Кунсткамера:
Полировка фланцев выхлопной трубы двигателя ОКИ

Иногда нам пишут вопрос - "что будет, если отполировать выхлопную трубу изнутри?". Такие вопросы, как и стремление отполировать всё и вся, неизменно вызывают улыбку. Кто бы мог подумать, что полировкой выхлопной трубы действительно придется заняться. Догадливый читатель сразу поймет, что статья не зря помещена в Кунсткамеру, а значит, цели полировки служат не поднятию мощности...

Итак, суть проблемы. С 2006 года, когда ЗМА прекратил выпуск Оки, из продажи исчезли заводские элементы выхлопа (резонаторы, глушители) с клеймом КАМАЗ. Знамя подхватили кооперативщики, наладив выпуск своих глушителей. Поначалу это были уродливо сваренные поделия, но в течении 4-х лет их качество поднялось на приемлимый уровень.
Особо отмечу псковские поделия (резонатор похож на палку докторской колбасы) - фланцевый выхлоп имеет настолько идеальную геометрию, что и КАМАЗу не снилось - глушитель висит идеально, трубы тщательно выверены и не цепляют. К сожалению, глушители имеют одинарную стенку (у КАМАЗа она была тройная) и гораздо легче по весу. Хотя первоначально псковские поделия тоже страдали кривой геометрией. Но выбирать не из чего.
Кукморские поделия хотя и имеют вид заводского выхлопа (резонатор и глушитель по форме - копия КАМАЗа), но имеют неприлично легкий вес, плохую геометрию и короткие фланцы - возможно сейчас вопрос с геометрией и решился, но автор ставит на машины только псковские поделия.

Первоначально кооперативщики не умели делать фланцы - они были короткими и не обжимали чугунные кольца (кольца тоже освоили кооперативщики, но качество материала уже не то). В результате выхлоп немилосердно трещал, шумел и пропускал газы по стыкам.

Итак, при капремонте на машину был установлен новый выхлоп, производства г. Псков. Обратите внимание на форму резонатора. Геометрия - ну просто шик и блеск, все гибы идеальные, глушитель по размерам меньше КАМАЗовского, но висит точно и выверено. Однако, герметизировать фланец между приемной трубой и резонатором невозможно - он сечет. В результате - шум в салоне и громкий гул на трассе.

Автор пробовал сажать чугунное кольцо на красный герметик - бесполезно, герметик через 200 км начисто выдувает раскаленными газами.

После обдумывания вариантов (от установки выхлопа старого образца, до приварки фланцев от КАМАЗовского), было решено - победить то что есть.

Для справки - вот так выглядят стыки труб разных типов - "труба-в-трубу" и заводской фланец:

Сравнение типов стыков выхлопа ОКИ

Фланцевый выхлоп соединяется через кольцо. Кооперативщики делают его, кажется, из чугуна, материал более хрупкий, чем заводское кольцо, но деваться некуда - заводские кольца не достать. Из-за кривых кооперативных фланцев кольца ломаются, через места слома газы начинают протекать наружу. Слева - сломанное кольцо, справа - кооперативный новодел.

Кольцо выхлопа Оки

Далее на фото - заводской КАМАЗовский фланец Окушного выхлопа, на фоне заводского боевого КАМАЗа, что особенно внушает:

Фланец выхлопа ОКИ

Рассоединяем фланец - по обильной черноте видно, что стык пропускал, и очень сильно. Кольцо сломано в двух местах. Начинаем шлифовать и полировать фланец. В ходе работы видно, насколько неровен металл - много облоя после формовки, вскрывается грубый сварной шов. Всё это сошлифовывается. Фланец становится ровным.
На полу машины видно черное пятно - сюда попадали газы из стыка.
Шлифуем и полируем оба фланца - и в приемной трубе и в резонаторе.

Полировка фланцев выхлопной трубы двигателя ОКИ
Полировка фланцев выхлопной трубы двигателя ОКИ
Полировка фланцев выхлопной трубы двигателя ОКИ
Полировка фланцев выхлопной трубы двигателя ОКИ
Полировка фланцев выхлопной трубы двигателя ОКИ
Полировка фланцев выхлопной трубы двигателя ОКИ
Полировка фланцев выхлопной трубы двигателя ОКИ
Полировка фланцев выхлопной трубы двигателя ОКИ
Полировка фланцев выхлопной трубы двигателя ОКИ

На этом работа не заканчивается - нужно отформовать фланцы по форме кольца. Для этого фланец собирается и молотком через ломик обстукиваем края фланца. Не жалея сил, стучим по прижимным пластинам - они обминают фланцы вокруг кольца.
Однако, проблема поломки кольца не решается - при горизонтальном расположении болтов и при их сильной затяжке раздается щелчок и кольцо ломается.
Автор предусмотрительно запасся 4-мя кольцами. Было сломано 2 кольца. В итоге решение было найдено - прижимные пластины были повернуты на 90 градусов, и затяжка прошла нормально, без поломки кольца.
Само кольцо было обильно обмазано графитной смазкой.

После проведения данной работы, шум выхлопа исчез и в салоне стало гораздо тише, а на трассе пропал надрывный рев выхлопа.

Статья написана: 28 июня 2010 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов, равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних сайтах.



 




Автор: Квазар
© 2001-2016
г. Набережные Челны
Республика Татарстан, Россия
E-mail: x500@mail.ru
Копирование материалов без согласования с автором не допускается.