Кунсткамера:
Анатомия водяной помпы FENOX

На автомобиле ВАЗ 2114 с 8-клапанным двигателем сделали капремонт ДВС. Хозяин авто сообщил, что помпа менялась совсем недавно, и действительно - на вид довольно свежая, особых люфтов не было, да и не шумела она до разборки двигателя.
Решили оставить эту помпу, и после запуска двигателя услышали явный шум подшипника помпы. Шум то пропадал, то появлялся. Чертыхаясь, решили помпу менять - слили свежезалитый антифриз, сняли ремень ГРМ, шкив.
Поставили новую помпу (проверенного производителя), а старую отложили в сторону. Она была сделана фирмой FENOX (Беларусь). Огромный ассортимент запчастей данной фирмы позволяет сделать предположение, что бренд "вывесочный", а продукция делается китайками.

Машина с новой помпой работает нормально, отдали ее клиенту, а над старой помпой FENOX решили провести препарацию и разобрать ее полностью: во-первых - любопытства для; во-вторых - найти причину шума; в-третьих - облегчить душу, хорошенько полупив молотком по зловредной помпе.

Спрессовываем шестеренку с валика, затем металлическую крыльчатку (судя по качеству литья, ее отлили в землю). Затем выпрессовываем из алюминиевого корпуса валик в сборе с подшипником, и выбиваем сальник.

K-POWER | Кунсткамера - Анатомия водяной помпы FENOX

K-POWER | Кунсткамера - Анатомия водяной помпы FENOX

В алюминиевом корпусе помпы обнаруживаем порины. Впрочем, на работоспособность помпы они не влияют, и в укор белорусам их ставить не будем.

K-POWER | Кунсткамера - Анатомия водяной помпы FENOX

На фото ниже прекрасно видна дырочка в корпусе, через которую осуществляется слив тосола при отказе сальника. Корпус сальника был запрессован либо на герметик, либо на клей.

K-POWER | Кунсткамера - Анатомия водяной помпы FENOX

Валик помпы с фирменной маркировкой:

K-POWER | Кунсткамера - Анатомия водяной помпы FENOX

Подшипник помпы комбинированный - на одном валике трудится роликовый и шариковый подшипники. У них единый корпус и два собственных сальника. Внутри смазки достаточно много - изготовитель её не пожалел.

K-POWER | Кунсткамера - Анатомия водяной помпы FENOX

Однако, это не спасло подшипник. Мы нашли причину шума помпы - ею оказалась предельная огранка канавок под шариками. Ровная когда-то дорожка стала ломаной, в результате чего шарики начали перемещаться в канавках и шуметь. В дальнейшем это приведет выходу помпы из строя - вероятнее всего она просто заклинит.

K-POWER | Кунсткамера - Анатомия водяной помпы FENOX

Аналогичная картина и в обойме подшипника - в канавке роликового подшипника множественные следы огранки в дорожке качения шариков.

K-POWER | Кунсткамера - Анатомия водяной помпы FENOX

Теперь посмотрим, как устроен сальник помпы, препятствующий прорыву антифриза наружу корпуса помпы. В помпу, за подшипником, запрессован на герметик вот такой девайс:

K-POWER | Кунсткамера - Анатомия водяной помпы FENOX

Развальцовываем тонкий металл и девайс распадается на отдельные составные части. Эти части оказываются, по сути, вариацией обычного водопроводного полуоборотного крана, где вода запирается двумя притертыми керамическими сегментами. Так и здесь - две подпружиненные шайбы, очень хорошо притертые друг к другу, с минимальным коэффициентом трения, перекрывают путь антифризу.

K-POWER | Кунсткамера - Анатомия водяной помпы FENOX

K-POWER | Кунсткамера - Анатомия водяной помпы FENOX

В заключении можно отметить следующее - качество литья средненькое. Металл снова подвёл китайцев и их заказчиков - белорусов - подшипник за небольшой срок эксплуатации уже приобрел заметную огранку по канавкам шарикового подшипника, что может привести к досрочному выходу помпы из строя. Единственное, что порадовало, это сальник, к нему нареканий нет.

Покупать помпу Fenox мы не рекомендуем.

 

Статья написана: 18 февраля 2011 г.
Обновление: 18 декабря 2014 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.



 




Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.