ВАЗ 2114 (1.6i Гранта 8 кл) + Нуждин 10.42 + ВСХ

Работу с двигателями ВАЗ "Гранта" (8-ми клапанник с облегченной ШПГ на приоровском шатуне) мы ранее рассматривали несколько раз. В этом отчёте кратко опишем результат переделки двигателя ВАЗ-2111 (1.6 литра, 8 кл, тяжёлая ШПГ), установленного на автомобиле Лада Самара, в двигатель ВАЗ-21116 (1.6 литра, 8 кл, облегченная ШПГ).

Клиент владеет автомобилем ВАЗ-2114 и перед капремонтом долго выбирал между конверсией в 16 клапанник и сохранением 8-ми клапанника. После описания бюджетов и результативности обоих вариантов, он остановился на переделке двигателя на облегченную ШПГ с сохранением заводского пластикового ресивера и 8-ми клапанной головки. По опыту предыдущих работ, такой двигатель обычно не выходит за пределы 100-110 сил на гражданских распредвалах и заводском ресивере, но клиента это устроило. Переделывать коробку передач клиент так же отказался (хотя сюда не помешал бы 18 ряд, главная пара 3.9 и блокировочка).
Двигатель был демонтирован с автомобиля, в блок цилиндров врезаны форсунки охлаждения поршней, цилиндры расточены в ремонтный размер с платохонингованием под "безвтыковые" литые поршни СТК диаметром 82.5 мм. Тяжёлые шатуны 2108 отправились в утиль, а их место заняли облегченные шатуны "приора". Коленвал остался заводским, с ходом 75.6 мм, таким образом объем двигателя сохранился прежним - 1.6 литра.
Головку блока цилиндров капитально перетрясли, установив бронзовые направляющие, облегченные клапана и тюнинговый распредвал Нуждин 10.42 мм. Горловины впускных и выпускных каналов и их сёдла были расточены, аналогично старой работе 2008-го года (фото). Дополнительно была установлена дроссельная заслонка на 54 мм. Выхлоп серийный, вместо катализатора - вставка 4-1. Маховик стандартный (тяжёлый).
Во время прохождения обкатки клиент так же установил на Самару кондиционер производства компании Фрост:

Гранта 8 кл, Е-газ - вал Нуждин 10.63 в сток-ГБЦ + ВСХ
Гранта 8 кл, Е-газ - вал Нуждин 10.63 в сток-ГБЦ + ВСХ
Гранта 8 кл, Е-газ - вал Нуждин 10.63 в сток-ГБЦ + ВСХ

К слову говоря, установка распредвала с ходом 10.42 мм (вместо заводского с ходом 9.6 мм) сделала мотор "втыковым" (на тонкой металлической прокладке ГБЦ), т.е. глубины циковок "безвтыковых" поршней СТК не хватило.

После обкатки двигателя и отписки программы онлайн (на бензине Аи95), сняли график ВСХ, для оценки результативности проведенных работ.

Пик мощности: 105 л.с. при 5700 об (красная линия)
Пик кр.момента: 14.6 кг при 4300 об (синяя линия)

Гранта 8 кл, Е-газ - вал Нуждин 10.63 в сток-ГБЦ + ВСХ

Получили предсказуемый результат и полностью "попали" в свои прогнозы относительно вилки мощности 100-110 л.с., но и результат вполне закономерен для своих скромных затрат - переделка на 16 клапанник потребовала бы куда больших расходов.

У нас уже была Приора с грантовским мотором и Е-газом, куда мы поставили вал Нуждин 10.63 и откатали программу онлайн - прекрасная возможность сравнить два двигателя. Наложим два графика друг на друга:

Гранта 8 кл, Е-газ - вал Нуждин 10.63 в сток-ГБЦ + ВСХ

Зеленые графики пунктиром - Самара с валом Нуждин 10.42 мм! Приора-Гранта с валом Нуждин 10.63 мм уступила практически во всём диапазоне, лишь до 2000 оборотов имея превосходство в тяге (очевидно, за счёт программно прикрытого электронного дросселя). Большую мощность при прочих равных (и меньшем подъеме клапана и фазах) можно списать только на облегченные клапана и расточенные горловины седел - это увеличивает сечение пары "седло-клапан" и улучшает наполняемость цилиндров, что и видно на графике.

Резюмируя данную работу, подытожим, что для полной реализации данного двигателя нужна коробка с 18 рядом и более короткой главной парой, а для получения большей мощности - потребуется замена впускного ресивера на сварной типа "Стингер", а так же комплексная доработка ГБЦ (расточка-шлифовка каналов), что по бюджету может приблизиться к цене конверсии двигателя в 16-клапанный вариант.


Статья написана: 30 августа 2015 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.