чуть-чуть, но форсунки уместились тютелька-в-тютельку.

Форсунки охлаждения поршней в блоке 1111
Форсунки охлаждения поршней в блоке 1111

Устанавливаем новые сальники - передний и задний. Оба - производства Elring. Старый задний сальник оказался совершенно убитым - кромка ссохлась и испещрена трещинами. Отсюда сочилось масло... Шестерни урвалов ставим новые, пластиковые.

задний сальник коленвала
Пластиковые ШУВы
Старый сальник потрескался
Старый сальник потрескался
задняя крышка блока
Собираем блок

Венец маховика заметно изношен, оборотная сторона тоже признана неудовлетворительной (в ряде случаев возможна установка венца "наоборот"). По-этому, на маховик установлен новый венец.

Венец маховика
Венец маховика
Венец маховика
Маховик на двигателе

Старое сцепление еще бы послужило тысяч 10-20, но владелец автомобиля справедливо рассудил, что лучше сделать всё сразу и надолго, чем позже снимать коробку и менять сцепление.

Сцепление
Сцепление

По-этому, ставим одно из самых лучших сцеплений, которое только возможно найти на Оку - Крафт. Качество деталей говорит само за себя, а множество положительных отзывов лишь подтверждают правильность выбора.

Сцепление КРАФТ для Оки
Сцепление КРАФТ для Оки
Сцепление КРАФТ для Оки
Сцепление КРАФТ для Оки

Блок собран и вместе с головкой отдан клиенту, с подробным инструктажем, для дальнейшей установки на автомобиль.

Блок в сборе
Блок в сборе

В данном примере показан комплексный капитальный ремонт двигателя, с элементами тюнинга. В результате взвешенного подхода, работы выполнены в достаточно сжатый срок, а клиент смог определить и подобрать конфигурацию ремонта и тюнинга в соответствии со своими финансовыми возможностями.


Статья написана: 08 марта 2008 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.