Иногда нам пишут вопрос - "что будет, если отполировать
выхлопную трубу изнутри?". Такие вопросы, как и стремление отполировать всё
и вся, неизменно вызывают улыбку. Кто бы мог подумать, что полировкой выхлопной
трубы действительно придется заняться. Догадливый читатель сразу поймет, что статья
не зря помещена в Кунсткамеру, а значит, цели полировки служат не поднятию мощности...
Итак, суть проблемы. С 2006 года, когда ЗМА прекратил выпуск Оки, из продажи
исчезли заводские элементы выхлопа (резонаторы, глушители) с клеймом КАМАЗ. Знамя
подхватили кооперативщики, наладив выпуск своих глушителей. Поначалу это были
уродливо сваренные поделия, но в течении 4-х лет их качество поднялось на приемлимый
уровень.
Особо отмечу псковские поделия (резонатор похож на палку докторской
колбасы) - фланцевый выхлоп имеет настолько идеальную геометрию, что и КАМАЗу
не снилось - глушитель висит идеально, трубы тщательно выверены и не цепляют.
К сожалению, глушители имеют одинарную стенку (у КАМАЗа она была тройная) и гораздо
легче по весу. Хотя первоначально псковские поделия тоже страдали кривой геометрией.
Но выбирать не из чего.
Кукморские поделия хотя и имеют вид заводского выхлопа (резонатор
и глушитель по форме - копия КАМАЗа), но имеют неприлично легкий вес, плохую геометрию
и короткие фланцы - возможно сейчас вопрос с геометрией и решился, но автор ставит
на машины только псковские поделия.
Первоначально кооперативщики не умели делать фланцы - они были короткими и
не обжимали чугунные кольца (кольца тоже освоили кооперативщики, но качество материала
уже не то). В результате выхлоп немилосердно трещал, шумел и пропускал газы по
стыкам.
Итак, при капремонте на машину был установлен новый выхлоп, производства г.
Псков. Обратите внимание на форму резонатора. Геометрия - ну просто шик
и блеск, все гибы идеальные, глушитель по размерам меньше КАМАЗовского, но висит
точно и выверено. Однако, герметизировать фланец между приемной трубой и резонатором
невозможно - он сечет. В результате - шум в салоне и громкий гул на трассе.
Автор пробовал сажать чугунное кольцо на красный герметик - бесполезно, герметик
через 200 км начисто выдувает раскаленными газами.
После обдумывания вариантов (от установки выхлопа старого образца, до приварки
фланцев от КАМАЗовского), было решено - победить то что есть.
Для справки - вот так выглядят стыки труб разных типов - "труба-в-трубу"
и заводской фланец:

Фланцевый выхлоп соединяется через кольцо. Кооперативщики делают его, кажется,
из чугуна, материал более хрупкий, чем заводское кольцо, но деваться некуда -
заводские кольца не достать. Из-за кривых кооперативных фланцев кольца ломаются,
через места слома газы начинают протекать наружу. Слева - сломанное кольцо, справа
- кооперативный новодел.

Далее на фото - заводской КАМАЗовский фланец Окушного выхлопа, на фоне заводского
боевого КАМАЗа, что особенно внушает:

Рассоединяем фланец - по обильной черноте видно, что стык пропускал, и очень
сильно. Кольцо сломано в двух местах. Начинаем шлифовать и полировать фланец.
В ходе работы видно, насколько неровен металл - много облоя после формовки, вскрывается
грубый сварной шов. Всё это сошлифовывается. Фланец становится ровным.
На полу машины видно черное пятно - сюда попадали газы из стыка.
Шлифуем и полируем оба фланца - и в приемной трубе и в резонаторе.
На этом работа не заканчивается - нужно отформовать фланцы по форме кольца.
Для этого фланец собирается и молотком через ломик обстукиваем края фланца. Не
жалея сил, стучим по прижимным пластинам - они обминают фланцы вокруг кольца.
Однако, проблема поломки кольца не решается - при горизонтальном расположении
болтов и при их сильной затяжке раздается щелчок и кольцо ломается.
Автор предусмотрительно запасся 4-мя кольцами. Было сломано 2 кольца. В итоге
решение было найдено - прижимные пластины были повернуты на 90 градусов, и затяжка
прошла нормально, без поломки кольца.
Само кольцо было обильно обмазано графитной смазкой.
После проведения данной работы, шум выхлопа исчез и в салоне стало гораздо
тише, а на трассе пропал надрывный рев выхлопа.
Статья написана: 28 июня 2010 г.
Автор статьи, фото-видео материалов: © Квазар
Запрещены без письменного разрешения автора: перепечатка
статьи целиком или частично, перепечатка и использование фото-видео материалов,
равно как их изменение и редактирование в целях дальнейшей публикации на сторонних
сайтах.
|