Кризис 2015\16 гг шагает по стране - работы по-прежнему много, но появились приметы "новой реальности" - расчёты бартером. Так было в работе с этой машиной. В обмен на некоторые услуги, автор взялся за работу с Калиной Спорт первого поколения.
Клиент - давний знакомый, много лет назад ему была сделана доработанная ГБЦ на девятку (1.5 л., карбюратор), тюнинговый мотор прошёл более 100 тыс.км и машина была продана. После резвой девятки клиенту было тяжко передвигаться на задумчивой Калине с е-газом, даже несмотря на приоромотор объемом 1.6 литра. Из букета проблем - отсутствующая 2-я передача и удалённый катколлектор. Машина непрошитая, контроллер работает в аварии по причине неисправного катализатора, в общем - классический овощь.
Фото машины не сохранилось, но авто и так всем известно - Калина Спорт 1-го поколения отличалась от простой Калины обвесами, обшитыми сидениями и задними дисковыми тормозами. Передние тормозные диски были 15-го диаметра, всё с теми же восьмыми узенькими колодками. В коробку завод ставил главную пару с числом 3.9 - что сделало заводской ряд чуть более коротким, чем с заводской парой 3.7, но не избавило от провала между первой и второй передачами.
Пробег машины - 71 тыс.км.
Для начала займёмся коробкой. У клиента на девятке уже была собранная автором коробка с типовым набором "вкусняшек" - 18 ряд, главная пара 3.9 и блокировка. Таким набором он был очень доволен. Эта коробка успешно пережила сгнившую девятку, затем была продана и установлена московскому клиенту на Самару с 16 клапанным двигателем. Живёт сия коробка у москвича и по сей день.
В этот раз ничего нового изобретать не стали. Приоровский вторичный вал (напомню, завод штатно ставит пару 3.9) заменили на надёжный цельный 08 вал, установили 18 ряд, винтовую блокировку на 7 килограмм. Обновили синхронизаторы, заменив их на кольца нового образца с 6-ю зацепами, обновили муфты (старые были убиты), профилактически заменили все подшипники.
С двигателем пошли по типовой схеме. Поскольку бюджет был сильно ограничен, от сборки 1.8 литровика временно отказались. Мотор масло не брал и заменить поршни на "безвтык" бюджета тоже не было. Засим ограничились лишь заменой валов на 8.7 с фазой 263 градуса. Валы неоднократно рассматривались в ранних примерах. Бюджетные валы обмениваются на заводские валы клиента с доплатой, ставятся без подпятников и не требют разрезных шкивов. Валы поставили на плоских толкателях, т.к. RS-толкатели клиенту были не интересны - чуть более ровный холостой ход не в приоритете для него. Вставку 4-1 клиент поставил правильную и здесь тоже вмешательство не потребовалось.
Мотор легко пустился на заводской программе. По просьбе клиента программа была откатана на Аи95 бензине в коррекциях по углам зажигания, под дальнейшую установку распределенного впрыска газового топлива. На бензине Аи92 можно заводить мотор, прогревать, неспеша передвигаться, но "наваливать" нельзя. На бензине Аи95 и Аи98 можно ехать на всю катушку. Холостой ход - 880 оборотов, едва слышно очень незаметное подёргивание, характерное для этих валов на плоском толкателе (сферические RS-толкатели полностью выравнивают холостой ход). Плюс отписки программы в коррекциях УОЗ - не требуется вариатор углов зажигания при установке ГБО (вариатор УОЗ обманывает бензиновый мозг при работе на газу, смещая сигнал от ДПКВ, тем самым увеличивая углы зажигания, именно такой вариатор стоит у автора на Форде с ГБО, где до сих пор заводская программа).
Стоит отметить, что клиент до приезда к нам распилил дроссель. Был за это отруган. Есть такая мулька - делать насечки в теле дросселя в районе заслонки. Автор не помнит, как называется этот тюнинг, но его изобретатели обещают прирост всего и вся. А если не устроит - они замажут надрезы эпоксидкой и всё вернут назад. Но эпоксидка от перепадов температур (мотор нагревается и остывает, а с ним и дроссель) быстренько отваливается от алюминия и улетает прямиком в цилиндры, убивая клапана...
На деле эти надрезы призваны обмануть компьютер - дроссель открылся на малый угол, а воздуха пошло больше (что отслеживается по ДМРВ или по разрежению на ДАДе), мозг не переходит в режим эконорм. Некоторый эффект на непрошитой машине действительно есть. Но вот при полноценном тюнинге эти надрезы становятся настоящим бичом владельца машины. При удалении всех экологических удавок и ускорении открытия дросселя (а тем паче его открытии на 99% вместо заводских 77-80% на е-газе) эти надрезы совершенно бесполезны. Появляется дерготня при малом дросселировании, неприятные рывки. Чиповщик в своё время спорил с одним адептом этих надрезов -
на одной программе и одном моторе они сравнили 3 дросселя (благо их замена не занимает много времени) - заводской, заводской с надрезами и дроссель увеличенного диаметра (речь идёт про девяточный мотор с мех.дросселем). После удаления эконорм из программы, и её отписки, дроссель с надрезами давал дерготню мотора на малых углах открытия заслонки и ехал хуже расточенного по диаметру, который обеспечил самое лучшее цикловое наполнение. А цикловое наполнение на "полной дыре" дросселя с надрезами было хуже стокового, т.к. надрезы создали турбулентность воздушного потока и снизили наполнение цилиндров. В итоге, этому адепту (заплатившему в то время немалые деньги за учёбу этому "искусству") простым сравнением циклового наполнения в цифрах на разных дросселях была доказана полная глупость и бесполезность его "тюнинга". Сколько дросселей изговняно вот такими надрезами - учёту не поддаётся. По опыту чиповщика, после отписки программы, люди эти надрезанные дросселя вынуждены менять на нормальные, т.к. мириться с дерготнёй на малых углах открытия заслонки - сложно. Вот так это всё ужасно выглядит:
После отписки программы, сняли график. В итоге:
пиковая мощность: 124 л.с. при 5800 об (красная линия),
пиковый
крутящий момент: 17.7 кг при 4900 об (синяя линия).

Очень хороший результат как по крутящему моменту, так и по мощности для серийного двигателя 21126 с объемом 1.6 литра, стоковой головкой и заводским пластиковым ресивером. На бензине Аи92 и более скромных углах - результаты обычно куда слабее. Очевидно, что более ранние углы на более высокооктановом топливе дали свой весомый вклад в дело повышения крутящего момента.
Клиент покатался и через день отозвался так - машиной очень доволен, с этой коробкой - ракета, расход на трассе 5-5.5 литра на скорости 90-100 км\ч, в городе расход упал на литр-полтора.
Бюджет всей работы - 51 тыс.руб с отпиской программы на дороге, из них на коробку ушло 36 тыс.руб (работа + запчасти). Учитывая, что дополнительно менялось сцепление в сборе (недешевый Люк) - соотношение затраты\результат весьма выгодное для клиента.
Статья написана: 7 февраля 2016 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка
статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов,
равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних
сайтах.
|