Volkswagen Pointer 1.0 - капитальный ремонт двигателя

Очередной пациент на ремонт - автомобиль Фольксваген Поинтер, с двигателем объема 1.0 литра. Модель двигателя - BJR. Автомобиль привезли на эвакуаторе, т.к. на передней части автомобиля не предусмотрено никаких буксировочных проушин или мест, куда можно было бы зацепить трос.

Показания к ремонту двигателя - зимой загорелась лампа давления масла, и вскоре двигатель застучал. Пробег автомобиля - всего 112 тыс.км. Хозяин один, автомобиль покупался у официального дилера и сомнений в скрученности пробега не было.

Автомобиль загнали на подъемник. В двигатель лили Castrol Magnatec 5W40 - уже знакомое нам масло, загубившее немало моторов.

Volkswagen Pointer 1.0
Castrol Magnatec

Заглянем под капот. Двигатель расположен в отсеке продольно, привод - на передние колёса. Радиатор охлаждения за левой фарой. Компоновка сразу напомнила Москвич, который мы капиталили в начале года.
Заглянем в документы - мощность двигателя 65 л.с., четыре цилиндра, ход шатунной шейки 70.1 мм, диаметр цилиндра 67.1 мм. Между прочим, диаметр цилиндра меньше, чем у трёхцилиндрового Матиза.
Автомобиль бразильской сборки, двигатель изготовлен там же.

Двигатель Volkswagen Pointer 1.0
Двигатель Volkswagen Pointer 1.0

Для удобства работы с передней частью двигателя - снимаем бампер. Наблюдаем ремень привода вспомогательных агрегатов в довольно печальном состояии.

Снятый бампер Volkswagen Pointer 1.0
Ремень привода генератора Volkswagen Pointer 1.0

Начинаем разбирать двигатель. Снимается крышка корпуса воздушного фильтра, затем и сам корпус. Дроссельная заслонка - электронная. Выпускной коллектор прикрыт стальным щитком, который нужно снять. Крышка ремня ГРМ на простых защелках.

Volkswagen Pointer 1.0 - капитальный ремонт двигателя
Volkswagen Pointer 1.0 - капитальный ремонт двигателя
Volkswagen Pointer 1.0 - капитальный ремонт двигателя
Volkswagen Pointer 1.0 - капитальный ремонт двигателя
Volkswagen Pointer 1.0 - капитальный ремонт двигателя
Volkswagen Pointer 1.0 - капитальный ремонт двигателя

Пока отмачиваются гайки выпускного коллектора, снимаем рампу форсунок и впускной ресивер. Они пластиковые. Катализатор на автомобиле с одним датчиком кислорода (до катализатора), по-этому катализатор можно заменить прямой трубой (в случае его отказа), но по нашей машине такой задачи не поставлено.

Volkswagen Pointer 1.0 - капитальный ремонт двигателя
Выпускной коллектор Volkswagen Pointer 1.0
Volkswagen Pointer 1.0 - капитальный ремонт двигателя
Volkswagen Pointer 1.0 - капитальный ремонт двигателя
Впускной ресивер Volkswagen Pointer 1.0

Демонтируем клапанную крышку, она же одновременно является и верхней частью постели распредвала. Здесь владельцу авто очень повезло - вследствие масляного голодания постель распредвала не успела повредится, как и сам распредвал. А это - значительная экономия в ремонте!
Привод клапанов осуществляется через коромысла с роликами, зазоры клапанов выбираются гидрокомпенсаторами. Головка восьмиклапанная. Снимаем головку и временно откладываем в сторону - ею займёмся позже.

Распредвал Volkswagen Pointer 1.0
ГБЦ Volkswagen Pointer 1.0
Гидрокомпенсаторы Volkswagen Pointer 1.0
Головка блока цилиндров Volkswagen Pointer 1.0

Вернемся к блоку цилиндров Поинтера. Состояние стенок цилиндров посредственное, в одном из цилиндров наблюдается задир. Цилиндры приговариваются к расточке в ремонтный размер. В любом случае блок цилиндров нужно снимать и разбирать.

Блок цилиндров Volkswagen Pointer 1.0
Блок цилиндров Volkswagen Pointer 1.0
Блок цилиндров Volkswagen Pointer 1.0
Блок цилиндров Volkswagen Pointer 1.0
Блок цилиндров Volkswagen Pointer 1.0
Блок цилиндров Volkswagen Pointer 1.0

Освобождаем блок от опор и навесных агрегатов, отсоединяем от коробки передач и вытаскиваем из отсека лебедкой. После снятия поддона обнаруживается виновник масляного голодания - забитый шламом маслоприёмник. Сеточка полностью закокосована. Так же видим посиневший от перегрева шатун и шейки коленвала. Внутренности поддона покрыты мазеобразным шламом. Вот вам и Кастрольчик, синтетика... До тех пор, пока масла типа Кастрола и Шелла будут продаваться и заливаться в моторы, у нас всегда будет работа.

Блок цилиндров Volkswagen Pointer 1.0
Блок цилиндров Volkswagen Pointer 1.0
Блок цилиндров Volkswagen Pointer 1.0
Блок цилиндров Volkswagen Pointer 1.0
Забитый маслоприёмник Volkswagen Pointer 1.0
Посиневший шатун Volkswagen Pointer 1.0
Блок цилиндров Volkswagen Pointer 1.0
Блок цилиндров Volkswagen Pointer 1.0

Смех смехом, но мотор надо ремонтировать. Сняли сцепление, оно оказалось в отличном состоянии. Маховик тоже не требует ремонта, но вот его вес удивил - целых 7 килограмм! Тяжеленный и толстенный!!

Блок цилиндров Volkswagen Pointer 1.0
Блок цилиндров Volkswagen Pointer 1.0

Открутили крышки шатунов, вытащили шатунно-поршневую группу. Поршни в коксе, масло моет из рук вон плохо, хотя в блоке есть форсунки для охлаждения поршней. Подивились очень длинным шатунам - у мотора высокое RS-соотношение. По теории должна быть небольшая нагрузка на стенки цилиндров, но практика здесь обратная - хонинговку с цилиндров как корова языком слизнула, а ведь пробег всего 112 тыс.км. Коленвал представляет собой печальное зрелище - повреждены как шатунные, так и коренные шейки, вкладыши сбивали молотком и зубилом.

Блок цилиндров Volkswagen Pointer 1.0
Блок цилиндров Volkswagen Pointer 1.0
Шатуны и поршни Volkswagen Pointer 1.0
Шатуны и поршни Volkswagen Pointer 1.0
Шатуны и поршни Volkswagen Pointer 1.0
Приваренные вкладыши Volkswagen Pointer 1.0
Приваренные вкладыши Volkswagen Pointer 1.0
Приваренные вкладыши Volkswagen Pointer 1.0
Коленвал Volkswagen Pointer 1.0
Коленвал Volkswagen Pointer 1.0
Блок цилиндров Volkswagen Pointer 1.0

Дальше началась эпопея с поиском и подбором запчастей. Необходимо отметить, что клиент в этом муторном этапе никоим образом не участвует - данная работа входит в стоимость капремонта и мы сами подбираем и заказываем все запчасти.
Выяснилось, что машина в России непопулярна, каталогов нет, запчасти редкие и неоригинальных запчастей по двигателю так же практически нет. Данный двигатель с некоторыми изменениями ставился на Seat Arosa 1.0 (ALD или ANV), IBIZA 1.0 - пришлось подбирать запчасти от "родственников". Ну а раз мотор не популярен, то и азиатские "друзья" так же обошли вниманием этот мотор и надежды на недорогие неоригиналы рухнули (вас смущают азиатские неоригинальные запчасти? Так вот, практика применения поршней, вкладышей и прочих комплектущих типа "Autowelt" показала - ставить можно, ходят нормально! А цена в разы ниже!).

Прежде всего, нужно было решить проблему с поршнями и вкладышами. Поршни подобрали с увеличением диаметра +0.5 мм, Кольбеншмидт. С вкладышами пришлось долго возится, но и их подобрали, с уменьшением диаметра шеек коленвала на 0.25 мм. Теперь сомнений в том, что мотор восстановим - не было. Цена поршней - кусючая, 11 тысяч рублей за комплект (поршни + пальцы + кольца). Так же заказали некоторые прокладки, ремни, маслоприёмник, фильтра.
Поиск по каталогам показал, что коленвал в запчасти не поставляется, блок в сборе (новый) без головки стоит 110 тысяч рублей, новый шатун - 4 тысячи рублей. Веселый и очень дорогой моторчик, по другому и не скажешь...
Сальники на этом моторе не текли, заказывать их не стали, менять еще рано, да и цены не менее занятные - полторы тысячи за задний сальник...

Запчасти на двигатель (поршни, вкладыши, прокладки, фильтра, ремни) обошлись почти в 19 тысяч рублей.

Блок расточили и отмыли. Хонинговка выполнена на станке SUNNEN.

Расточка Блока цилиндров Volkswagen Pointer 1.0
Расточка Блока цилиндров Volkswagen Pointer 1.0
Расточка Блока цилиндров Volkswagen Pointer 1.0
Расточка Блока цилиндров Volkswagen Pointer 1.0

Коленвал прошлифовали в ремонтный размер -0.25 мм, маслоканалы продули. Поскольку в коленвале нет заглушек (косое сверление), чистка каналов несложна. Упорные полукольца поставили новые, стандартной толщины. Собрали блок цилиндров Фольскваген Поинтер с коленвалом и ремнтными кладышами. Шейки коленвала отполированы, для снижения мех.потерь и риска проворота вкладышей. Коленвал в постели крутится очень легко.

Расточка Блока цилиндров Volkswagen Pointer 1.0
Расточка Блока цилиндров Volkswagen Pointer 1.0
Расточка Блока цилиндров Volkswagen Pointer 1.0
Расточка Блока цилиндров Volkswagen Pointer 1.0

Далее фото новых поршней. Горелый шатун просто так ставить в двигатель нельзя - если подшипник застучал, значит будет деформация нижней головки шатуна. Это неизбежно приведет к аварии в дальнейшей эксплуатации - шатун может оторвать или вкладыш провернет. Помня про стоимость нового шатуна в 4 тысячи рублей, шатун удалось отремонтировать, т.е. восстановить геометрию нижней головки шатуна хонингованием. Цена ремонта составила всего 500 рублей. Остальные три шатуна не требовали ремонта.

Расточка Блока цилиндров Volkswagen Pointer 1.0
Расточка Блока цилиндров Volkswagen Pointer 1.0
Расточка Блока цилиндров Volkswagen Pointer 1.0
Расточка Блока цилиндров Volkswagen Pointer 1.0
Расточка Блока цилиндров Volkswagen Pointer 1.0

Поршни ремонтные и родные имеют отличие - стрелки (указывают ориентацию поршня на привод ГРМ) направлены в разные стороны. Что-бы эта стрелка не вводила в заблуждение, она аккуратно удаляется с поршня, а ориентацию поршня производим так, как стояли родные поршни.

Поршни Volkswagen Pointer 1.0
Поршни Volkswagen Pointer 1.0
Поршни Volkswagen Pointer 1.0

Поршни собраны с шатунами, установлены ремонтные вкладыши (на вкладышах нет стопорных усиков, вот почему ремонт "горелого" шатуна так важен), блок собран.

Поршни Volkswagen Pointer 1.0
Шатунные вкладыши ремонт Volkswagen Pointer 1.0
Поршни Volkswagen Pointer 1.0
Блок в сборе Volkswagen Pointer 1.0
Поршни Volkswagen Pointer 1.0

Еще одно веселое место этого двигателя - задний сальник коленвала, а точнее задающий (реперный) диск. Этот диск служит отметчиком для датчика положения коленвала, который устанавливается в держателе сальника. Реперный диск просто напрессовывается на задний хвостовик коленвала. Проблема в том, что его сняли, не пометив взаимное положение хвостовика и диска. Собирать наобум - означало приговорить всю сборку на неудачу. Ошибка в положении диска привела бы к тому, что компьютер управления двигателем считывал бы неверную информацию положения коленвала. В результате мотор мог или вообще не завестись, либо работал с нарушенными углами опережения зажигания - появилась бы детонация от ранних углов, или прострелы во впуске и плохая приёмистость от поздних углов.
Информации в интернете на эту тему практически нет, а та что есть - крайне скудна. Покупать некие приспособы от Фольксвагена за 250 евро что-бы выставить этот диск желания не было, был предпринят мозговой штурм на тему выставления реперного диска и после анализа всей информации было найдено решение.
Итак, накидываем на коленвал малую шестерню ГРМ, и выставляем коленвал в ВМТ по меткам на маслонасосе (риска 2V) и шестерне (скошенный зуб). На реперном диске есть своя метка - дырка. Её совмещаем с меткой (риска и дырочка) на корпусе сальника. Смущала еще одна небольшая метка, которая находилась неподалеку, но на неё обращать внимание не нужно.
В итоге что имеем - коленвал стоит в ВМТ, а положение задающего диска на коленвале Volkswagen Pointer 1.0 выставлено так, как показано на фотографии ниже.

Поршни Volkswagen Pointer 1.0

Еще одна проблема - задний игольчатый подшипник, который запрессован в хвостовик коленвала. Принцип работы как на ВАЗовской классике - хвост первичного вала КПП работает в подшипнике коленвала. При шлифовке коленвала данный подшипник удаляется и его желательно заменить на новый. Разумеется, новый подшипник заказать нельзя (не поставляется). Едем в специализированный магазин подшипников, где минут за двадцать по каталогам нам подбирают похожий подшипник. Единственная разница - иная форма сепаратора и высота "аналога" - больше на 1 мм. Это несущественно. Продавец объявляет, что цена подшипника 120 рублей, а поскольку магазин оптовый, минимальная партия продажи столь редкого подшипника будет 45 штук. Когда продавец полностью насладился эффектом своей оригинальной шутки, он конечно же продал нам один подшипник.
Новый подшипник запрессовываем в гнездо и обильно закладываем синтетическую смазку с модификатором трения.

Подшипник коленвала Volkswagen Pointer 1.0
Подшипник коленвала Volkswagen Pointer 1.0
Подшипник коленвала Volkswagen Pointer 1.0

Следующий этап сборки - маслоприёмник. Новый маслоприёмник не совсем от Поинтера, подходит по всем точкам крепления и общей форме, но вот незадача - маслоприёмник выше, и поддон с ним не закроется. После нехитрых манипуляций со сварочным аппаратом, маслоприёмник встал на место и поддон был закрыт.

Маслоприёмник Volkswagen Pointer 1.0
Маслоприёмник Volkswagen Pointer 1.0
Маслоприёмник Volkswagen Pointer 1.0
Маслоприёмник Volkswagen Pointer 1.0
Маслоприёмник Volkswagen Pointer 1.0

Блок в сборе установили в отсек.

Маслоприёмник Volkswagen Pointer 1.0
Маслоприёмник Volkswagen Pointer 1.0
Маслоприёмник Volkswagen Pointer 1.0

Настал черед головки. Пробег в общем-то небольшой, 112 тысяч км, постель распредвала в хорошем состоянии, но раз уж вскрыли мотор, надо и головку посмотреть. Рассухарили клапана. Износ направляющих уже есть, но еще не критический, еще поработает. Стержни клапанов (диаметр 6 мм!) и тарелки в хорошем состоянии, а вот маслосъемные колпачки уже выработали свой ресурс.

Головка блока цилиндров  Volkswagen Pointer 1.0
Головка блока цилиндров  Volkswagen Pointer 1.0
Головка блока цилиндров  Volkswagen Pointer 1.0
Головка блока цилиндров  Volkswagen Pointer 1.0

Ограничились лишь заменой маслосъемных колпачков, поставили колпачки фирмы GOETZE и удалили нагар с тарелок клапанов. После очистки привалочной плоскости (фрезеровка тут не требуется) головка готова к установке на двигатель.

Клапана Volkswagen Pointer 1.0
Клапана Volkswagen Pointer 1.0
Клапана Volkswagen Pointer 1.0
Маслосъемные колпачки Volkswagen Pointer 1.0
Отремонтированная головка Volkswagen Pointer 1.0

Головку установили на двигатель, постель распредвала приклеивается на клей Локтайт, ставим новые ремни ГРМ и привода вспомогательных агрегатов. Топливные форсунки промыли ультразвуком и проверили на стенде - форсунки в отличном состоянии. Уплотнительные колечки заменили, они универсальные и подходят от ВАЗа.

Капремонт Volkswagen Pointer 1.0
Капремонт Volkswagen Pointer 1.0
Привод ГРМ Volkswagen Pointer 1.0
Капремонт Volkswagen Pointer 1.0
Капремонт Volkswagen Pointer 1.0
Топливные форсунки Volkswagen Pointer 1.0

Мотор собран, залито новое масло:

Капремонт Volkswagen Pointer 1.0
Капремонт Volkswagen Pointer 1.0

Запуск мотора - и он заработал! После небольшой обкатки на холостом ходу (проверили работу системы охлаждения) произвели небольшую поездку по прилегающим улицам - мотор едет отлично, никакой детонации нет, реперный диск на коленвале стоит правильно!

Убедившись, что всё нормально работает, установили бампер и защиту картера - машину можно отдавать клиенту.

Типовая смета на капремонт двигателя Volkswagen Pointer 1.0 размещена в разделе прайс-лист. Данная смета позволяет сориентироваться в объеме работ и ценах на запчасти.


Статья написана: 14 июля 2013 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.