ВАЗ 2114 1.6i - переделка с 8v на 16v с приоронизом и валами

Владелец автомобиля ВАЗ 2114, Слава - давно "заболел" тюнингом. Поначалу на автомобиле стояло газовое оборудование. Когда начался тюнинг, ГБО было продано и "понеслось"...

В качестве первого этапа тюнинга, Слава поставил в 8-ми клапанный двигатель 1.6л распредвал Нуждин 11.8 мм, увеличенную дроссельную заслонку (54 мм), на выхлоп - паук 4-2-1 и прямоточный резонатор. Местные "теоретики", выполнившие данную работу, написали программу для ЭБУ, и машина в такой конфигурации проездила около 15 тыс.км.

Разумеется, результатов всегда маловато и в качестве следующих вариантов доработки были рассмотрены: установка еще более злого вала с фазой 320 град или переход на 16 клапанный двигатель. На этом этапе владелец авто обратился к нам за советом. Совет он получил - или дорабатывать 8-ми клапанную голову, т.к. она сильно душит мотор, либо переходить на 16 клапанник, с приоронизом. Почему с приоронизом? Потому, что приоровская ШПГ имеет меньший вес, по сравнению с 124 низом и результат получается заметно более лучшим. Тем более, блок всё равно надо разбирать, перетачивать цилиндры, врезать маслофорсунки охлаждения поршней (для увеличения ресурса ШПГ).

Машину ставим в бокс и начинаем с осмотра, замера графиков ВСХ. Под капотом стоит растяжка и фильтр нулевого сопротивления.

ВАЗ 2114 1.6i - переделка с 8v на 16v с приоронизом и валами
ВАЗ 2114 1.6i - переделка с 8v на 16v с приоронизом и валами
ВАЗ 2114 1.6i - переделка с 8v на 16v с приоронизом и валами
ВАЗ 2114 1.6i - переделка с 8v на 16v с приоронизом и валами

Замерили мотор, прежде чем разбирать. График кривоват, мощность 110 л.с. при 6100, и резкий обрыв на верхах. Очевидно, что серийная 8-ми клапанная головка душит двигатель.

Замер серийного двигателя 2111 с валом Нуждин 11.8

Начинаем разбирать двигатель. Под клапанной крышкой обнаруживаем, что валику Нуждин 11.8 за 15 тыс.км пробега стало плохо - большая часть кулачков крошится. Тут можно заметить, что всовывание такого вала в серийную головку даром не проходит, без облегчения клапанов и снижения преднатяга пружин. Головке блока цилиндров тоже поплохело - выпускные клапана люфтят в направляющих - втулки уже изношены. На таком подъеме клапана износ серийных чугунных втулок происходит экстремально быстро, нужно ставить качественные бронзовые втулки - только они способны длительно ходить без износа при больших подъемах клапана.
По-этому клиентам, желающим поставить тюнинговый вал в серийную головку мы всегда советуем - нужно хотя бы поставить бронзовые втулки, иначе ресурс головки сходит на нет...

ВАЗ 2114 1.6i - переделка с 8v на 16v с приоронизом и валами
ВАЗ 2114 1.6i - переделка с 8v на 16v с приоронизом и валами
ВАЗ 2114 1.6i - переделка с 8v на 16v с приоронизом и валами
ВАЗ 2114 1.6i - переделка с 8v на 16v с приоронизом и валами
ВАЗ 2114 1.6i - переделка с 8v на 16v с приоронизом и валами
ВАЗ 2114 1.6i - переделка с 8v на 16v с приоронизом и валами

Заглянем в цилиндры - там тоже "болезней" немало - огромное количество задиров на зеркале... Это следствие "отжига" и уличных гонок. Таких задиров бы не было, если бы стояли масляные форсунки охлаждения поршней, но их на 8-ми клапанном двигателе нет, и поршни на экстремальных режимах пучит от перегрева и они задирают цилиндры.

Задиры зеркал цилиндров
Задиры зеркал цилиндров
Задиры зеркал цилиндров

Снимаем блок цилиндров и разбираем его. На маслозаборнике приклеилась гаечка - кто-то уронил в мотор...

Разбираем блок цилиндров 2111
Разбираем блок цилиндров 2111
Разбираем блок цилиндров 2111
Разбираем блок цилиндров 2111
Разбираем блок цилиндров 2111

На поршнях нет живого места - все юбки задраны. Это последствия светофорных гонок и перегрева поршней, которые нечем было охладить в ввиду отсутствия маслофорсунок. Коленвал оказался в идеальном состоянии - за 80 тыс.км лишь он один не пострадал от повышенных оборотов, т.к. в достатке снабжался маслом. Промеры шеек показали отсутствие износа.

Разобранный блок цилиндров 2111
Задиры на поршнях
Задиры на поршнях
Коленвал в идеале

Займемся головкой блока цилиндров. Её владелец авто купил с рук, в б\у состоянии. Там уже были тюнинговые валы. Головку помыли и отдефектовали - валы износили постели и просто болтались в шейках. Пришлось заниматься ремонтом постелей распредвалов - шейки напыляли ДИМЕТом, постели заново растачивали на станке. Втулки клапанов и сами клапана были в хорошем состоянии, ограничились заменой маслосъемных колпачков, клапана освободили от нагара. Тарелки пружин установили облегченные, своего производства, с роспуском пружин -1.5 мм.
Каналы в ГБЦ кустарно попилены прежним владельцем - металл грубо выбран бормашинкой. Т.к. бюджет не позволял доработку головы, каналы трогать не стали - оставили как есть.

Задиры зеркал цилиндров
Задиры зеркал цилиндров
Задиры зеркал цилиндров
Задиры зеркал цилиндров

Займёмся сборкой шатунно-поршневой группы. Ранее мы неоднократно писали о преимуществах облегченной ШПГ от Приоры (равно как и о недостатках), повторяться не будем. Мы купили комплект шатунов, поршни использовали СТК диаметром 82.5 мм, в комплекте шли коробчатые поршневые кольца - их и оставили.

Облегченная ШПГ от Приоры
Облегченная ШПГ от Приоры
Облегченная ШПГ от Приоры
Облегченная ШПГ от Приоры
Облегченная ШПГ от Приоры
Облегченная ШПГ от Приоры
Облегченная ШПГ от Приоры

Блок цилиндров помыт и расточен в ремонтный размер, сделано платохонингование, врезаны маслофорсунки, блок собран с коленвалом. Шестерня привода ГРМ устанавливается от 2112, под широкий 16-клапанный ремень.

Блок с форсунками маслоохлаждения
Блок в сборе
Блок с форсунками маслоохлаждения
Шестерня привода ГРМ
Блок в сборе
Блок в сборе

Маховик заказали готовый, из Тольятти, максимально облегченный, под увеличенное сцепление 2110, но с венцом от 2108. Маховик явно "самопальный", т.к. отверстия под болты крепления с коленвальными дырками просто не совпадали... Помучались, затянули. Сцепление 2110 поставили от фирмы LUK, его корзина имеет более приплюснутую форму и не задевает за колокол КПП, что позволяет избежать доработки (подточки) колокола КПП.

Маховик под 2112 сцепление и 08 венец
Маховик под 2112 сцепление и 08 венец
Сцепление LUK
Сцепление LUK
Сцепление LUK
Сцепление LUK

Ставим собранный блок в отсек и монтируем 16-ти клапанную головку блока цилиндров. Прокладка ГБЦ - стальная, от Приоры. Болты ГБЦ - восьмые, укороченные. Отверстия под болты в ГБЦ увеличены.

Блок в отсеке
Блок в отсеке
Блок в отсеке
Блок в отсеке

С выхлопом немного "сели в лужу" - паук 4-2-1 под 16 клапанник не стыкуется с тюнинговым резонатором от 8-ми клапанника. Нужен комплект, сделанный именно под Самару. Иначе получается картина, показанная на фото ниже.

Тюнинговый выхлоп на Самару
Тюнинговый выхлоп на Самару

Времени и возможности заниматься сваркой не было, паук вернули, резонатор сняли и поставили готовый комплект для Самары. Кстати, банка так и осталась - прямоточной.

Тюнинговый выхлоп на Самару
Тюнинговый выхлоп на Самару
Тюнинговый выхлоп на Самару
Тюнинговый выхлоп на Самару
Тюнинговый выхлоп на Самару

Помпу специально заказали из Москвы - HEPU 2112. По ней на данный момент (начало 2013 года) самые положительные отзывы на приороклубе - она весьма надёжна. Но и цена кусючая. Профиль зуба - трапеция, но помпу форумчане ставили на ремень 21126 с круглым зубом - отлично работает. У нас ремень 2112 с трапециевидным зубом.

Помпа HEPU 2112
Помпа HEPU 2112
Помпа HEPU 2112
Помпа HEPU 2112

Ремень ГРМ и ролики - Gates PowerGrip Sport - так же заказывали из Москвы, специально для данной машины. Ролики со стальными ободами и при заклинивании - будет шанс, что ремень не порвётся.

Ремень ГРМ PowerGrip СПОРТ
Ремень ГРМ PowerGrip СПОРТ

Так же специально для данной машины мы изготовили оснастку и сделали комплект RS-гидрокомпенсаторов с радиусной поверхностью. Данные гидрокомпенсаторы снижают шумность механизма ГРМ, сужают фазы. Много лет мы испытывали такую доработку на регулировочных шайбах 8-ми клапанного двигателя, что дало положительный результат при применении распредвалов любых изготовителей.

RS-гидрокомпенсаторы
RS-гидрокомпенсаторы
RS-гидрокомпенсаторы
RS-гидрокомпенсаторы
RS-гидрокомпенсаторы
RS-гидрокомпенсаторы

При сборке двигателя использованы свечи NGK. Разрезные шкивы выставили на перекрытие 1.6 мм на впуске и 1.2 мм на выпуске. Напомню, распредвалы не имеют никакой маркировки, куплены вместе с ГБЦ владельцем авто. Предположительно, это распредвалы УСА. Кулачок сильно горбатый на вершине, базовый диаметр 29 мм, валы на подпятниках. Подъемы кулачков намерили около 9.2 на впуске и 9.0 на выпуске.
Форсунки топливные заменили на более производительные, от Волги.

Сборка двигателя
Сборка двигателя
Сборка двигателя
Сборка двигателя

Впускной ресивер временно остался заводским, пластиковым. Бюджет был ограничен, по-этому обкатать мотор первоначально решили на нём.
Решить-то решили, а вот впихнуть этот ресивер в Самару - та еще проблема. Для этого уронили мотор назад, насколько возможно, открутили крышку маслозаливной горловины, вентилятор радиатора, часть шпилек с ГБЦ, и только после этого ресивер удалось поставить на место.

Сборка двигателя
Сборка двигателя
Сборка двигателя
Сборка двигателя

После установки ресивера началась муторная и кропотливая работа по наращиванию и переносу 8-ми клапанной проводки для адаптации к 16-ти клапанному двигателю. Всё было сделано максимально цивильно и аккуратно - никаких соплей, вся проводка проложена в пластиковых гофрах. Растяжка стоек от 8-ми клапанника оставлена - зачем покупать новую, если можно переварить ушко крепления задней опоры двигателя на новое место?
Нет смысла так же и менять 8-ми клапанный ЭБУ на 16-ти клапанный (ради установки индивидуальных катушек) - родной модуль зажигания сохранён, а под него изготовлена площадка крепления на клапанной крышке. К этой же площадке закрепили кронштейн фильтра нулевого сопротивления.
Технически существует возможность переделки ЭБУ на 4 индивидуальные катушки, путём допаивания двух ключей на плату (в 8-ми клапанном ЭБУ всего 2 ключа, для управления двумя обмотками модуля), но мы не стали с этим связываться.
Программу ЭБУ переписал Авдеенко Андрей, установлено "Спорт-ПО".

Сборка двигателя
Сборка двигателя
Сборка двигателя
Сборка двигателя
Сборка двигателя
Сборка двигателя
Сборка двигателя

Запуск двигателя прошёл успешно, но работа стартера сопровождалась лязгом. После нескольких пусков двигателя стартер закономерно помер. Оказалось, что просчитались со сцеплением - LUK не задевал за коробку при прокручивании коленвала, но за бендикс (при его выдвижении и зацеплении за венец) - очень даже, и выяснилось это только при пуске двигателя. В итоге бендикс разбило и стартер отказал. Поход на рынок со штангенциркулем выявил редукторный стартер, у которого бендикс был меньше по диаметру. Его и поставили - лязг при запуске исчез.

Стартер двигателя Самары
Стартер двигателя Самары
Стартер двигателя Самары

Вопрос графика для этого двигателя - сложный момент. Было сделано около 20 замеров, и каждый раз графики несколько отличались. Но общий характер мотора получился весьма странным - это некие два "горба" момента - на малых оборотах и в зоне 4000-5500 об. Максимальный кр.момент 22.1 кг на 5000 об, максимальная мощность - 155 л.с. на 5000 об. Странно, что в диапазоне 2500-3500 об заметный провал момента. После 6000 об мощность резко падает вниз, как и на 8-ми клапанной конфигурации.

Замер ВСХ

Сравним 16-ти клапанный двигатель и 8-ми клапанный до переделки. Низы стали лучше, середина просела, на верхах - узкий Эверест момента...

Замер ВСХ

Попробовали менять перекрытия - кардинально ничего не изменяется. Заменили ресивер (об этом ниже) - характер мотора всё тот же.

В процессе работы с двигателем, снималось видео, которое можно посмотреть в ролике ниже. Там же есть видео поездки на этом автомобиле.


После обкатки и пробега 1500 км, заменили ресивер. Ставить "коротыши" желания не было - потерялся бы крутящий момент на малых оборотах, да и рамку радиатора резать владелец не хотел. Подобрали и поставили ресивер M-POWER. Данный ресивер встаёт без резки рамки радиатора, на штатное место. Его плюсы - большая банка ресивера, и большой диаметр каналов - от 45-50 мм от банки и до 35 мм на входе в ГБЦ. Стык рогов и ресивера выполнен на двух болтах с шестигранником. Изготовитель ресивера кладёт на стык хилую вырубную прокладку из паронита - её сразу выбрасываем и стык клеим на герметик.

Ресивер M-POWER
Ресивер M-POWER
Ресивер M-POWER
Ресивер M-POWER
Ресивер M-POWER
Ресивер M-POWER

Т.к. у нас каналы в ГБЦ были кем-то попилены (не самым лучшим образом) и диаметр впускного окна был около 36.5 мм, рога расточили до этого диаметра и отшлифовали, убрав всю литьевую шагрень. Каналы в ресивере тоже отшлифовали, до куда смогли достать (без его резки).
Установка ресивера заняла довольно много времени, т.к. загерметизировать стык рогов и ресивера удалось не с первого раза.

Ресивер M-POWER
Ресивер M-POWER
Ресивер M-POWER
Ресивер M-POWER
Ресивер M-POWER
Ресивер M-POWER

После замеров графиков увидели, что характер мотора не поменялся - так и остались два горба момента. Причина такой двугорбости не совсем понятна - полученная картина чем-то напоминает графики Окушек с широкофазными валами. Очевидно, что дело в "железке" - так работает мотор, или его системы, в частности - выхлоп. Так же неизвестна фаза распредвалов - это затрудняет настройку.
Результат - в общем-то, неплохой, и нравится владельцу - расход в городском режиме 8 литров (учитывая главную пару 4.1 и блокировку дифференциала - это отличный результат, на 8-ми клапаннике расход был около 10 литров), мотор отлично тянет на малых оборотах. На втором горбу момента - мощный подхват.

В дальнейшем по этой машине намечен комплекс мероприятий - нужно произвести дополнительную диагностику системы питания, попробовать заменить прямоточную банку на серийную, еще раз поработать с перекрытиями валов. При появлении новых материалов, они будут опубликованы в данной статье.

 

 

 

Статья написана: 9 июня 2013 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.





Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.