Приора с "грантовской" душой - восстановление двигателя после казанских очумельцев

В ноябре 2013 года нам позвонили из Казани с просьбой восстановить двигатель Приоры. Из устных объяснений клиента далеко не сразу стало ясно, что же произошло мотором. Затем мы получили письмо с историей двигателя, которое приводим далее:

05.11.13
Здравствуйте! Пишу из г. Казань. В 2011 году была куплена приора 8 - клапанная, позднее узнал в интернете, что двигатель у нее стоит 21116 от гранты, в котором облегченная ШПГ и при обрыве ремня ГРМ происходит встреча клапанов с поршнями. Поехал в автомастерскую устанавливать защиту картера, сделать протяжку узлов, проантикорить днище. Мастер отрегулировал клапана и начал подтягивать ГБЦ и оказалось, что все болты затянуты, а вот два, которые ближе к ремню ГРМ, крутятся почти от руки. Он затянул эти два слабо закрученных болта и завел двигатель. Вместо нормального шума работы двигателя послышалось шипение и постукивание в 1-ом цилиндре - там, где он подтянул незатянутые болты. Мастер, нервничая, снял ГБЦ, и выяснилось, что в 1-ом цилиндре у поршня небольшие вмятины от клапанов , а во 2-ом поршне еле заметные царапины, в 3 и 4 никаких царапин и вмятин нет. Он перевернул ГБЦ тарелками клапанов вверх, залил их бензином и через секунду сказал, что бензин над клапанами не убавляется, значит клапана не погнуло, и все целое. Железную прокладку ГБЦ он поменял на обычную паронитовую и, чтобы не произошла повторная встреча клапанов с поршнями, нужно поменять поршни с шатунами на десяточные. К 15тыс.км я поехал к нему опять, чтобы поменять поршневую. Поршни стояли группы В и он поставил такую же группу, только все от 2110. При затяжке ГБЦ он порвал один болт и резьба осталась в блоке. Пришлось ему снова снять ГБЦ, чтобы выкрутить оставшуюся резьбу и поменять болт. Но как оказалось, болты стоят не М12, а М10, и в продаже таких нет. Пришлось заказывать токарю. После этой переделки двигатель стал работать шумнее, стало больше вибрации и на отметке 2700 на тахометре, что-то звенит, и стоит увеличить обороты, и звон пропадает. Сразу поехал на перепрошивку, т.к ездить было некомфортно (чек сразу же загорелся). Стояли мозги М74 с приоровской прошивкой. В итоге было поменяно 20-25 вариантов прошивок, последняя прошивка у меня осталась без датчиков кислорода. После последней и предыдущих прошивок двигатель до прогревания с холодного до 75 градусов работал нестабильно, обороты плавали от 500 до 950, после 75градусов все выравнивалось и обороты держались на отметке 950.Сейчас уже пробег 48т.км , при движении - вибрации, если прислушаться к глушителю, то слышатся хлопки, сочится масло из клапанной крышки и с прокладки ГБЦ в районе 1 цилиндра. Есть мысли, что поверхность прилегания ГБЦ и блока возле 1 цилиндра чуть отклонена от поверхности прилегания в районе 2,3,4 цилиндра. Вот вся история двигателя.
Возможно ли у Вас поменять на моем двигателе установленную тяжелую ШПГ 2110 на более легкую (первоначальную), но поставить поршни автрамат с циковками под клапана, т.к. потеря мощности минимальна и загиба клапанов не будет (в интернете нашел поршни (...) для двигателя ВАЗ (...) автомобиля «Гранта»), выровнить поверхность прилегания ГБЦ к блоку. (…) И в какую цену мне все это обойдется вместе с вашими запчастями и работой?
Р., Казань

История, безусловно, удивительна! Наш ответ, полагаем, тоже стоит процитировать в полном объеме:

07.11.13
Прочитал всё письмо. Даже не знаю, что сказать по поводу действий "мастера", этот эпос достоин кунсткамеры.
На заводе болты тянет автомат, вероятно мастер просто неправильно выставил метки ГРМ, загнул клапана, а все дальнейшие действия были направлены либо на скрытие этого факта, либо это просто такой мастер (учитывая, что он оборвал болты при затяжке - второе наиболее вероятно).

Поршня Автрамат низкого качества, по опыту работы с ними - ставить их не стоит. Можно поставить СТКовские поршни, у них хороший материал.
Боятся втыка на грантомоторе смысла нет, он более надежен, чем приоровский, т.к. нет паразитного ролика, как на 16V, а от него большинство бед на приоромоторе.

При снятии блока можно будет оценить состояние сцепления. Тарахтение нужно послушать, обычно это подшипники КПП.
Прайс по ремонту КПП есть на сайте, работа примерно 3-4 т.р. со с\у и нашими поездками за запчастями,плюс запчасти.

Вопрос с прошивкой тоже решаем, есть чиповщик нормальный.

Капремонт блока цилиндров может выйти в районе 15-20 т.р. с запчастями, желательно шатуны ваши привезти с собой.
Головку тоже будем проверять, веры в "бензин мастера" нет никакой - пуканье в глушителе может свидетельствововать о неплотности клапанов в сёдлах, малом зазоре клапанов, поздних углах зажигания.
(…)
Квазар, Мастерская K-POWER

Дальше действия развивались следующим образом. Мониторинг наших поставщиков показал, что ремонтных поршней на Гранту в Набережных Челнах нет никаких (по состоянию на ноябрь 2013 года). Гильзовать блок цилиндров и покупать стандартные поршни - не хотелось. Вариант поршней от Автрамата был исключен, по причине традиционно низкого качества сплава (слишком мягкий, что приводит к быстрому износу юбки и усадке поршня в диаметре, что вызывает увеличение зазора "поршень-цилиндр", со всеми вытекающими - стук и жор масла).

Дальнейшая проработка вариантов привела к поршням от СТК (Самарская Технологическая Компания). Эта компания выпускает поршни диаметром 82.5 мм (первый ремонтный размер), с графитовым покрытием юбки поршня, с глубокими циковками (мотор становится безвтыковым, с одновременным снижением степени сжатия).
Поршни клиент заказал самостоятельно, из Тольятти и привез вместе с машиной. В комплекте с поршнями идут пальцы, стопоров и поршневых колец нет.
Внимательный читатель, возможно, спросит - почему мы решили точить цилиндры в 1-й ремонт, если пробег относительно невелик? Данное решение было принято потому, что до вскрытия мотора мы не можем оценить состояние цилиндров, и их износ при эксплуатации мотора на тяжёлой поршневой группе от 2110 двигателя. А вскрывать мотор, и потом заказывать поршни - потеря времени как для клиента, так и для нас, т.к. это не иномарка, где цена ремонта оправдывает простой машины и ожидание заказанных запчастей. Кроме того, мы знаем, что АвтоВАЗ при хонинговке цилиндров даёт увеличенный монтажный зазор (для перестраховки от "безбашенных лётчиков", купивших машину в автосалоне и сразу начинающих "вжаривать" двигатель без всякой обкатки), нередко встречаются цилиндры с эллипсом, кроме того, качество заводского хона нас так же не устраивает - он очень грубый. Расточка и правильная обработка цилиндров (платохонингование) с нужным зазором - верный залог долгой и беспроблемной эксплуатации автомобиля. Тем более, цена обработки цилиндров в общей смете ремонта не так уж велика.

После утряски вопроса с поршнями, клиент приехал из Казани и оставил машину на ремонт. Поскольку двигатель Гранты мы еще не вскрывали, будет интересно посмотреть вживую, что же там накрутили ВАЗовские конструкторы. Сразу в глаза бросается новый кожух ремня ГРМ. Новый пластиковый ресивер с еще более длинным впускным трактом (что благоприятно для увеличения крутящего момента на малых и средних оборотах), электронный дроссель...

K-POWER | Ремонт двигателя 21116 Гранта
K-POWER | Ремонт двигателя 21116 Гранта

Вот он, чудо-болт, выточенный в Казани. Под болтом, на стыке головки и блока цилиндров - мокро от масла. Там проходит канал слива масла из головки. Понятно, что самодельный болт ничего не прижимает.

K-POWER | Ремонт двигателя 21116 Гранта
K-POWER | Ремонт двигателя 21116 Гранта

Снять головку - дело элементарное. Самодельный болт на вид выточен вполне грамотно, из прутка, даже сделана некая попытка его закалить (болт черненый - калили в масле), вот только наобум это всё сделано - и сталь не та, и с закалкой не угадали казанские умельцы. В итоге болт в процессе работы двигателя (нагрев-охлаждение) вытянулся и затяжка исчезла - болт мы открутили лёгким усилием, в отличие от остальных. Помимо отпотевания прокладки маслом, из-за фактически отсутствия стяжного болта, обнаружился еще один неприятный факт - антифриз начал течь в цилиндры. На фото видно - после снятия головы на поршнях 1 и 2 цилиндров - лужи антифриза. И это несмотря на то, что весь антифриз до разборки двигателя был слит! К чему приводит работа поршня с водой? К износу цилиндров. В итоге, мы убедились, что принятое решение - заранее заказать ремонтные поршни 82.5 мм было правильным.

K-POWER | Ремонт двигателя 21116 Гранта
K-POWER | Ремонт двигателя 21116 Гранта
K-POWER | Ремонт двигателя 21116 Гранта
K-POWER | Ремонт двигателя 21116 Гранта

Головка у Гранты - незначительно модернизированная 8-кл голова, хорошо знакомая по прочим двигателям ВАЗа. По заявлениям тольяттинцев, они установили латунные направляющие втулки клапанов (наконец-то!). В остальном - всё то же самое. Головку можно отличить по бобышке с номером 11186. Проверять, есть ли там латунные втулки или нет - мы не стали, т.к. клапана в сёдлах сидят плотно, люфт открытых клапанов - минимален, признаков утечки масла по направляющим втулкам нет, по-этому голову мы не разбирали, чем сэкономили клиенту бюджет ремонта двигателя. Катколлектор тоже демонтировали, он будет заменен на паук 4-1 с отключением 2-го лямбда зонда.

K-POWER | Ремонт двигателя 21116 Гранта
K-POWER | Ремонт двигателя 21116 Гранта
K-POWER | Ремонт двигателя 21116 Гранта
K-POWER | Ремонт двигателя 21116 Гранта
K-POWER | Ремонт двигателя 21116 Гранта
K-POWER | Ремонт двигателя 21116 Гранта

Блок растачиваем и хонингуем в ремонтный размер. Кстати, блок здесь от 16-кл двигателя Приоры, т.е. на заводе произведена обратная унификация. По-этому резьба в блоке - М10. Масляные форсунки охлаждения поршней так же присутствуют с завода.

K-POWER | Поршни Гранта ремонтные
K-POWER | Ремонт двигателя 21116 Гранта
K-POWER | Поршни Гранта ремонтные
K-POWER | Поршни Гранта ремонтные

Коленвал шлифовки не требует, лишь обновили вкладыши. Сальники и сцепление - тоже в идеале. Купить металлическую грантовскую прокладку - не проблема. А вот найти грантовский болт крепления ГБЦ - проблема. Но, в итоге, всё же нашли и его. Блок собран, поставлен, головка прикручена, катколлектор заменили на вставку 4-1. Прошивка так же заменена.

K-POWER | Поршни Гранта ремонтные
K-POWER | Ремонт двигателя 21116 Гранта
K-POWER | Ремонт двигателя 21116 Гранта
K-POWER | Ремонт двигателя 21116 Гранта

Привод ГРМ у Гранты модернизированный, с новым натяжным роликом, изменился так же и ремень со шкивами.

K-POWER | Поршни Гранта ремонтные
K-POWER | Ремонт двигателя 21116 Гранта

После заливки нового масла, был произведен пуск двигателя, горячая обкатка и машина выдана клиенту. Таким образом, Приоре вернули "облегченную грантовскую душу"...

 

Статья написана: 12 января 2014 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.