Еще одна машинка, на которой мы опробовали распредвал Нуждина. Автомобиль ВАЗ 2113, кубатура 1.5 литра, фазированный впрыск, восьмиклапанник. Ранее клиентом были установлены: экстремально облегченный маховик, газовое оборудование 2-го поколения с эмулятором форсунок, сделан чип-тюнинг.
Была поставлена задача сохранить газовое питание, для поездок по трассе. Исходя из этого, нами было предложено заменить чугунные сёдла на жаропрочную сталь с 11% содержанием хрома - такие сёдла лучше стоят на газу, не прогорая, как заводские.
Выхлоп остался серийным, лишь удалён катализатор.
На впуске стоит заводской дроссель, плюс "конфорка" от газового оборудования, которая существенно сужает сечение впуска. Были опасения, что эта "конфорка" будет душить мотор. Но переход на распределенный впрыск - другая история и другой бюджет.
Распредвал выбрали: низовой узкофазник - Нуждин 10.42, со штырем под фазированный впрыск. Валик полнобазовый, изготовлен из заготовки, имеющей заводской (!!!) отбел кулачков. Фаза небольшая - всего 253 градуса. Узкая фаза дает ровный холостой ход и небольшой расход топлива. Мощность предполагалось вытянуть доработкой головы, как уже не раз было с низовыми валами.
Перечень доработок по головке блока цилиндров:
Распредвал 2110 Нуждин 10.42 моментный (253 град)
Доработанные каналы
Доработанные камеры сгорания
Дюралевые тарелки пружин K-POWER (роспуск пружин 1.5 мм)
Импортные сухари клапанов
Замена седел на увеличенные (жаростойкая сталь, 11% хром)
Клапана увеличенные 39х34 мм
Серийные пружины клапанов
Втулки направляющие - бронзовые (импортная заготовка)
Принудительная смазка толкателей клапанов
Регулировочные шайбы доработаны по RS-технологии
Металлические прокладки ГБЦ и коллекторов
Завтуливание масляного канала
Небольшой фотоотчёт:
В первоначальном варианте (без доработки ГБЦ) машина выдала нижеследующий график. Благодаря облегченному маховику и чиповке с удаленным катализатором - мотор неплох. Двигатель выдал 92 л.с. при 5500 об (мощность - красная линия). Крутящий момент - 13.0 кг при 4600 об.
После установки ГБЦ чиповку не делали. Машина поехала, что называется! Диапазон работы двигателя - до 6500 об (дальше не дает отсечка), крутится он чрезвычайно легко. Померили мощность. Пик в 112 л.с. приходится на 6400 об, максимальный кр.момент 13.9 кг - на 4900 об. Из-за установленной отсечки в 6500 об, померить график до 7200 об невозможно.
Сравним два графика и изменения после установки доработанной головы с большими клапанами и валом 10.42 - см. график далее. Хорошо видно, что до 4000 об изменения небольшие - некоторая прибавка (в пределах 0.8 кг) на низах до 3000 об, и небольшая потеря кр.момента (в пределах 0.5 кг) на 3500 об.
Зато после 4000 об - значительный прирост как мощности, так и кр.момента. На 6000 об добавили 24.7 л.с., и 2.9 кг момента.
На газу графиков ВСХ нет.
Интересно, что газовая "конфорка" на впуске не послужила сколь-либо заметным препятствием и не снизила мощность двигателя.
Очевидно, что узкофазный распредвал 10.42 раскрылся столь хорошо только благодаря доработке ГБЦ и установке больших клапанов, что позволило "провентилировать" диапазон после 4000 об.
И еще одно достоинство этого двигателя - совершенно ровный и стабильный холостой ход. Как у серийного двигателя. И конечно - невысокий расход топлива. Всё это - благодаря распредвалу с узкими фазами и небольшим перекрытием клапанов. Как и ранее, доработка ГБЦ и относительно не горбатый вал снова доказали своё преимущество над горбатыми валами с их трясучим холостым ходом и тухлыми низами.
Статья написана: 12 ноября 2011 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка
статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов,
равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних
сайтах.
|