Капитальный ремонт двигателя
Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)

Год назад мы уже делали капремонт двигателя весьма экзотичного в наших краях автомобиля Alfa Romeo 147. Об этой работе был опубликован отчёт, после которого было получено некоторое количество писем и звонков с различными вопросами. Несмотря на эти вопросы, думалось, что повторения работы уже не будет, т.к. машина крайне редка в наших краях.

ВСТУПЛЕНИЕ

Зарекаться оказалось напрасно. В июле 2013 года поступил звонок из Тольятти - человек купил в Москве 147-ю Альфу Ромео, пригнал в Тольятти и обнаружил огромный расход масла. Машину он загнал в некий сервис у себя в Тольятти на капремонт. "Мастера" сняли двигатель с автомобиля, после чего поняли, во что они "вляпались". Не имея опыта работы с подобными моторами, они не смогли даже разобрать блок цилиндров. Напомню, в прошлом отчёте был показан хитрый болт крепления шкива коленвала, имеющий левостороннюю резьбу - его невозможно открутить никаким удлинителем, для его удаления нужно аккуратно подрезать шляпку болта болгаркой. Несмотря на мой отчёт, эти люди внезапно охладели к ремонту этого двигателя, процесс встал, и клиент решил обратиться к нам за помощью. Ему было предложено прислать нам двигатель и головку транспортной компанией, что и было сделано.

Глава 1. ПРИСЛАННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Итак, некоторые вводные данные. Автомобиль клиента - Alfa Romeo 147 в комплектации Ti. Пробег немал - аж 265 тыс.км. Двигатель 1.6 литра, фирменная система TwinSPARK (две свечи на цилиндр), мощность 120 л.с. (по другим данным 125 л.с.), год выпуска машины - 2001. Главное отличие от предыдущей работы - двигатель оснащен фазовращателем на впускном распредвалу! Благодаря этому достигнута мощность 120 л.с.. Более слабый двигатель, который мы ремонтировали год назад - имеет мощность 105 л.с. и называется TwinSPARK ECO (очевидно, намёк на экологичность двигателя), фазовращатель на таком моторе отсутствует.

Транспортная компания сработала быстро, и вот, блок цилиндров и головка получены, можно осмотреть прибывшее железо. Блок цилиндров пришёл в сборе. Обращаем внимание на мощное оребрение алюминиевого поддона - итальянцы сэкономили на масляном радиаторе, но постарались максимально охладить поддон. В частности, предусмотрена доп.ёмкость для масла в поддоне с отдельной крышкой. На блоке осталась толстая паронитовая прокладка. В блоке стоят разные поршни!! Три поршня - с глубокими циковками и небольшим вытеснителем, А один поршень - плоский, без циковок, но с очень небольшой "лужей".

Капитальный ремонт двигателя Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)
Капитальный ремонт двигателя Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)
Капитальный ремонт двигателя Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)
Капитальный ремонт двигателя Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)

Головка блока цилиндров в плачевном состоянии. Начинаем её разбирать.

Головка блока цилиндров Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)
Головка блока цилиндров Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)
Головка блока цилиндров Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)
Головка блока цилиндров Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)

Оба распредвала сильно изношены. Часть кулачков сточились почти до круглого состояния.

Износ кулачков распредвала Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)
Износ кулачков распредвала Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)
Износ кулачков распредвала Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)
Износ кулачков распредвала Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)

Рассухариваем клапана. На одном клапане не было маслосъемного колпачка. В принципе не было. Учитывая разные поршни (как показатель культуры ремонта мотора) - неудивительно. Гидрокомпенсаторы в ужасном состоянии - они изъедены стружкой от изношенных кулачков. Свечи тоже превратились в утиль - они полностью закоксованы маслом. Состояние клапанов тоже посредственное - голову ремонтировали неаккуратно, на штоках клапанов задиры. На одном из цилиндров клапана плохо прилегали к сёдлам - видны следы прогаров на сёдлах. Так же в камере сгорания был обнаружен след от кусков клапанов - на этом моторе случались "сталинграды", с обрывом клапанов.

Дефектовка головки Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)
Дефектовка головки Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)
Дефектовка головки Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)
Дефектовка головки Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)

Один из гидрокомпенсаторов явно не от этого двигателя - он сильно отличается по высоте от прочих. На этом гидрике от кулачка распредвала не осталось живого места. Фазовращатель работает в сменных вкладышах - эти вкладыши тоже изношены и требуют замены.

Дефектовка головки Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)
Дефектовка головки Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)
Дефектовка головки Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)
Дефектовка головки Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)
Дефектовка головки Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)

Настало время разобрать блок цилиндров. Коренной болт шкива даже и не стали пробовать откручивать ключами - это бесполезно. Аккуратно подрезаем шляпку болта, натяг пропадает и болт с шайбой легко откручиваются.

Разборка блока цилиндров Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)
Разборка блока цилиндров Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)
Разборка блока цилиндров Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)
Разборка блока цилиндров Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK (120 л.с., фазовращатель)

После удаления болта, блок разбирается очень легко. Коленвал в среднем состоянии - абразив от съеденных кулачков распредвала уничтожил почти все трущиеся части в моторе. От вкладышей коленвала не осталось и живого места, коренные шейки коленвала с задирами.

Коленвал Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Коленвал Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Коленвал Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Разобранный блок Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Вкладыши Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Вкладыши Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Посмотрим на поршни. Поршневые кольца предельно изношены - от гребешков маслосъемных колец мало что осталось. Но что за колхоз с одним поршнем?! На одном шатуне и коленвале нашли метку краской - судя по следам от оторванного клапана на головке, мотор пережил "сталанград", после которого в него в Москве накидали что нашли по помойкам-разборкам и продали машину. После терзания каталогов, выяснили, что три поршня с глубокими циковками - от двигателя 1.6 с фазовращателем, а плоский поршень без циковок - от мотора 1.6 ECO (подобный мы капиталили год назад). Это большая проблема - во-первых, культура ремонта не позволяет собрать мотор с таким колхозом (поршни банально имеют разный вес), во-вторых цилиндры сильно изношены, их надо точить и хонинговать в ремонтный размер, в-третьих блок уже расточен в ремонтный размер +0.4 мм! Т.е. мы не можем перегильзовать блок под старые поршни, т.к. они - сборная солянка!
Далее. На плоском поршне явно видны два следа от удара впускных клапанов - следовательно на моторе 1.6 с фазовращателем предусмотрен совсем другой разворот кулачков распредвалов, нежели на моторе 1.6 ECO. Говоря простым языком, на 120-сильном моторе подъем клапанов в фазе ВМТ больше, чем на 105-сильном двигателе. Плюс фазовращатель на впускном распредвалу еще увеличивает подъем клапана в перекрытии, доворачивая впускной распредвал на высоких оборотах! Колхозники, собравшие движок с разными поршнями в Москве этого не учли, и получили загиб клапанов - скорее всего еще на первом пуске. Дабы запустить двигатель, они поставили толстую прокладку под ГБЦ, и перенастроили впускную звёздочку на фазовращателе.
Да-а... Степень колхоза и убитости данного мотора - зашкаливает все термометры в палате... А расхлёбывать-то всё это нам!! Не зря "мастера" в Тольятти охладели к этому мотору - здесь нужно головой думать, а не просто гайки крутить.

Поршни Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Поршни Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Поршни Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Поршни Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Настал черед дефектовки фазовращателя. Это цилиндр, прикручиваемый к впускному распредвалу, который управляется давлением масла от электромагнитного клапана (установлен на впускном коллекторе). Задача фазовращателя - довернуть распредвал относительно шкива ГРМ на определенный угол. Он включается примерно после 4000 об, увеличивая подъем впускных клапанов в верхней мёртвой точке (ВМТ), что улучшает продувку цилиндров и повыщает мощность на высоких оборотах.
На фазовращателе - звёздочка с пазами (заводская разрезная шестерня!). Никаких заводских меток на ней нет, соответственно, "с кондачка" выставить распредвалы относительно коленвала не получится.
Фазовращатель разбирается несложно - внутри обнаружилось огромное количество абразива от изношенных кулачков. Вся эта грязь циркулировала в моторе и быстро сокращала его ресурс. На торце фазовращателя следы от газового ключа - ничего лучше для вращения впускного распредвала "сервисгоблины" не могли придумать...
На 6-й фотографии видно, насколько сильно изношен 1-й кулачок на распредвалу.

Фазовращатель Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Поршни Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Фазовращатель Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Фазовращатель Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Фазовращатель Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Фазовращатель Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Фазовращатель Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Фазовращатель Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Фазовращатель Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK


Глава 2. ТРАНСПОРТИРОВКА АЛЬФЫ В ЧЕЛНЫ

После разборки двигателя, начали искать поршни. Поиски сразу же споткнулись - на данный двигатель (1.6 TwinSPARK с фазовращателем) нет никаких поршней. Ну то-есть вообще никаких - ни ремонтных, ни стандартных. По каталогам пробегали некие поршни на второй рем.размер +0.8 мм, но их было невозможно заказать (отсутствуют в России у поставщиков). Стандартные заводские альфовские поршни предлагались по космическим ценам - от 8 тыс.руб за 1 шт. Платить более 30 тыс. руб за комплект поршней, со сроком поставки до 10-15 дней показалось слишком жирновато.
В интернет-магазине "Емекс" были заказаны поршни Мале от альфовского двигателя 1.6 л предыдущего поколения за 7,4 тыс. руб (комплект), когда они пришли, выяснилось, что заказ этих поршней был ошибкой - они нам не подходили по компрессионной высоте. В магазине отказались вернуть деньги за товар (три коробки не были вскрыты, а четвертая, вскрытая, была в сохранности, включая поршень и его упаковку), вежливо послав куда подальше. Изучив "Закон о защите прав потребителей", была составлена досудебная претензия-требование о возврате товара надлежащего качества и при свидетеле подана в адрес директора этого "магазина". Директор "Емекса" согласился вернуть деньги за товар, но с 40% уценкой. После анализа судебной практики по данным делам, было решено согласится с этим предложением - шансов выиграть суд не было. Таким образом, мы потеряли 2874 руб из-за ошибки в подборе поршней. В отместку Емекс включил на нашем аккаунте наценку в +15% к стоимости всех запчастей, что сделало дальнейшую работу с этой конторой нецелесообразной. Учитывая хамское отношение складских работников еще при первой выдаче товара, было решено отправить эту шарашку в игнор и работать с другими интернет-магазинами (с тем же Экзистом - положительный опыт работы на протяжении нескольких лет).

На подбор и поиск поршней ушло немало часов. Учитывая кривизну и неполноту каталогов на Альфу, подбор был сильно затруднен. В итоге остановились на поршнях Nural, для двигателя 1.6 ECO. Диаметр +0.4 мм (придётся гильзовать цилиндры). Как уже было написано выше, именно для нашего мотора поршней не было, а ЭКОвские поршни при той же геометрии не имели циковок для клапанов. Попробуем решить эту проблему позже. За комплект поршней с кольцами и пальцами отдали 22,8 т.р.

По мере подбора запчастей, дефектовки старых деталей, стало ясно, что собрать мотор (в частности привод ГРМ) в Тольятти не смогут. Дело в том, что плоские поршни с высокой долей вероятности приведут к "втыку" клапанов на рабочем процессе, и это можно выяснить только при сборке двигателя, тщательно промерив подъемы клапанов и запас от тарелки клапана до поршня. Маловероятно, что данную работу смогут провести в обычном СТО. Так же для выставления распредвалов нужно иметь копиры (данную проблему мы хотели решить нетривиальным способом, но об этом позже). Не было смысла делать блок и головку, если в СТО загнут клапана при первом же пуске двигателя. Надо так же отметить, что мы решили наплавить кулачки распредвалов по нашей технологии, и отдать их на шлифовку, с накаткой тюнинговых профилей из арсенала Нуждина. Это вышло бы дешевле, чем покупать новые распредвалы (по 7-8 т.р. за 1 вал). Однако, после наплавки распредвалы сильно деформировались, что сделало невозможным их рихтовку и шлифовку кулачков - пришлось валы списать в утиль.

После обсуждения ситуации с владельцем авто, было решено забирать из Тольятти машину, для сборки двигателя и его запуска непосредственно у нас. Владелец забрал машину с тольяттинского СТО, "мастера" сложили все детали от двигателя в багажник, взяли 9 тыс. руб за снятие двигателя (думается, их радости не было предела).

Эвакуация авто из Тольятти (и перегон в Набережные Челны) была осуществлена силами "Мастерской K-POWER" на собственной "тележке-корчевозке". На выезде из Тольятти наряд ДПС весьма живо интересовался Альфой, но препятствий в проезде чинить не стали.

Транспортировка машины Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Транспортировка машины Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Машина привезена, надо разбирать гору железа, сваленного в багажнике. Это был самый плохой пример для работы с двигателем - кто-то посторонний снял двигатель, а нам всё это собирать. Если бы это был ВАЗ - никаких проблем, мотор простой, что-где стоит - известно. А здесь - багажник, забитый фаршем неизвестного двигателя, откуда сняты детали - мы не знаем. Так же мы не знаем, что сломано из запчастей, а что отсутствует. Если утеряны важные запчасти, мотор можно просто не собрать!! Масштаб этого риска становился понятен только в процессе вытаскивания и осмотра незнакомых запчастей.

Транспортировка машины Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Транспортировка машины Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Транспортировка машины Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Транспортировка машины Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Транспортировка машины Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK


Глава 3. РЕМОНТ И СБОРКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ

Первым делом - ремонт коленвала. Промер шеек показал, что он уже был прошлифован в 1-й ремонтный размер 0.25 мм. При этом для шатунных шеек больше нет ремонтных размеров вкладышей! Шатунные шейки на нижней границе допуска, здесь обошлись малой кровью - отполировали. Коренные шейки изношены, их прошлифовали во 2-й ремонтный размер 0.5 мм, так же с полировкой. Это последний ремонтный размер для коренных шеек. При следующем капремонте двигателя этот коленвал придётся заменить на другой. Диаметр шатунных шеек позволяет ему еще поработать.
А вот с шейкой под задний сальник пришлось помучится. Дело в том, что от большого пробега на шейке образовалась глубокая выработка от старого сальника - буквально глубокая канава. Глубина канавы - около 0.5-0.8 мм, если прошлифовать шейку до исчезновения следов износа, получится большой съем металла и сальник держать масло уже не будет. Решили наплавить шейку, после чего прошлифовать её в номинальный диаметр. Поначалу при черновой обработке всё было красиво, но при шлифовке в номинал шейка превратилась в пористое решето из порин. Такое работать точно не будет - сальник просто съест этими порами. Варить снова было уже нельзя - коренные шейки уже были прошлифованы за один установ - геометрия вала напрочь была бы нарушена.

Ремонт коленвала Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт коленвала Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт коленвала Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт коленвала Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Казалось, что Альфа не хотела больше ездить, мотор словно говорил - "я устал, мне пора на покой" - с трудом подбирались запчасти, постоянно вылезали всё новые сюрпризы и неприятности. Выход из патовой ситуации всё же был найден - шейку под задний сальник окольцевали. Собирать мотор с коленвалом без ремонта канавки от сальника - бесполезно, новый сальник 100% потечет после сборки двигателя, а сдвинуть его в сторону на Альфе невозможно - он выполнен заодно с задней крышкой блока цилиндров.
Шейка под передний сальник была изношена не столь сильно, её просто прошлифовали.

Ремонт коленвала Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт коленвала Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт коленвала Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт коленвала Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Параллельно делался блок цилиндров. Цилиндры загильзовали (гильзы от ВАЗа), расточили и отхонинговали под поршни 1-го ремонтного размера, с указанным изготовителем поршней зазором. Было выполнено платохонингование.
Сальники, прокладки - всё ставим новое.

Ремонт блока цилиндров Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт блока цилиндров Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт блока цилиндров Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт блока цилиндров Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт блока цилиндров Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт блока цилиндров Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Задний сальник коленвала Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Задний сальник коленвала Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Блок цилиндров готов к установке поршневой группы:

Ремонт блока цилиндров Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт блока цилиндров Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Вот и наши "золотые поршни" от двигателя 1.6 ECO. Циковок нет, есть микроскопической глубины "лужа", которая нас не спасёт от "втыка" клапанов. На юбках есть графитовое покрытие.

Ремонтные поршни Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонтные поршни Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонтные поршни Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонтные поршни Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Блок цилиндров собран, пока закручивать тот самый хитрый болт с левосторонней резьбой. С болтом вышел настоящий детектив - его заказывали три раза, со сроком поставки 7-10 дней и все разы приходили совсем другие маленькие болты (каждый по 90 руб!). Либо итальянцы решили поиздеваться, либо это тонны ошибок в каталогах и артикулах - но нам-то без болта не собрать двигатель!!
В третий раз подбол вёл менеджер Экзиста. Пока шёл заказанный им болт, мы отдали подрезанный болт с коленвалом на завод, где нам изготовили новый болт с шайбой, подобрав резьбу по коленвалу. Болт закалили до 38 HRC (заводской Альфовский болт оказался сыромятиной!). Головку болта изготовили на фрезерном станке.
Красота, да и только! На фото далее - слева новый коренной болт, справа - оригинальный Альфовский с подрезанной шляпкой.

Блок цилиндров в сборе с поршнями Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Коренной болт коленвала с левосторонней резьбой Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Коренной болт коленвала с левосторонней резьбой Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Коренной болт коленвала с левосторонней резьбой Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Коренной болт коленвала с левосторонней резьбой Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Коренной болт коленвала с левосторонней резьбой Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Благодаря тому, что хитрый болт был изготовлен на заводе, мы смогли собрать двигатель. Через полторы недели пришёл третий итальянский болт с шайбой, подобранный и заказанный менджером Экзиста - и конечно, он оказался совершенно левым!! Мы-то конечно посмеялись над этим, но каково придётся тем, кто будет заказывать этот болт по каталогам - им можно только посочувствовать. Блок цилиндров собран!

Блок цилиндров в сборе с поршнями Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Блок цилиндров в сборе с поршнями Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

 

Глава 4. СБОРКА БЛОКА С КПП И НАВЕСНЫМ ОБОРУДОВАНИЕМ

Монтаж блока в отсек на данной машине возможен с низу, т.е. не как на ВАЗах - блок отдельно от КПП, а только в сборе с коробкой. По-этому, вначале собираем блок с коробкой в единый агрегат. К слову, маховик и сцепление мы оставили старые - они были в хорошем состоянии. Прикручиваем опоры, постепенно количество неизвестных деталей уменьшается. Попутно лечим болячки - сорванные резьбы в отверстиях и на болтах - подобных проблем тут немало.

Блок цилиндров в сборе Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Блок цилиндров в сборе Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Блок цилиндров в сборе Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Блок цилиндров в сборе Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Пока блок не установлен в отсек, снимаем трубку фреона с системы кондиционирования - резина от старости лет на ней изорвалась. Клиент просил либо заменить, либо отремонтировать. Новая трубка стоит 8 тыс.руб, замена трубок на специальные кондиционерные "Гудьир" с обжимкой обошлась всего в 1 тыс.руб!

Ремонт трубки кондиционера Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт трубки кондиционера Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт трубки кондиционера Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт трубки кондиционера Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт трубки кондиционера Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт трубки кондиционера Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт трубки кондиционера Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Топливные форсунки помыли на ультразвуковом стенде, обнаружили люфт в левой рулевой тяге, сняли её для замены. На бачке ГУРа был сломан сосочек для трубки подачи масла и все крепления. Новый бачок стоит 2,7 т.руб, отремонтировали старый - врезали металлический штуцер на герметике, бачок закрепим на хомутах.

Мойка форсунок Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт бачка ГУРа Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Рулевая тяга Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт бачка ГУРа Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт бачка ГУРа Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Нашли еще одну болячку - опора промвала привода правого колеса. На Альфе применена дополнительная опора с подшипником, для выравнивания длины приводов колёс (для исключения эффекта увода автомобиля в сторону при разгоне). Подобную конструкцию можно увидеть, например, на Фордах. Подшипник в этой опоре давным-давно уже умер, и его никто и не собирался менять до нас. Оставлять болячку не хотелось - пришлось разбирать вражескую конструкцию. Старый подшипник сняли, в специальном магазине подобрали новый и собрали опору.

Замена подшипника опоры промвала привода правого колеса Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена подшипника опоры промвала привода правого колеса Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена подшипника опоры промвала привода правого колеса Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена подшипника опоры промвала привода правого колеса Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена подшипника опоры промвала привода правого колеса Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена подшипника опоры промвала привода правого колеса Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена подшипника опоры промвала привода правого колеса Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Опору в сборе с промвалом установили на двигатель (её хорошо видно на последнем фото). Так же на мотор устанавливается боковая "плита", на которой висит гроздь вспомогательных агрегатов - генератор, насос ГУРа. Так же плита выполняет роль верхней опоры двигателя. На коробке обнаружили сломанное ухо крепления троса выбора передач. Судя по свежему излому, его сломали при снятии двигателя в Тольятти. Отломанного куска в багажнике не нашлось - вырезали утерянную часть кронштейна из железа.
Блок в сборе с коробкой и навесным оборудованием очень тяжёл - кажется, что он весит все 150 кг. А этот кусок железа и чугуна еще предстоит втащить в моторный отсек Альфы...

Блок цилиндров в сборе Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Блок цилиндров в сборе Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Блок цилиндров в сборе Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Блок цилиндров в сборе Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Блок цилиндров в сборе Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Как уже было написано выше - двигатель втаскивается в отсек Альфы снизу. Затем прикручиваются все подушки к кузову. Написано кратко, но на деле это заняло более чем полдня. Двигатель у нас установлен, остаётся отремонтировать и поставить головку, собрать привод ГРМ.

Блок цилиндров в сборе Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Блок цилиндров в сборе Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Блок цилиндров в сборе Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Блок цилиндров в сборе Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

 

Глава 5. РЕМОНТ ГОЛОВКИ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ

Поскольку ремонтом подобной Альфовской головки мы уже занимались, нового здесь для нас ничего нет. Втулки клапанов нужно менять все 16 шт, они дешевые, т.к. сделаны из чугуна. После замены направляющих, правим фаски седел на импортном станке. Притирка клапанов не потребуется. Фрезеровать плоскость тоже нет необходимости.

Направляющие втулки клапанов Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт головки Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт головки Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт головки Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт головки Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Заниматься восстановлением старых клапанов не стали, решили взять комплект неоригинальных клапанов Freccia. Сделаны они качественно, штоки с хромовым покрытием. Маслосъемные колпачки поставили Corteco.

Ремонт головки Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт головки Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт головки Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Маслосъемные колпачки Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Новая прокладка ГБЦ - стальная, как на Приоре. Прокладка состоит из двух листов. Толщина прокладки - всего около 0.3 мм! Распредвалы заказали новые, неоригинал Ajusa - впускной 7,6 т.руб, выпускной 6,7 т.руб. Как видно на фото, впускной вал под установку фазовращателя, т.е. "коротыш". В коробках вложены бутылочки специального красного "распределительного масла" - ну и затейники, эти испанцы =)

Снимаем данные с кулачков распредвалов Alfa Romeo 1.6 TwinSPARK 120HP:

Впускной распредвал: подъем клапана 8,8 мм, базовый диаметр 36 мм;
Выпускной распредвал: подъем клапана 7,36 мм, базовый диаметр 36 мм.

Заниматься замером ширины фаз не стали - и так ясно, что фаза на валах не очень широкая, иначе машина не смогла бы соответствовать нормам Евро-3, а катализатор не имел бы ресурса.

Очевидно, что мотор имеет большой потенциал тюнинга - банальное увеличение подъема клапанов до 9-10 мм и расширение фазы дало бы совсем другие результаты по мощности. Но наша цель в данной работе - не тюнинг, а поднятие двигателя буквально из разрухи, в которую его вогнали московские и тольяттинские сервисгоблины.

Прокладка головки Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Распредвалы Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Распредвалы Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Распредвалы Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Распредвалы Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Фазовращатель мы так же обновляем. Изначально он не хвастает ресурсом - ходит по 60-100 ткм, затем у него ослабевает внутренняя пружина и внутренности забиваются стружкой и продуктами износа. Неработающий фазовращатель на Альфе характеризуется дизельным звуком работы двигателя на ХХ, кроме того, владельцы такого авто замечают катастрофический износ распредвалов. Новый оригинальный фазовращатель нам обошёлся в 10,8 тыс.руб. Срок поставки - около 10 дней. Фазовращатель вкручивается на резьбовом герметике в торец впускного распредвала при помощи спец.ключа.

Фазовращатель Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Фазовращатель Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Фазовращатель Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Фазовращатель Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Фазовращатель Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Головка блока цилиндров с засухаренными клапанами, готова к установке на блок цилиндров. Гидрики и валы пока не ложим. Мы решили не тратить деньги на дорогой комплект свечей Денсо с иридиевыми наконечниками - бюджет ремонта рос просто на глазах. Подобрали и заказали простенькие свечи Бош с одинарным боковым электродом без всяких иридиево-платиновых наплавок. Центральные большие свечи - производства России, боковые маленькие - чуток подороже. За комплект свечей (на наш ТвинСпарк их надо 8 шт) отдали всего 0,9 тыс.руб! Свои 20 тыс.км эти свечи вполне отходят.

Головка блока цилиндров в сборе Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Головка блока цилиндров в сборе Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Свечи зажигания Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Свечи зажигания Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Головка блока цилиндров в сборе Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Наступил самый главный момент - промер выхода клапанов в верхней мёртвой точке коленвала. И здесь порадоваться нечему - для выпускного клапана не требовались циковки, а вот край впускного клапана лежит по краю плоскости ГБЦ, и учитывая микроскопическую толщину стальной прокладки - втык клапанов на рабочем ходе будет 100%. Недохода поршня нет, и малюсенькая лужа в поршне тоже не спасёт. Таким образом, даже при 0.5 мм подъема клапана, даже если впускные клапана не заденут поршни, на оборотах сработает фазовращатель, добавит еще около 1-1.5 мм подъема (точную величину мы уточним далее, по ходу сборки двигателя) и клапана встретятся с поршнями.
Для впускных клапанов на этом двигателе нужны циковки (лунки) в поршнях, а у нас их нет. И это - огромная проблема, делающая дальнейшую сборку двигателя бессмысленной.


Глава 6. СБОРКА ГРМ

Как мы уже выяснили, отсутствие циковок в поршнях для впускных клапанов является непреодолимой проблемой для правильной сборки и выставления распредвалов двигателя Альфа Ромео 1.6 ТвинСпарк с фазовращателем. Тонкая стальная прокладка и отсутствие запаса по утопанию впускного клапана (фактически - выход клапана на плоскость ГБЦ еще в момент его полного закрытия) приведут к касанию клапанов на рабочем ходе.
Непреодолимых проблем не бывает, по-этому пришлось сделать циковки в поршнях, взяв за образец один из "родных" поршней. Повторили форму и глубину циковок так же и для выпускных клапанов.
Необходимо уяснить, что данные циковки не спасут от загиба клапанов при обрыве ремня ГРМ - они нужны для обеспечения работы двигателя в нормальном режиме.

Поршни Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Поршни Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Теперь можно смонтировать головку, притянуть болты крепления. Устанавливаем новые гидротолкатели. Конструкция головки Альфы Ромео ТвинСпарк в части гидриков неудачная - "колодцы" неглубокие, гидрик значительно выступает над колодцем, что приводит к его качанию (перекладке) в колодце. Результат предсказуем - аналогично двигателю ВАЗ 2108 постепенно разбиваются колодцы толкателей, что приводит к качанию (люфту) гидрокомпенсатора. Данный дефект можно устранить только заменой головки на новую. В нашем случае натренированный слух всегда услышит характерный перестук стаканчиков во время работы двигателя на холостом ходу. Однако, в отличие от ВАЗ 2108, здесь не механические толкатели, а гидрокомпенсаторы - громкого стука не будет, и в салоне его не будет слышно вовсе.

Головка Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Гидротолкатели Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Головка Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Пробная укладка распредвалов выявила неприятный сюрприз. Часть гнёзд под болты крепления бугелей распредвала имела сорванную резьбу. Прошлые ремонтнички особенно не стали заморачиваться - где-то болты подлиннее поставили, а где-то просто расплющили болты молотком и вкрутили их. Разумеется, такой колхоз пришлось исправлять. Во всех дефектных гнёздах (а их оказалось 6 шт) перенарезали резьбу, вкрутили шпильки. Теперь бугеля будут закреплены надёжно.

Головка Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Головка Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Головка Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Головка Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Головка Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Головка Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Головка Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Головка Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Фазовращатель Альфы Ромео вкручивается во впускной распредвал на резьбовой клей. Внутри распредвала просверлен канал маслоподачи в фазовращатель. Если подуть сжатым воздухом в отверстие фазовращателя на носке с резьбой, можно увидеть, насколько его наружняя часть отклоняется относительно внутренней. Пометим эти перемещения для дальнейшего замера изменения подъема клапанов в точке ВМТ при срабатывании фазовращателя.

Фазовращатель Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Фазовращатель Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Фазовращатель Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

В постели впускного распредвала Альфа Ромео в шейке, где работает фазовращатель, предусмотрены вкладыши. Данные вкладыши так же продаются комплектом и мы их обновляем.

Вкладыши фазовращателя Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Вкладыши фазовращателя Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

После ремонта гнёзд крепления бугелей, можно установить распредвалы и затянуть бугеля. Сальники распредвалов ставим новые.

Установка распредвалов с бугелями Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Установка распредвалов с бугелями Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Установка распредвалов с бугелями Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Установка распредвалов с бугелями Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

На нашем двигателе московские умельцы выломали шпонку шестерни выпускного распредвала. Шестерню пришлось заказать новую, оригинальную. Нужно отметить, что данная шпонка не дает точную фиксацию шестерни на выпускном распредвалу, но она всё же нужна.

Шестерня распредвала Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Шестерня распредвала Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Для правильной сборки ремня ГРМ и выставления фаз нужны специальные кондукторы (на шестернях распредвалов нет меток), которые одеваются вместо одного бугеля на распредвалах и фиксируют каждый распредвал в определенном положении. Фактически на впускном распредвалу с завода стоит регулируемый шкив, который нужно ставить в строго определенном положении.
Мы не стали заказывать данные кондукторы, т.к. Альфа в нашем регионе - машина редкая. Вместо этого, мы выставили фазы на распредвалах аналогично спортивным двигателям ВАЗ 16 кл - с помощью индикаторных стоек. Опустим фотографии и описание данного процесса. В процессе регулировки был исследован диапазон работы фазовращателя, и выяснено, что он сдвигает впускной распредвал на опережение, увеличивая подъем впускных клапанов в фазе ВМТ примерно на 1 мм. Свободный ход шкивов и наличие циковок на поршнях позволили выставить наиболее оптимальные подъемы клапанов в фазе ВМТ для режима город\трасса.

На данном двигателе метка есть только на малом шкиве ГРМ, на коленвале. Её правильное положение показано на фото ниже (относительно риски на приливе маслонасоса). Натяжение ролика ГРМ производится с помощью болта или шпильки (вставляется в отверстие блока цилиндров), затем действуем отвёрткой как рычагом, воздействуя на лапку натяжного ролика. После совмещения контрольных лапок ролика, затягиваем болт его крепления и проверяем еще раз установку фаз газораспределения.

Метка ГРМ коленвала Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Натяжение ремня ГРМ Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Натяжение ремня ГРМ Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Метка ГРМ коленвала Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Монтируем выхлоп. Здесь уже полазили ручки наших умельцев - катализатор вырезан, вместо него наблюдаем гофру и водопроводные трубы. Верхняя часть коллектора - паук 4-2-1, с очень короткими трубами. В системе стоит 3 датчика лямбды. Паук явно не родной - оригинальные фланцы приварены толстым слоем сварки, а мест для крепления термокожуха и вовсе нет. После осмотра выхлопа, находим трещину, которую завариваем полуавтоматом. Ставим выпускной коллектор на автомобиль, применяя новую металлическую прокладку коллекторов.

Прокладка Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Паук выхлопа Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Паук выхлопа Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Паук выхлопа Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Паук выхлопа Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Паук выхлопа Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
ГРМ в сборе Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
ГРМ в сборе Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Самая сложная часть работы (исследование и сборка привода ГРМ Альфы Ромео ТвинСпарк) завершена, но работы по монтажу других систем еще немало.


Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП СБОРКИ ДВИГАТЕЛЯ

Напомню читателям, что мы не разбирали двигатель на данной машине, и стоит задача - собрать неизвестно что из деталей, хаотично сваленных в багажнике. И главное - собрать всё это правильно. На такую работу уходит много времени - ряд деталей находил своё родное место с большим трудом. Пара деталюшек не могли установится почти до самого конца сборки. Здесь проще действовать методом исключения - начать с больших узлов, а мелкие детали, уменьшаясь в общем объеме хаотически разбросанной кучи, постепенно находят своё правильное место.

Заменяем прокладку клапанной крышки на новую. Вкручиваем центральные свечи. Обратите внимание, на двигателе с фазовращателем масляный фильтр вкручивается в теплообменник - сюда подведены две трубки от системы охлаждения. Такое решение позволяет быстрее прогревать двигатель и работает как дополнительный радиатор для охлаждения масла (отдельного масляного радиатора на автомобиле не предусмотрено). При этом масляный фильтр стоит спереди внизу двигателя - при отсутствии защиты двигателя его можно повредить на дороге.

Прокладка Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Свечи Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Прокладка Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Свечи Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Масляный фильтр Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Собираем помытые ультразвуком и проверенные на стенде форсунки с топливной рампой (не забыв поменять уплотнительные колечки), монтируем рампу на впускной коллектор. На коллекторе расположен клапан фазовращателя. Откручиваем актюатор, вынимаем из гнезда - там скопились продукты износа из масляной системы. Всё это нужно промыть и тщательно продуть сжатым воздухом.

Впускной коллектор Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Впускной коллектор Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Впускной коллектор Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Актюатор фазовращателя Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Актюатор фазовращателя Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Один из болтов крепления шкива ремня доп.агрегатов был сорван. В гнезде так же - сорванная резьба. Обошлись прогоном резьбы метчиком, а сорванный болт заменили на новый - удивительным образом пригодился один из болтов, которые нам упёртые итальянцы три раза присылали по разным артикулам вместо большого коренного болта.
С монтажом ремня навесных агрегатов и натяжкой ролика особых проблем не возникло - ролик самонатягивающийся, с мощной пружиной. Нужно только ключом отвести его в сторону и надеть ремень на шкивы.

Шкив грм Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Шкив грм Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Шкив грм Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Шкив грм Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Шкив грм Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Закрываем кожух ГРМ, монтируем впускной коллектор с новой прокладкой и впускной ресивер. Катушки на свечах индивидуальные, с доп.проводом на вторую свечу на каждой катушке. Поскольку всё это монтируется на пластике, нашли в проводке и установили на место отдельные массовые провода на рамку катушек и дроссельный узел.
Дроссель у Альфы Ромео 1.6 ТвинСпарк электронный, электронный блок управления двигателем очень компактный и крепится непосредственно на дросселе.

Сборка двигателя Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Сборка двигателя Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Дроссель Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Дроссель Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Мозги Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Сборка двигателя Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Отдельная история с прокачкой сцепления. Здесь итальянцы решили соригинальничать - штуцер для стравливания воздуха не имеет резьбы и не откручивается, как на многих других машинах. Для открытия магистрали нужно частично выдвинуть шланг из штуцера. На шланге стоит 2 резиновых колечка. При сдвигании шланга открывается магистраль, в штуцер начинает выходить воздух и тормозная жидкость. С прокачкой системы пришлось повозиться - при разборке двигателя в Тольятти утеряли фиксирующую скобу, её пришлось изобрести заново. Так же обнаружилось рваное кольцо на шланге - уже при прокачке, когда при пробном нажатии на тормоз штуцер залил глаза струёй тормозной жидкости. Оба колечка заменили на колечки от топливной системы ВАЗа. Скобу штуцера дополнительно зафиксировали пластиковым хомутом - что-бы не вылетел на дороге (в дальнейшем данное решение показало себя вполне надёжным).
Под выпускных коллектором проходит тосольная труба (отлита из алюминия). Для её монтажа нужно полностью снять паук, а так же выкрутить часть шпилек из головки. В средней части труба дополнительно фиксируется к головке хитроизогнутым маленьким кронштейном. По поводу возможного места применения этого кронштейна было сломано немало извилин - куда только его не пробовали приладить - и на ролики, и как крепление кожухов - ответ пришёл в самом конце сборки движка.

Прокачка тормозов на Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Кронштейн трубы на Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

И вот, наконец-то всё собрано. Жидкости залиты (в коробку ушло около 2-х литров масла, а двигатель поглотил более 5 литров синтетики), всё прикручено и перепроверено.

Сборка двигателя Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Сборка двигателя Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Сборка двигателя Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Сборка двигателя Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Мозги Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Сборка двигателя Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Мотор пускался неохотно, сказывался долгий простой машины. Но, всё-таки он завёлся!! Потарахтев роликами, гидриками и всячески жалуясь и негодуя, как старый джинн, выпущенный из бутылки, движок начал работать постепенно всё спокойнее и ровнее.

Пробная поездка показала, что машину отдавать клиенту рано - генератор не давал зарядку, а подвеска гремела передним левым амортизатором - на кузов приходили мощные удары. Стало ясно, что машина зависнет еще на неделю-полторы, пока придут новые запчасти.

Сняли видео работы двигателя:

 


Глава 8. РЕМОНТ ПОДВЕСКИ И ГЕНЕРАТОРА

Для снятия генератора пришлось снова частично разобрать двигатель - снять ремень навесных агрегатов, а так же впускной ресивер. Крайне неудобно откручивать гайку нижнего болта генератора - она сидит вплотную к стенке опоры и ключи туда просто не лезут! В Тольятти при разборке двигателя провернули шпильку, на которую прикручен плюсовой провод реле-регулятора. Провод в итоге они оторвали от клеммы. Восстановление клеммы ничего не дало - провёрнутая шпилька оторвалась от микросхемы внутри реле-регулятора напряжения. Удалось заказать новый реле-регулятор по вполне божеской цене (неоригинал). Старый реле-регулятор пришлось буквально выламывать из генератора - два болта просто закипели. В итоге всё получилось удачно, новая "шоколадка" подошла, генератор собрали и установили, а после пробного запуска двигателя напряжение в бортсети поднялось до 14 вольт.

Ремонт генератора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт генератора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт генератора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт генератора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт генератора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт генератора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт генератора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт генератора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт генератора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Ремонт генератора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Еще при сборке двигателя нашли люфт в левой рулевой тяге. Тяга продаётся отдельно и стоит недорого (неоригинал). Тягу заказали и заменили (в старой был разбит шарнир). рулевой наконечник был признан живым и оставлен на старом месте. Замена не представляет большой сложности.

Замена рулевой тяги Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена рулевой тяги Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена рулевой тяги Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

После пробной поездки обнаружили дырку в пыльнике левого внутренного ШРУСа - через неё смазка разбрызгивалась на коробку. Кто-то уже лазил в эту "гранату" - пыльник был закреплен пластиковыми хомутами. Заказали новый пыльник, с заменой пришлось повозиться. Внутренности ШРУСа промыли, заложили новую смазку. На сепараторе есть заметный износ, но "граната" еще походит.

Замена пыльника ШРУСа Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена пыльника ШРУСа Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена пыльника ШРУСа Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена пыльника ШРУСа Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена пыльника ШРУСа Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

С амортизаторами всё было еще сложнее. Для начала разобрали переднюю подвеску. Для снятия амортизатора нужно открутить гайки крепления верхней опоры, открутить стойку стабилизатора, открутить и выбить нижний болт крепления вилки амортизатора. После откручивания и демонтажа шаровой опоры верхнего рычага, откручиваем и снимаем болт вилки, стягивающий амортизатор в нижней части.
После всего этого амортизатор снимается в сборе с верхним рычагом. Дальнейшая разборка - несложна.

Замена амортизатора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена амортизатора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена амортизатора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена амортизатора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена амортизатора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена амортизатора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена амортизатора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена амортизатора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена амортизатора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена амортизатора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Главная проблема в том, что машина у нас со спортивной (заниженной) подвеской. У нас стояли амортизаторы Бильштайн B6 Sport. По данному артикулу амортизаторы заказать было нельзя, подбор на сайте Бильштайна дал другой артикул на замену, но срок поставки и высокие цены нас не устроили.
По каталогам подобрали амортизаторы TRW, но длина амортизаторов, указанных в каталоге, не совпадала с нашими Бильштайнами! При этом данные TRW предназаначались именно на спорт-подвеску. Диаметр трубы (39 мм) и штока (11 у нас и 12 в каталоге) совпали.
Делать было нечего - заказали на свой страх и риск.
Комплект обошёлся в 4,4 тыс.руб, когда ценник на Бильштайн был около 6-8 тыс.руб за штуку!
В результате нам повезло - амортизаторы оказались полной копией Бильштайнов по всем размерам. Дальнейшая сборка подвески не представила особых проблем.

Замена амортизатора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена амортизатора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена амортизатора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена амортизатора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

Так же заменили верхний левый рычаг - шаровая опора в нём была разбита и болталась. В новом рычаге (неоригинал Birth) шаровая перемещается плавно, не так плотно, как в новой шаровой ВАЗ, так что считаем это нормой, а не признаком для замены всех рычагов - подвеска не должна быть заневолена.
В правой арке отсутствовал пластиковый брызговик - он защищает ремни и ролики от грязи, летящей с колеса. Поиск по каталогам выявил удивительный ценник на данный кусок пластика - аж 2400 руб! Тратить деньги на такую роскошь не стали, вырезали щиток из куска оцинковки и закрепили на саморезах по штатным местам. Дешево и сердито!
Попутно заменили оборванный разъем датчика задней скорости - он полностью подошёл от ВАЗовской проводки.

Верхний рычаг Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Верхний рычаг Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена амортизатора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Замена амортизатора Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Датчик Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

После ремонта подвески - сделали сход-развал. Развал на машине не регулируется и по кругу он составляет впечатляющие -2.5 градуса. После регулировки схождения на передней и задней оси машина наконец-то поехала нормально, без рысканья по прямой. Амортизаторы TRW ничем не хуже именитых Бильштайнов, подвеска работает нормально, стуки-скрипы отсутствуют.

Наконец-то двигатель готов, на него водружена пластиковая крышка с фирменными надписями - машину можно отдавать клиенту! Мотор заводится легко, не дымит. Динамика по мере обкатки - всё лучше и лучше.

Подкапотный отсек Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Подкапотный отсек Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Подкапотный отсек Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK
Подкапотный отсек Alfa Romeo 147, 1.6 TwinSPARK

 

Машина наездила по Набережным Челнам около 250 км, после чего благополучно своим ходом уехала в Тольятти (еще 450 км). Надеемся, мотор будет еще долго радовать своего владельца.

Двигатель, как и машина оставили смешанные впечатления - оригинальный итальянский дизайн - словно магнит, притягивающий взгляды окружающих, красивый салон, неплохая шумоизоляция, соседствуют с откровенно провальными и странными инженерными решениями по двигателю - ненадёжная шатунно-поршневая группа с тонкими и слабыми шатунными болтами, маленький диаметр шатунной шейки, чрезмерно жёсткие пружины клапанов, приводящие к износу кулачков распредвала и обрыву тарелок клапанов, ненадёжный вариатор фаз (по отзывам на форумах - срок службы от 50 до 90 тыс.км - кому как повезёт), неглубокие гнёзда гидрокомпенсаторов, разбивающиеся со временем. С другой стороны - большие диаметры каналов в ГБЦ, вкупе с диаметрами тарелок - всё направлено на мощность. Жертвой тому пал расход топлива. Все фирменные запчасти - под заказ из Италии, с заметно высокими ценами. Отсутствие ремонтных и даже стандартных поршней сильно затрудняют ремонт двигателя. С другой стороны - наличие относительно дешевых запчастей по подвеске - китайцы (под брендом разных фирм из "Germany") освоили почти всю номенклатуру расходников - рычаги, тяги, амортизаторы - поддерживать подвеску в рабочем состоянии за не очень большие деньги - вполне по силам. Если, конечно, не менять все рычаги в сборе всей кучей, как некоторые альфаводы, а вдумчиво оценить состояние всех элементов, сохранив рабочие.
Выбор несложен - за красоту и оригинальность машины, возможность выделиться - приходится либо платить, либо влиться в общую безликую массу ВАЗо-Нексия-водов, утешив самолюбие дешевыми и распространёнными запчастями.


Типовая смета на капремонт двигателяAlfa Romeo 147 (1.6 TwinSpark 120 HP) размещена в разделе прайс-лист. Данная смета позволяет сориентироваться в объеме работ и ценах на запчасти.

 

Статья написана: 7 декабря 2013 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.